Проект :"Дымковская игрушка"
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Степанова Ольга Владимировна

Знать  историю России- это знать её традиции, промыслы, ремёсла. Дымковская игрушка-один из древнейших видов ремесла русского народа, проживающего в деревне Дымково Вятского уезда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект :"Дымковская игрушка"30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дымковская игрушка».

Тип проекта: познавательно-творческий.

 Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный с23.10 .2023 г. по 07.11.2023г.

Участники проекта: дети старшей группы «Почемучки» МБДОУ « Детский сад № 20 «Белочка», воспитатели Степанова Ольга Владимировна, Кривцова Елена Николаевна, сотрудник краеведческого музея педагог-экскурсовод Тюпкина Людмила Геннадьевна, родители.

 Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. А родители узнают о существовании изделий народно – прикладного искусства из предложенного материала воспитателем в родительском уголке. Проблемные вопросы проекта:

 -Зачем человеку знать историю и культуру наших предков?

 -Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?

-Какие этапы изготовления Дымковской игрушки существуют?

-Кто первый  создал Дымковскую игрушку?

 -Какие цвета используют художники?

 -Какими элементами расписаны изделия?

-Где  и откуда мастера берут сюжеты и элементы для изготовления Дымковской игрушки?

-Какое настроение создают эти изделия?

 Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта. - Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством, любовь к Родине, воспитывать гордость за свою страну. - Познакомить детей с историей дымковской игрушки. - Развивать познавательные и творческие способности детей. - Развивать умение рисовать простейшие элементы. - Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение. - Формировать умение создавать узоры. - Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Предполагаемый результат: - Дети познакомятся с одним из старинных промыслов Росси - Дымковской игрушкой. - Дети познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек, с историей создания этих игрушек; - Посещение выставки Дымковских игрушек в городском краеведческом музее обогатит детские знания о Дымковской игрушке , о данном промысле; - Дети познакомятся с новыми малыми фольклорными формами, пополнят свой словарный запас; мастер-класс с педагогом, сотрудником краеведческого музея Тюпкиной Л.Г. вызовет больший интерес к народному промыслу, даст возможность детям почувствовать себя маленькими мастерами-художниками, позволит оставить на память готовую игрушку, расписанную ими собственноручно.

 Содержание деятельности:

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный. Выбор темы проекта и формы его защиты. Подбор материала и литературы по данной теме. Подбор дидактических игр. Пробное раскрашивание силуэтов дымковской игрушки ( на выбор : лошадки. козлики, водоноски ) с использованием определённых элементов и узоров : точки , волнистые линии, прямые линии, клетки, круги.

 2 этап. Выполнение проекта. Посещение краеведческого музея . Знакомство с историей создания дымковской игрушки: откуда она пришла, почему село –слободу называют Дымково, какие узоры используют в росписи игрушки , какие цвета и т.д. Рассматривание разных дымковских игрушек. Систематизация знаний о культуре русского народа.

3 этап. Заключительный. Мастер-класс  с педагогом   музея Тюпкиной  Л.Г. по расписыванию готовой игрушки «Козлик».  Ожидаемые результаты: -Дети познакомятся с историей дымковской игрушки. -Сформируются умения рисовать простейшие элементы дымковской игрушки. - Совершенствуются умения создавать узоры по собственному замыслу. - Появится интерес к искусству народных мастеров.                                                                            План реализации проекта:

 Подготовительный этап:

 Беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой «В мире дымковской игрушки». Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг, демонстрация дымковских игрушек. Внимание направлено на особенности дымковской игрушки.

Организационный этап:

 Понедельник.23.10.2023.                                                                                Беседа об игрушках.  Цели и задачи: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам, способствовать общему развитию ребёнка, развивать внимание, память. Форма и содержание: Беседа «Дымковские игрушки»

Воспитатель: Ребята, у вас всех дома есть игрушки, а из чего они сделаны? 
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково? 
Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей. 
В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
(В. Феофанов) 
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Неподалёку от города Вятка (ныне Киров)  есть слобода, называется Дымково. Люди там  пытались выращивать различные злаковые культуры , овощи , но земля там оказалась неплодородной , плохо на ней всё росло . Загоревали люди. А потом стали находить красные кусочки глины. Вот эта глина и стала материалом , из которого все жители села впоследствии стали лепить игрушки. А первую дымковскую игрушку создала Мезрина  Анна Афанасьевна , родилась она там же ,в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. И с тех  давних времён  все жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была  в дыму от того, что мастера топили  печи, обжигая в них игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымково, а игрушки так и стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>. Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки, давайте посмотрим.

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда   ее лепят из красной глины.  Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и соединяют, используя жидкую красную глину, как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. Для обжига в печь клали 8 поленьев определённого размера: если положить меньше, то игрушка  «не дожарится» будет сырой и непрочной, а , если положить больше дров, то игрушка «пережариться» , станет хрупкой и раскрошится. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Каждый мастер  поверх узора налепляют  1 или несколько  кусочков сусального золота, которое придаёт  ещё большую нарядность игрушек, являясь своего рода отличительным атрибутом  Дымковской игрушки.  Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Сюжеты и элементы Дымковских игрушек мастера брали из жизни : женщина – водоноска,  всадник, няня с детьми, индюк, поросёнок  с уткой на спине и т.д. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи, — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.                                                                          Д/игры «Составь узор», «Что изменилось».

Вторник. 24.10.2023г.                                                                                   Занятие: «Дымковская игрушка, такая она разная».  Цели и задачи: расширять знания детей об истории культуры русского народа, истории возникновения промысла, воспитывать эстетические чувства. Форма и содержание: Презентация о дымковской игрушке (слайды с описанием возникновения игрушки), показ готовых Дымковских игрушек. Д/ игра «Дымковская мозаика». Д/игра «Красота дымковского орнамента».

 История происхождения дымковской игрушки.

Воспитатель: На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка. Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно ребята. Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.

Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.

кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу); далее следуют предполагаемые ответы детей:

гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;

столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;

портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.

Воспитатель: молодцы ребята.

А также были такие мастера, которые делали из глины игрушки. Одна из таких игрушек - это дымковская игрушка. Эта игрушка появилась более 400 лет назад. Она появилась в слободе Дымково рядом с городом Вятка. Какое необычное слово «слобода», правда, ребята? Раньше называли слободой, а сейчас называют селом или деревней. Давным-давно в этом городе праздновали праздник "Свистунья". Это был выходной день, весь народ отдыхал. Обязательно была ярмарка, водили по городу дрессированного медведя. Все веселились, и люди приносили на это гулянье свистульки. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста. Лепят эти игрушки из глины. Фигурки могут быть разные: это и петушки, и индюки, и барыни, нянечки, всадники.

Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?

Дети: клеточки, кружочки, точечки, пятна, волнистые и прямые полоски.

Воспитатель: правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите, ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.

Посчитайте, сколько цветов вы видите на этой игрушке.

Дети: десять цветов.

Воспитатель: правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими, красочными и даже пестрыми.

Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?

 Среда.25.10.2023г.                                                                                Калейдоскоп игр. Цели и задачи: развивать интерес к русской культуре, поощрять желание играть в сюжетно-ролевые игры с игрушками, развивать диалогическую речь. Форма и содержание : элементы сюжетно-ролевой игры «Семья».

Рисование элементов дымковской росписи.

 1. Для росписи дымковской игрушки используется обширная цветовая гамма: красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета.

2. Орнамент самой росписи в основном носит геометрический характер: в самых разных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии.

3. В росписи используются и различные растительные атрибуты — ростки, зерна, листы, ягоды, цветы.

4. Раскрашивание гуашью плоскостных силуэтов Дымковских игрушек (лошадка, козлик, водоноска).

Четверг. 26.10.2023г.                                                                                        Чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»

Цель:  погрузить детей в быт, обычаи, колорит того времени, познакомить с деятельностью простого люда, ремеслами, которыми они занимались, педагог обращается к сказке "Хозяйка медной горы".

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами обсудим сказку П. П. Бажова «Хозяйка медной горы».

Чтение отрывков из сказки «Каменный цветок» П. П. Бажова. Читать всю сказку нецелесообразно, так как на это потребуется много времени. Поэтому педагог предварительно дал задание на дом, чтобы эту сказку прочитали родители своим детям дома.

Пятница . 27.10.2023г.

Экскурсия в краеведческий музей

Цель: более глубокое и обширное знакомство с историей возникновения Дымковской игрушки, сопровождающееся  содержательным рассказом и наглядным показом всех этапов изготовления игрушки  Тюпкиной Л.Г. Закрепление и повторение знаний,  полученных на занятиях в детском саду в рамках данного проекта.                                                                                  Форма и содержание:

Педагог погружает  детей в атмосферу прошлых лет,  знакомит с селом Дымково , сопровождая рассказ показом фотографий села, над домами которого расстилается дым , выходящий из печных труб; с историй возникновения игрушки. Дети вступают с педагогом в диалог, делясь уже имеющимися знаниями, задавая  интересующие вопросы. Весь рассказ сопровождается показом каждого этапа изготовления игрушки. В заключении детям показывается вся яркая и разнообразная коллекция Дымковских игрушек музея.

Вторник.07.11.2023г.                                                                                     Мастер-класс по раскрашиванию готовых глиняных фигурок ( Козлик) от  сотрудника музея Тюпкиной Л.Г.  Цель: применить на практике знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях в рамках данного проекта .

Форма и содержание: Педагог : -Ребята , представьте, что это не группа, а самая настоящая мастерская, а вы – мастера по раскрашиванию Дымковской игрушки.  

Далее детям предлагается вспомнить все узоры и элементы  росписи, надеть фартуки и, вооружившись кисточками, раскрасить свою фигурку. Раскрашивание происходит под контролем и с помощью педагогов. В конце дети, совместно со взрослыми, ставят свои игрушки на стол для высыхания. Предложить назвать эту мини - выставку «В царстве Дымковских игрушек». Педагог предлагает полюбоваться красотой и яркостью игрушек. Рассказать, какие узоры дети использовали, спросить , понравилось ли им это дело.  Также педагог  поясняет, что эти игрушки дети могут оставить себе на память и дома рассказать родителям, что нового и интересного они  для себя узнали,  знакомясь с Дымковской игрушкой.

Защита проекта: создание сюжетной композиции «В царстве дымковских игрушек». Цели и задачи: развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук. Форма и содержание : выставка  детских работ и силуэтов игрушек : «В царстве дымковских игрушек».

Результат проекта: -участие в проекте  воспитанников группы. - В процессе реализации данного проекта воспитанники более подробно познакомились с древнейшим промыслом России - Дымковской игрушкой; с историей ее появления на Руси; с видами и многообразием Дымковских игрушек, элементами узора росписи. - Родители расширили свои знания о Дымковской игрушке; - заучивание стишков оказало благотворное влияние на речевое развитие детей; - в процессе изготовления Дымковских игрушек ребята не только продолжили знакомство с русской народной игрушкой, но и получили положительные эмоции, а изготовление работ к выставке «Дымковская игрушка» еще более сблизило родителей и детей. -Дети могут отличать дымковские игрушки от игрушек других мастеров. В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги и объёмной фигуре, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах. - Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

Выставка отчет проекта: «Дымковская игрушка».

 Информационные источники: 1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г. 2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду». 3 Лыкова И.А.. 4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Дымковская игрушка"

проект разработан для детей подготовительной группы, помогает познакомиться с народной игрушкой через все виды деятельности дошкольника...

Проект "Дымковская игрушка"

Проект "Дымковская игрушка"...

Проект "Дымковская игрушка"

Проект " Дымковская игрушка" Паспорт проекта.1. Вид проекта: познавательно - творческий.2. Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь-июнь).3. Участники проекта: воспитатели, родители, дети ...

проект "Дымковская игрушка"

дымковская игрушка...

Презентация к проекту "Дымковская игрушка"

Презентация была создана для использования на занятии в рамках проекта "Дымковская игрушка"...

Проект "Дымковская игрушка"

Материалы проекты могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом "Дымка"...