Мастер-класс на тему: «Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческой активности родителей с детьми 4-5 ти лет»
материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Главатских Валерия Владимировна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области

средняя общеобразовательная школа №6 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы

дошкольного образования – «Детский сад»

 

 

 

 

 

Мастер-класс

на тему: «Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческой активности родителей с детьми 4-5 ти лет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Воспитатель: Главатских

Валерия Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сызрань 2023 г

 

Цель:

вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

1.Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования;

2.Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном творчестве;

3.Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.

     Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мирразвивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

В предварительном создании эскизов на бумаге;

В продумывании элементов узора;

В расположении их на объемах;

В создании предметов декоративного характера;

Умения найти способ изображения и оформления предмета;

В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

      Развитие и процветание любого государства невозможно без роста творческого и нравственного потенциала его граждан. Сегодня Россия остро нуждается в творчески, нестандартно мыслящих гражданах, умеющих, на основе этого создавать оригинальные проекты и воплощать их в жизнь. Только такой ребенок может стать способным и сознательным членом общества.

Важную роль процессе развития творческих способностей играет эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством. Изобразительное искусство позволяет посредством изображения не только рассказывать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства. Занятия искусством направлены на снятие психологических и интеллектуальных перегрузок, возникающих на занятиях общеобразовательного цикла.

Возникает необходимость вовлечения в творческую деятельность основной массы родителей и детей, не обладающих ярко выраженными творческими способностями. Мастер-класс-одна из форм творческой деятельности педагога по систематизации и демонстрации профессионального опыта.

    Термин «декоративное творчество» широк по охвату понятий. Декоративное творчество многом связано с художественной промышленностью и дизайном. А это сейчас модно. Занятия творчеством компенсирует неизбежность ограниченность дошкольного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

    Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. «Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, отхожими промыслами, это значит, мужики ходили на заработки в города.

Кустарные промыслы давали не плохие доходы и ими занималось до половины крестьянских дворов.

Некоторые крестьяне постепенно, становились хозяевами фабрик. Так вот и складывались у нас промыслы. С одним из этих промыслов мы с вами сейчас познакомимся. Дымковская игрушка-одна из русских народных глиняных художественных промыслов.

Оборудование:

 образцы гжельской росписи, жостовские подносы, дымковские игрушки, хохломская роспись-доски и вазы, лист для рисования формата А 4, матрешек , лошадок, барынь, кисточка №3, гуашевые краски, стаканчик с водой, соленое тесто.

 

            -Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас в мастерской народных промыслов. 

        - Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своей семьи, своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта. Таковым является декоративно-прикладное творчество.

Народное искусство богато и разнообразно. И сегодня, в современном мире, почти в каждой семье есть произведения народных мастеров – русская матрешка, гжельская посуда, хохломские ложки, миски, жостовские подносы, павлопосадские платки и т.п.

- А у Вас дома есть предметы декоративно-прикладного творчества и какие?(ответы родителей)

Послушайте стихи и назовите название дымковских игрушек.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Дымковская игрушка.

 

Водоноска.

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса,

Туга чёрная коса,

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

Индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

 

Няня.

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастёшь.

Скажите, пожалуйста, знаете ли вы элементы росписи  и из каких материалов  изготовлены предметы декоративно-прикладного искусства?

 Варианты ответов родителей: глина, дерево, металл.

    -Как можно заинтересовать детей к декоративно-прикладному творчеству и как привлечь их внимание?» (ответы родителей).

Добавить от воспитателя как можно заинтересовать

А сейчас я приглашаю вас в мастерскую для изготовления и росписи дымковской игрушки.

Обратите внимание на образцы дымковской росписи на доске.

Предлагаю вам выбрать свой шаблон для росписи.

А из соленого теста вы так же слепите ту же игрушку.

    По окончанию работы прошу  оставить изделия в нашем центре «Народного творчества».       

Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Наше путешествие в мастерскую народных промыслов подходит к концу.

 

 Рефлексия. "Шляпа пожеланий"

Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в «Шляпу пожеланий».

Какие для себя народные промыслы вы узнали? Какие вопросы возникли после проведения мастер – класса? Что вам понравилось?

Я вижу замечательные совместные работы родителей и ребят. Спасибо всем за внимание!

 

 

Заключение

Сегодня мы не только узнали и приемах росписи дымковской игрушки, но проявили интерес к традиционной культуре народа, изготовили дымковскую игрушку из соленого теста. Мы убеждены, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными  знаниями и умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании  творческого начала, приучать к старательному, добросовестному труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.

Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2006.

Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2006. №6.

Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. – М., 2009.

Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2010.

Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.

Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 4 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.

Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.

Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2010.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей

У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой творческий п...

ПРОЕКТ «Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей» по теме: «Уральское подворье»

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и эксп...

Опыт педагогической деятельности по теме" Театрализованные игры, как средство развития творческой активности детей"

Материал включает в себя обобщенный опыт работы с детьми по развитию творческого потенциала средствами театрализаии....

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...

Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...