Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме : «Русская матрешка».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме :«Русская матрешка». Подготовила: Воспитатель: Дмитриева А.В. Цель:формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Ход занятия Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки… В группу входит Сказочница с сундучком. Сказочница : Здравствуйте, дети, здравствуйте! Сундучок я нынче принесла Сундучок тот не простой, И товар в нем расписной. Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ. Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Загадка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская … . (Ответы детей – матрешка) Сказочница: Конечно, это Матрешка!(Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой). Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Сказочница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка более 100 лет. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Сказочница:Из чего делают матрешку? Дети: Из дерева. Сказочница: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (акцентируется внимание на матрешек). Сказочница: Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. Сказочница: И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят: - «Люби дело – мастером будешь». - «Дело мастера боится». -« Всякий мастер сам себе дивиться». Сказочница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно. Я из тихого зеленого Городка Семенова. В гости к вам пришла Букет цветов садовых Розовых, бордовых В подарок принесла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovoe_zanyatie_matreshki.odt | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие с детьми старшей группы по теме :
«Русская матрешка».
Цель:формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
- Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево- Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
- Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о матрешках.
- Чтение стихотворений о матрешках.
- Загадывание загадок об игрушках.
- Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
- Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…
В группу входит Сказочница с сундучком.
Сказочница :
Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Сундучок я нынче принесла
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ.
И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … .
(Ответы детей – матрешка)
Сказочница:
Конечно, это Матрешка!(Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой). Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)
Сказочница:
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка более 100 лет. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Слайд 1.
Сказочница:Из чего делают матрешку?
Дети: Из дерева.
Слайд 2.
Сказочница: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (акцентируется внимание на матрешек).
Слайд 3.
Сказочница:
Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Слайд 4.
Сказочница:
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».
- «Дело мастера боится».
-« Всякий мастер сам себе дивиться».
Сказочница:
Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Слайд 5.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Сказочница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети:Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Сказочница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Сказочница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Слайд 6.
Сказочница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Сказочница:
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.
Слайд 7.
Сказочница:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сказочница: Ребята, у меня в сундучке есть матрешки и я всех матрешек случайно перепутала. Помогите их собрать.
Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.
Сказочница:Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Сказочница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
Слайд 7.
Слайд 8.
Какие же бывают матрешки – сувениры?
Ответы детей.
На слайдах появляются матрёшки – сувениры.
Слайд 9 — 15.
Сказочница: Кому мы можем подарить эти сувениры?
Дети:
- Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.
- Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.
- Маме мы можем подарить магниты на холодильник.
- Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.
- Сестренке – брелочки.
- Матрешками можно украшать елки.
Сказочница: Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой.
Сказочница:Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?
Дети: Да.
Сказочница: Но где сейчас их можно взять? Что мы с вами можем для этого сделать?
Дети:
- сделать своими руками;
- украсить;
- нарисовать;
- расписать;
- нарядить.
Сказочница:Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрешек, но вначале физкультминутка. (Дети проходят в мастерскую).
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сказочница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.
Сказочница:Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, и рисовать каждый свою матрешку. Ну, что же, друзья, за работу.
Практическая работа.
(Звучит русская мелодия).
Сказочница:Итог(рефлексия). Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
- я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
- эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
- я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.
Сказочница: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворят руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие во второй младшей группе на тему: «Русские-матрешки».
Цели и задачи:«Познание».Познакомить детей с русской игрушкой матрешкой. Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.Развивать у детей память, мы...
Комплексное занятие с детьми старшей группы на тему: Рассказывание о хлебе. Рисование "Нива золотая".
Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать как его выращивают и пекут; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; учить отображать впечатления об окружающ...
Комплексное занятие с детьми подготовительной группы на тему: "Загадочный космос".
Знакомить детей с понятием "Солнечная система", расширять знания детей о планете Земля, закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях, понятия "звезды". "кометы", "планеты"...
Конспект интегрированной НОД в старшей группе на тему: «Русская матрешка».
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой....
Сценарный план итогового комплексного занятия с детьми старшей группы по лексической теме «Осень»
...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская матрешка»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская матрешка»...
Комплексное занятие с детьми старшей группы (5-6 лет) Тема: «Зимний лес»
Цель: Обогащение знаний о зимней природе и лесных обитателях. Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование).Задачи:Закрепить и расширить знания детей о зи...