Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024год (в соответствии с ФГОС ДО)
материал по аппликации, лепке
Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024 год (в соответствии с ФГОС ДО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
кружка дополнительного образования
«Умелые пальчики» (Пластилинография)
для детей раннего возраста
на 2023– 2024год
(в соответствии с ФГОС ДО)
Пояснительная записка
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Направленность программы «Умелые пальчики» (Пластилинография):
- по содержанию является художественно-эстетической;
- по форме организации - кружковой;
- по времени реализации - годичной.
Актуальность
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев».
Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности.
Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки в технике пластилинографии.
Задачи:
- стимулировать пробуждение живого интереса к лепке;
- познакомить с техническими способами изготовления поделок в технике пластилинография
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;
Структура занятий
1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, пальчиковая гимнастика).
2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – рефлексия
Этапы:
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (кисточки, перышки, бросовый материал и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Ожидаемые результаты освоения программы:
- У ребенка развит интерес к творческой деятельности – лепке в технике пластилинографии.
- Ребенок достаточно овладел основными приемами лепки в технике пластилинографии (прием надавливания, вдавливания, отщипывания маленького кусочка пластилина от большого).
- В достаточной мере развита мелкая моторика рук, усидчивость, желание выполнить работу до конца.
- Развиты чувства сопереживания к близкому, доброты, желание помочь.
Перспективный план
месяц | неделя | Тема занятий. Задачи |
Октябрь | 3 | Вводное: «Спрячем мышку» Познакомить с пластилином и его свойствами. Познакомить с правилами безопасного использования пластилина. Вызвать интерес к лепке. |
4 | «Пуговицы для пальто»Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами. Познакомить с правилами безопасного использования пластилина. Вызвать интерес к лепке. | |
Ноябрь | 1 | «Дорожка из камешков» Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Вызвать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе. |
2 | "Красные ябочки»" Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. | |
4 | «Бусы для мамы» Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Развивать координацию движения рук, мелкуюмоторику. Вызвать интерес к лепке. Желание сделать маме подарок. | |
5 | «Витаминки для мишутки» Продолжать знакомить детей приёму надавливания пластилина указательным пальчиком. Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику. Вызвать интерес к лепке. Вызвать желание помочь, чувство сострадания. | |
Декабрь | 1 | «Орешки для белочки» Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Вызвать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. |
2 | «Укрась тарелочку» Продолжать знакомить детей приёму надавливания пластилина указательным пальчиком.Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику. Вызвать интерес к лепке. | |
3 | «Укрась снежинку» Закреплять прием Надавливания и познакомить с приемом вдавливания. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. | |
4 | «Игрушка новогодняя" Закреплять прием надавливания и продолжать знакомить с приемом вдавливания. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Развивать творческое воображение детей. Создать праздничное настроение | |
Январь | 1 | «Новогодний салют» Познакомить с приемом размазывания пластилина пальцем. Учить располагать элементы на всей пверхности Учить передавать простые образы, вызвать интерес к творчеству. |
2 | «Праздничные флажки» Продолжать знакомить с приемом размазывания пластилина пальцем. Учить передавать простые образы, вызвать интерес к творчеству.Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику. | |
3 | «Укрась шарфик для зайчонка» Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести начатое дело до конца. | |
4 | «Варенье в банке (горшочке)» Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести дело до конца. | |
Февраль | 1 | «Рыбки в аквариуме» Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести начатое дело до конца. |
2 | «Укрась петушка» Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести начатое дело до конца. | |
3 | «Кораблик для папы» Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Развивать координациюдвижения рук, мелкую моторику. Вызвать желание сделать папе (дедушке) подарок. | |
4 | «Шубка дляёжика» Познакомить с приемом размазывания пластилина. Побуждать интерес к творчеству, воспитывать аккуратность в работе. | |
Март | 1 | «Мимоза» Закреплять прием надавливания, продолжать учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Учить скатывать между пальчиками в шарик вызвать желание сделать маме (бабушке) подарок. |
2 | «Укрась чашку с блюдцем» Закреплять прием надавливания, продолжать учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Учить скатывать между пальчиками в шарик.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Вызвать желание сделать маме (бабушке) подарок. | |
3 | «Укрась платочек» Продолжать знакомить с приемом размазывания пластилина. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Побуждать интерес к творчеству, воспитывать аккуратность в работе. | |
4 | «Подснежники» Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание. | |
Апрель | 1 | «Солнышко» Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание. |
2 | «Звезды небе» (день Космонавтики) Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание. | |
3 | «Шишка для мишки» | |
4 | « Подарим Жирафику пятнышки» | |
Май | 1 | «Шарики» |
2 | «Одуванчик» | |
3 | «Дерево с листочками» | |
Шайхутдинова, А. Е. Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / А. Е. Шайхутдинова, Ю. В. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5942/ (дата обращения: 10.10.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"
Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/23/picture-186590-1469250220.jpg)
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» ( 4 -5 лет)
Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет.Цель:ü Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.ü Помочь ребёнку ощутить себя...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/19/picture-917837-1492614564.jpg)
Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»
Актуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве за...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-926787-1495466290.jpg)
Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-965997-1511278821.jpg)
Программа кружка дополнительного образования Волшебные пальчики
Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/03/picture-1155494-1646327746.jpg)
Образовательная программа кружка дополнительного образования «Разноцветные палочки» для детей младшей группы (3-4 лет)
Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/09/picture-1486427-1725891269.jpg)
«Логика для дошкольников» Образовательная программа кружка дополнительного образования
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов...