Мастер-класс на тему: «Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческой активности родителей с детьми 4-5 ти лет»
материал по аппликации, лепке (средняя группа)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №6 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы
дошкольного образования – «Детский сад»
Мастер-класс
на тему: «Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческой активности родителей с детьми 4-5 ти лет»
Разработала:
Воспитатель: Главатских
Валерия Владимировна.
Сызрань 2023 г
Цель:
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Задачи:
1.Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования;
2.Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в декоративно-прикладном творчестве;
3.Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Развитие и процветание любого государства невозможно без роста творческого и нравственного потенциала его граждан. Сегодня Россия остро нуждается в творчески, нестандартно мыслящих гражданах, умеющих, на основе этого создавать оригинальные проекты и воплощать их в жизнь. Только такой ребенок может стать способным и сознательным членом общества.
Важную роль процессе развития творческих способностей играет эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством. Изобразительное искусство позволяет посредством изображения не только рассказывать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства. Занятия искусством направлены на снятие психологических и интеллектуальных перегрузок, возникающих на занятиях общеобразовательного цикла.
Возникает необходимость вовлечения в творческую деятельность основной массы родителей и детей, не обладающих ярко выраженными творческими способностями. Мастер-класс-одна из форм творческой деятельности педагога по систематизации и демонстрации профессионального опыта.
Термин «декоративное творчество» широк по охвату понятий. Декоративное творчество многом связано с художественной промышленностью и дизайном. А это сейчас модно. Занятия творчеством компенсирует неизбежность ограниченность дошкольного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. «Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, отхожими промыслами, это значит, мужики ходили на заработки в города.
Кустарные промыслы давали не плохие доходы и ими занималось до половины крестьянских дворов.
Некоторые крестьяне постепенно, становились хозяевами фабрик. Так вот и складывались у нас промыслы. С одним из этих промыслов мы с вами сейчас познакомимся. Дымковская игрушка-одна из русских народных глиняных художественных промыслов.
Оборудование:
образцы гжельской росписи, жостовские подносы, дымковские игрушки, хохломская роспись-доски и вазы, лист для рисования формата А 4, матрешек , лошадок, барынь, кисточка №3, гуашевые краски, стаканчик с водой, соленое тесто.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас в мастерской народных промыслов.
- Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своей семьи, своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта. Таковым является декоративно-прикладное творчество.
Народное искусство богато и разнообразно. И сегодня, в современном мире, почти в каждой семье есть произведения народных мастеров – русская матрешка, гжельская посуда, хохломские ложки, миски, жостовские подносы, павлопосадские платки и т.п.
- А у Вас дома есть предметы декоративно-прикладного творчества и какие?(ответы родителей)
Послушайте стихи и назовите название дымковских игрушек.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Дымковская игрушка.
Водоноска.
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
Индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк!
Няня.
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню, когда подрастёшь.
Скажите, пожалуйста, знаете ли вы элементы росписи и из каких материалов изготовлены предметы декоративно-прикладного искусства?
Варианты ответов родителей: глина, дерево, металл.
-Как можно заинтересовать детей к декоративно-прикладному творчеству и как привлечь их внимание?» (ответы родителей).
Добавить от воспитателя как можно заинтересовать
А сейчас я приглашаю вас в мастерскую для изготовления и росписи дымковской игрушки.
Обратите внимание на образцы дымковской росписи на доске.
Предлагаю вам выбрать свой шаблон для росписи.
А из соленого теста вы так же слепите ту же игрушку.
По окончанию работы прошу оставить изделия в нашем центре «Народного творчества».
Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Наше путешествие в мастерскую народных промыслов подходит к концу.
Рефлексия. "Шляпа пожеланий"
Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в «Шляпу пожеланий».
Какие для себя народные промыслы вы узнали? Какие вопросы возникли после проведения мастер – класса? Что вам понравилось?
Я вижу замечательные совместные работы родителей и ребят. Спасибо всем за внимание!
Заключение
Сегодня мы не только узнали и приемах росписи дымковской игрушки, но проявили интерес к традиционной культуре народа, изготовили дымковскую игрушку из соленого теста. Мы убеждены, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучать к старательному, добросовестному труду.
Список литературы
Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.
Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2006.
Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2006. №6.
Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. – М., 2009.
Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2010.
Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.
Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 4 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.
Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.
Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2010.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей
У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой творческий п...
План работы по методической теме "Музыкально-ритмические движения как средство развития творческой активности детей".
План разработан для всех возрастных групп (кроме ясельных)...
Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей
Выступление на родительском собрании группы....
ПРОЕКТ «Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей» по теме: «Уральское подворье»
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и эксп...
Опыт педагогической деятельности по теме" Театрализованные игры, как средство развития творческой активности детей"
Материал включает в себя обобщенный опыт работы с детьми по развитию творческого потенциала средствами театрализаии....
Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...