Комплексное занятие с детьми старшей группы (5-6 лет) Тема: «Зимний лес»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Цель: Обогащение знаний о зимней природе и лесных обитателях. Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование).

Задачи:

  1. Закрепить и расширить знания детей о зимних изменениях в природе, о лесе и его обитателях в зимний период.
  2. Способствовать развитию познавательной активности у детей.
  3. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями.
  4. Прививать любовь к природе, бережное отношение к животному миру.
  5. Совершенствовать приёмы лепки.
  6. Развивать чувство формы, пропорций, композиции.
  7. Прививать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 154»

(МБДОУ «Детский сад № 154»)

Комплексное занятие с детьми старшей группы (5-6 лет)

Тема: «Зимний лес»

Подготовила: воспитатель - Дементьева Татьяна Владимировна

г. Нижний Новгород

2023 г


Цель: Обогащение знаний о зимней природе и лесных обитателях. Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование).

Задачи:

  1. Закрепить и расширить знания детей о зимних изменениях в природе, о лесе и его обитателях в зимний период.
  2. Способствовать развитию познавательной активности у детей.
  3. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями.
  4. Прививать любовь к природе, бережное отношение к животному миру.
  5. Совершенствовать приёмы лепки.
  6. Развивать чувство формы, пропорций, композиции.
  7. Прививать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, беседы о лесных животных и зимующих птицах, чтение стихотворений о зиме, рассматривание сюжетных картинок с изображениями зимней природы.

Оборудование: Доски для лепки, пластилин, веточки для создания зимнего леса, основа из пенопласта (размер примерно 30*40), белая гуашь, кисти, сосновые шишки (по количеству детей), оборудование для показа презентации (экран, компьютер или флеш-карта), карточки с изображениями следов лесных зверей и зимующих птиц (на обратной стороне следа - загадка о животном).

Методы: словесные: объяснение, чтение, беседа, загадки; наглядные: демонстрация; игровые: игра; практические: лепка; работа в микрогруппах.

Вид занятия: комплексное.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности

Вводная часть

1.Организационный момент

Воспитатель: - Дорогие ребята! Обычно каждый понедельник, когда вы приходите в детский сад утром, я вас спрашиваю о том, как вы провели свои выходные. И слышу от вас удивительные истории. Сегодня же мне хочется поделиться с вами впечатлениями об удивительном месте, в котором я побывала на выходных. Только вам придётся угадать, где же мне удалось побывать.

2.Основная часть.

Наступила волшебная сказка,
Снег пушистый на ветках полёг,
И снежинок искристая шапка
Украшает деревьев чертог...
Здесь кругом белоснежные ели

И пушистых сугробов снега,

И лесные доверчиво звери
Приоткроют на зиму глаза...

Воспитатель: Как вы думаете, о каком месте сказано в стихотворении?

Дети: о зимнем лесе.

Воспитатель: Правильно, ребята. Слайд №1. Сегодня мы с вами заглянем в зимний лес. Многие художники и поэты восхищались красотой зимней природы.

Демонстрация презентации. Слайд №2

- Посмотрите каким изобразил лес Иван Иванович Шишкин, свою картину он так и назвал «Зима». Ребята, какими словами можно описать этот лес?

Дети отвечают. Лексический словарь: заснеженный лес; деревья, покрытые инеем; снеговые шапки; спящая природа; белоснежное покрывало и т.д.

- А вот как описал красоту зимней природы русский поэт Фёдор Тютчев:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Ребята, как вы думаете, о какой жизни в, казалось бы, «спящем» лесу говорит поэт?

Ответы детей. Слайд №3

- Оказывается, что несмотря на то, что растения и некоторые животные впадают зимой в спячку, но жизнь в зимнем лесу продолжается. Посмотрите на картинку, как вы думаете, кто здесь изображён?

Ответы детей.

- Правильно, ребята, это – лось. Своими широкими копытами лоси откапывают из-под снега вечнозеленые веточки брусники и черники, гложут кору рябины, осины, берёзы или едят хвойные ветви. Но не только лосей можно встретить зимой в лесу. Посмотрите, какие следы на снегу оставили дикие звери. Предлагаю вам пройти со мной по зимней тропинке.

Воспитатель заранее раскладывает на полу карточки с изображениями следов диких зверей (волка, лисы, зайца, а также зимующих птиц – синичек и снегирей). На обратной стороне следа загадка о животном. Дети вместе с воспитателем переходят от следа к следу, отгадывают загадки, на каждый правильный ответ, демонстрируется слайд из презентации.

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?..(Волк)
Слайд №4

По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто...(Лиса)
Слайд №5

В белой шубке меховой
Кто примчится в сад зимой,
Чтобы с яблони чуток
Сгрызть в обед коры кусок?..(Заяц)
Слайд №6

Он тайги хозяин строгий,

Любит спать зимой в берлоге,
А когда начнёт реветь,
Знай, поблизости...(Медведь)
Слайд №7

С ветки прыгает на ветку,
По земле гуляет редко.
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле…(Белка) Слайд №8

Пятнистая хищница, леса гроза,
На ушках по кисточке, злые глаза.
Живёт она в тёмной чащобе лесной
И лучше её обходить стороной.
По лесу скитается целую ночь.
Все звери спешат от разбойницы прочь.
На дерево может залезть без труда,
Для птиц зазевавшихся это беда.
Добычей зайчишка-беляк может стать,
Глухарь или рябчик, коль будут дремать.
Прогнать ты не сможешь её словом “брысь”.
Разбойница эта, конечно же…(Рысь) Слайд№9

Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – …(Снегиря)
Слайд №10

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее …(Синичка) И. Счастнева
Слайд №11

Последними на тропинке дети находят сосновые шишки

Сюрпризный момент:

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, нам лесные звери оставили подарки. Кто знает, что это?

Дети отвечают: шишки.

- Как вы думаете с какого дерева они упали?

Дети отвечают: сосна.

- Посмотрите, ребята, кто-то вытащил из шишек все орешки. Как вы думаете, кто мог их съесть?

Дети отвечают: белки, птицы.

- Есть в лесу удивительная птица, которая тоже очень любит грызть шишки. Слайд №12. Посмотрите на экран, чтобы удобнее было доставать из шишек семена, клювик у неё на кончиках перекрещивается, поэтому птицу назвали – клёст.

- А теперь, ребята, предлагаю с шишками поиграть, ручки себе размять.

Физкультминутка:

«Самомассаж сосновыми шишками»

Сосновую шишку возьму я в ладошку,
В ладошке ее покатаю немножко,
Кручу и катаю, катаю-кручу,
Ладошки и пальчики ей щекочу,
Я шишкой своей проведу по ладошке,
И сразу на ней остаются дорожки,
Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,
Здоровье себе сохранить помогаю.

Воспитатель: - Ребята, если приглядеться к сосновой шишке, то можно заметить, что она похожа на дерево. Как вы думаете, на какое? (Подсказка: зимой и летом одним цветом).

Дети отвечают: ель.

- Друзья мои, у меня родилась идея. Давайте сделаем зимний лес своими руками. Я приготовила для вас белую полянку.

Воспитатель показывает лист пенопласта.

- Как же нам сделать на ней зимний лес?

Предложения детей: из шишек и веточек сделать деревья.

- Только, шишки и веточки у нас коричневые, а ведь зимой деревья покрыты инеем. Как сделать их белыми?

Дети отвечают: нужно их покрасить.

- Прекрасная идея! Ребята, только ведь настоящий зимний лес наполнен не только деревьями. Кто же ещё живёт в лесу?

Дети отвечают: животные, птицы.

- Ребята, чтобы сделать и деревья, и животных, и птиц – нам нужно объединиться в команды. Каждая группа будет выполнять своё задание. Работая вместе, мы сделаем красивый зимний лес!

Воспитатель помогает организовать группы детей (примерно по три человека). Каждая команда получает своё задание, дети-дежурные приносят на столы необходимые материалы (заранее приготовленные на подносах). Воспитатель оказывает помощь детям.

Задачи для команд:

  1. Создание деревьев (покрасить веточки белой гуашью, в основе из пенопласта проделать отверстия и вставить ветки, чтобы получился зимний лес);
  2. Создание ёлочек (покрасить сосновые шишки в зелёный цвет, прикрепить с помощью пластилина к основанию, посыпать «снежной крошкой»);
  3. Изготовление пенька (пробку от бутылки приклеить к основанию с помощью коричневого пластилина);
  4. Лепка спящего медведя, затем уложить его на основание, накрыть веточками и сверху «снежным одеялом» - кусочками синтепона или ваты);
  5. Лепка волка;
  6. Лепка лисички;
  7. Лепка зайчика:
  8. Лепка синичек;
  9. Лепка снегирей;
  10. Лепка белочки.

Воспитатель по мере того, как дети справляются с задачами, хвалит их за старание, аккуратность, творческий подход к делу. Когда коллективная поделка – макет зимнего леса завершён, воспитатель приглашает детей полюбоваться своей работой (рефлексия).

Заключительная часть

Воспитатель: Давайте с вами вспомним ребята где мы сегодня побывали?

Дети: в лесу.

Воспитатель: Что можно увидеть на снегу в лесу?

Дети: Следы лесных зверей и птиц.

Воспитатель: Кого можно повстречать зимой в лесу?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Что вам особенно понравилось сегодня на занятии?

Дети высказывают свои впечатления.

Воспитатель: Сегодня мы научились с вами по следам узнавать лесных зверей. Из веточек и шишек создавать красивую поделку. Мне очень понравилась ваша групповая работа. Запомните, что, работая дружной командой и помогая друг другу, можно получить лучший результат, чем, когда вы работаете в одиночку. Благодарю вас за старание!

Приведённое занятие можно использовать и как открытое занятие с привлечением родительской общественности.

Список литературных источников:

  1. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208 с.
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие с детьми старшей группы на тему: Рассказывание о хлебе. Рисование "Нива золотая".

Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать как его выращивают и пекут; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; учить отображать впечатления об окружающ...

Комплексное занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: "Составление узора на посуде"

Знакомство с лексической темой "Посуда". Продолжать формировать лексико - грамматические категории по теме "посуда". Составление узора на изготовленной из папье маше чашки и блюдца. Учить самостоятель...

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Транспорт".

Перед вами комплексное занятие, которое обогащает знания детей о транспорте, закрепляет названия профессий людей работающих на транспорте. Развивает связную и диалогическую рячь детей. Развивает...

Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме : «Русская матрешка».

Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме :«Русская матрешка». Подготовила: Воспитатель: Дмитриева А.В. Цель:формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Ход занятия Звучи...

Конспект занятия с детьми старшей группы по ФЭМП на тему: «Остров Ошибок»

В данной образовательной деятельности уточняем и конкретизируем знания детей о частях суток, цифрах, водном транспорте, закрепляем с детьми геометрические фигуры, умение соотносить их к заданной форме...