Занятие по художественно - эстетическому воспитанию в средней группе "Лепка Дымковской уточки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Голубева Елена Борисовна

Познакомить детей с Дымковской народной глиняной игрушкой,расширять кругозор о художественных народных промыслах.учить лепить из глины уточку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_lepke.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в средней группе по художественно -эстетическому воспитанию  «Лепка Дымковской уточки»  

 Цель: познакомить детей с Дымковской  народной глиняной игрушкой, расширять кругозор о художественных народных промыслах.   Учить лепить из глины уточку.

Задачи: 

 Закрепить приёмы лепки: раскатывание, прищипывание, сглаживание.

Развивать желание лепить глиняные игрушки.

Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер.

Воспитывать интерес к народному искусству России;

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Воспитывать умение слушать задание до конца, следовать советам педагога.

Дидактические материалы: дымковские игрушки, «театр в чемодане»  

Оборудование: Глина, вода, доски для лепки.

План:

  1.  Организационный момент - педагог показывает «театр в чемодане»
  2. Рассматривание игрушек, сопровождаемое чтением потешек.
  3. Игра «Изобрази игрушку».
  4. Появление ожившей Дымковской барышни, которая приглашает детей в мастерскую и самим стать мастерами  (создание проблемной ситуации)
  5. Показ образца уточки, поэтапный показ лепки  Дымковской уточки.
  6. Физкультминутка.
  7. Самостоятельная работа детей, перед началом которой педагог напоминает детям о правилах работы с глиной.
  8. Выставка готовых работ детей.

 Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Ребята,проходите пожалуйста в группу. Посмотрите какой необычный чемодан лежит на столе. Это чемодан -театр. Я хочу показать вам одну историю.(Показ спектакля) Очень давно в одном  селе (слободе)на берегу реки Вятка нашли глину. После наводнения глина становилась мягкой и из неё можно было лепить. Жители слободы в зимнее время лепили для своих детишек игрушки - свистульки.  Игрушки   сушили сначала на лавке  и потом обжигали в русской печи. Слобода Дымково так назвали оттого,что зимой над каждым домом вился дымок. После этого игрушки  белили мелом, разведённым в молоке и начинали  расписывать разными узорами. Для росписи использовали краски приготовленные на яичном желтке, квасе.Их наносили палочкой, обёрнутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья,спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точнов дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково»назвали.

Там все любят песни,пляски.

Здесь рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны,как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой казалось бы, узор.

Но отвести не вилах взор.   

Игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистунья» или «Свистопляска»

  - Ребята, мне кажется мы где-то встречались уже с этими игрушками!

(Да, в нашем музее)  

 А давайте вспомним - где изготавливали их, в каком селе?

 (Игрушки изготовили в селе Дымково)

    - Значит их называют... (Дымковская игрушка)

  1. -Давайте посмотрим какие  игрушки слепили мастера. (Педагог предлагает рассмотреть  игрушки ,сопровождая показ  игрушек чтением).
    -Посмотри, как хороша
    Эта девица -краса,
    Щёчки алые горят,
    Удивительный наряд.(показ игрушки)

    -Вот индюк нарядный,
    Весь такой он ладный.
    У большого индюка
    Все расписаны бока.
    Посмотрите, пышный хвост
    У него совсем не прост –
    Точно солнечный цветок,
    А высокий гребешок,
    Красной краскою горя,
    Как корона у царя. (показ игрушки)

 

-Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора.

На его груди всегда сияет круг – символ солнца.
Голосисты эти птицы
и нарядны, словно ситцы! (показ игрушки)


-Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
на подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться, если гриву упустил.  (показ игрушки)

-Ребята, нравятся вам дымковские игрушки?     

  1. -Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее движения.
        Игра «Изобрази игрушку»

«Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками).

«Конь!» (дети скачут, как лошадка).

«Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки). Повернитесь, покружитесь, Низко - низко поклонитесь!

 

  1.  -Ой, ребята,  так вы весело играли ,что я ожила.(Педагог переодевается в дымковскую барышню)

 -Я приглашаю вас в настоящую мастерскую.Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:

Вправо влево повернись
и в умельцев превратись!

-Ребята,мы свами постараемся слепить вот такую же уточку.

-Посмотрите на утку ,из каких частей она состоит?

-Вместо лапок сделаем подставку (скатаем шарик и сплющиваем его немного, чтобы у нас получилась устойчивая подставка)

-Туловище утки - (скатаем шарик и сплющиваем в большой диск,затем края сворачиваем чтобы получилось пустое внутри туловище)

-Голову и шею -делаем из конуса,изгибаем

-Крылья в виде веера - (колбаска, пальцами ее сплющиваем и собираем как веер)

На голову делаем кепку (катаем маленький шарик, сплющиваем)

  - Все детали соединяем.

-Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и весёлой.  

-Какие методы мы будем использовать в лепке?

-Что нам понадобится для работы?

Перед тем как приступить к работе мы разогреем пальчики,чтобы они у нас хорошо работали.

  1. Физкультминутка.(Выполнять плавные движения кистями обоих рук справа налево,а затем движения лапок утки в воде)

-Уточка,уточка

По реке плывёт

Плавает,ныряет,

Лапками гребёт.

-Молодцы, приступим за дело.

7.Самостоятельная работа детей.

Педагог напоминает, как правильно работать с глиной Во время работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся.

 8.Выставка работ.

Дымковская барышня «рассматривает» работы детей, хвалит всех.

-Да,молодцы, ребята, вы постарались и у вас получились чудесными игрушки, не похожими друг на друга.

-Ребята,вам понравилось сегодня быть мастерами?Что больше всего понравилось?Что было трудно? Что легко?

- А расписывать игрушки мы будем когда высохнут фигурки.

Методическая литература: 

 1Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (ср. гр.) М.: ТЦ Сфера 2022г

2.  Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я «Дымковская игрушка». «Альбом твоих аппликаций. Народные промыслы: дымковская игрушка».2021г

3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. , 2010.

 


 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Дымка» (средняя группа)

Цель:Использование дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.  Задачи:-Познакомить детей народно-прикладным искусством - дымковской игрушкой;-Учит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому воспитанию в средней группе "Веселые котята"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по  художественно - эстетическому воспитанию  в средней группе "Веселые котята"...

НОД по «Художественно-эстетическому развитию» на тему: «Украсим дымковскую уточку»

В этом занятии отражены основные узоры рисования дымковской уточки...

НОД в средней группе художественно-эстетическое воспитание в средней группе Коллективное работа Аппликация «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду».

НОД в средней группе художественно-эстетическое воспитание в средней группеКоллективное работа Аппликация «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду».Цель: Воспитывать желание ...

Конспект ИОС по художественно - эстетическому развитию на тему: "Украсим дымковскую уточку". Младший возраст.

Конспект ИОС по художественно - эстетическому развитию на тему: "Украсим дымковскую уточку". Младший возраст....