Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024год (в соответствии с ФГОС ДО)
материал по аппликации, лепке

Белошицкая Ольга Александровна

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024 год (в соответствии с ФГОС ДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

кружка дополнительного образования

«Умелые пальчики» (Пластилинография)

для детей раннего возраста

на 2023– 2024год

(в соответствии с ФГОС ДО)

Пояснительная записка

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

        Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

        Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

                Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

        

Направленность программы «Умелые пальчики» (Пластилинография):

  • по содержанию является художественно-эстетической;
  • по форме организации - кружковой;
  • по времени реализации - годичной.

Актуальность

        Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев».

        Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности.

        Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

        Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

        Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки в технике пластилинографии.

        Задачи:

        - стимулировать пробуждение живого интереса к лепке;

        - познакомить с техническими способами изготовления поделок в технике пластилинография

  • способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
  •  формировать и развивать навыки ручного труда;
  •  воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;

Структура занятий

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – рефлексия

Этапы:

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (кисточки, перышки, бросовый материал и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • У ребенка развит интерес к творческой деятельности – лепке в технике пластилинографии.
  • Ребенок достаточно овладел основными приемами лепки в технике пластилинографии (прием надавливания, вдавливания, отщипывания маленького кусочка пластилина от большого).
  • В достаточной мере развита мелкая моторика рук, усидчивость, желание выполнить работу до конца.
  • Развиты чувства сопереживания к близкому, доброты, желание помочь.

Перспективный план

месяц

неделя

Тема занятий. Задачи

Октябрь

3

Вводное: «Спрячем мышку»

Познакомить с пластилином и его свойствами.   Познакомить с правилами безопасного использования пластилина. Вызвать интерес к лепке.

4

«Пуговицы для пальто»Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами.   Познакомить с правилами безопасного использования пластилина. Вызвать интерес к лепке.

Ноябрь

1

«Дорожка из камешков»

Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Вызвать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе.

2

"Красные ябочки»"

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

4

«Бусы для мамы»

Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Развивать координацию

движения рук, мелкуюмоторику.

Вызвать интерес к лепке. Желание сделать маме подарок.

5

«Витаминки для мишутки»

Продолжать знакомить детей приёму надавливания пластилина указательным пальчиком. Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику.

Вызвать интерес к лепке. Вызвать желание помочь, чувство сострадания.

Декабрь

1

«Орешки для белочки»

Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Вызвать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

2

«Укрась тарелочку»

Продолжать знакомить детей приёму надавливания пластилина указательным пальчиком.Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику.

 Вызвать интерес к лепке.

3

«Укрась снежинку» Закреплять прием

Надавливания и познакомить с приемом вдавливания.

Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении.

4

«Игрушка новогодняя"

Закреплять прием надавливания и продолжать знакомить с приемом вдавливания.

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Развивать творческое воображение детей. Создать праздничное настроение

Январь

1

«Новогодний салют»

Познакомить с приемом размазывания пластилина пальцем. Учить располагать элементы на всей пверхности Учить передавать  простые образы, вызвать интерес к творчеству.

2

«Праздничные флажки»

Продолжать знакомить с приемом размазывания пластилина пальцем. Учить передавать простые образы, вызвать интерес к творчеству.Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику.

3

«Укрась шарфик для зайчонка»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести  начатое дело до конца.

4

«Варенье в банке (горшочке)»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести дело до конца.

Февраль

1

«Рыбки в аквариуме»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести  начатое дело до конца.

2

«Укрась петушка»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести  начатое дело до конца.

3

«Кораблик для папы»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Развивать координациюдвижения рук, мелкую

моторику.

Вызвать желание сделать папе (дедушке) подарок.

4

«Шубка дляёжика»

Познакомить с приемом размазывания пластилина. Побуждать интерес к творчеству, воспитывать аккуратность в работе.

Март

1

«Мимоза»

Закреплять прием надавливания, продолжать учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Учить скатывать между пальчиками в шарик вызвать желание сделать маме (бабушке) подарок.

2

«Укрась чашку с блюдцем»

Закреплять прием надавливания, продолжать учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Учить скатывать между пальчиками в шарик.Развивать координацию движения рук, мелкую

моторику.

Вызвать желание сделать маме (бабушке) подарок.

3

«Укрась платочек»

Продолжать знакомить с приемом размазывания пластилина. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.

Побуждать интерес к творчеству, воспитывать аккуратность в работе.

4

«Подснежники»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание.

Апрель

1

«Солнышко»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание.

2

«Звезды небе» (день Космонавтики)

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание.

3

«Шишка для мишки»

4

« Подарим Жирафику пятнышки»

Май

1

«Шарики»

2

«Одуванчик»

3

«Дерево с листочками»



Шайхутдинова, А. Е. Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / А. Е. Шайхутдинова, Ю. В. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5942/ (дата обращения: 10.10.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"

Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» ( 4 -5 лет)

Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет.Цель:ü     Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.ü     Помочь ребёнку ощутить себя...

Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»

Актуальность программы:  вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве за...

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...

Программа кружка дополнительного образования Волшебные пальчики

Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка...

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Разноцветные палочки» для детей младшей группы (3-4 лет)

Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)...

«Логика для дошкольников» Образовательная программа кружка дополнительного образования

Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов...