Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Актуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ученик творит сам.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinovoe_chudo_programma.odt | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа 2101 «Филевский образовательный центр»
Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии
«Пластилиновое чудо»
для школьников
Срок реализации программы 1 месяц
Руководитель: Горбенко С.А.
Москва 2016
Содержание:
- Пояснительная записка
- Цель и задачи реализации программы
- Принципы, лежащие в основе программы
- Учебно-тематическое планирование
- Методическое обеспечение программы
- Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»
- Список использованной литературы
Пояснительная записка
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ученика, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности, творческого потенциала.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования.
Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей школьников.
Программа «Пластилиновое чудо» направлена на развитие индивидуальных творческих способностей школьников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии Г.Н.Давыдовой для кружков дополнительного образования по пластилинографии.
Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у обучающихся, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография. Ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком.… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение! С помощью пластилина можно “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и разочарования в себе.
Основой программы «Пластилиновое чудо» является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития обучающегося. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Цель: создание условий для формирования практических умений работы в технике «пластилинография» и развитие у школьников художественно - творческих способностей средствами пластилинографии.
Задачи:
- Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
- Развивать интерес к художественной деятельности.
- Формировать изобразительные навыки.
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
- Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности.
- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
- Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.
- Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально- положительного восприятия искусства.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, вдавливание и др.)
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
А также к концу учебного года у обучающихся предполагается формирование и развитие:
- навыков совместной работы;
- навыков пользования инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;
- умения изготавливать из пластилина простейшие картины;
- усидчивости, терпения, трудолюбия.
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых обучающимися вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, воплощая в ручном труде всю свою фантазию и воображение.
Содержание рабочей программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие обучающихся с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Программа по платилинографии «Пластилиновое чудо» для обучающихся начальных классов разработана в соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"); основывается на методике Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для малышей» (М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.)
Актуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ученик творит сам.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.
Практическая значимость: занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ученик не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам.
Программа «Пластилиновое чудо» адресована широкому кругу: педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами творческого развития детей.
Основные приемы лепки пластилином:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
У обучающихся предполагается формирование и развитие:
- навыков совместной работы;
- навыков пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;
- умения владеть различными техническими приемами и способами лепки;
- умения изготавливать из пластилина простейшие картины;
- умения украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами;
- познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности.
- усидчивости, терпения, трудолюбия.
Результативность программы:
Таким образом, данное построение кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы, особенно по художественно – эстетическому развитию. Реализуется познавательная активность обучающихся. Весь подбираемый материал для занятий с обучающимся, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
У младших школьников развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с обучающимися по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У ребят воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта обучающегося.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у обучающихся развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы.
Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ученику в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Учебно-тематическое планирование
Занятие | Тема | Программное содержание | Количество часов |
1-я неделя | |||
1 | «Волшебный пластилин» | Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой | 1 |
2 | "Гроздь винограда" | Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы | 1 |
3 | «Слоненок на прогулки» | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе | 1 |
4 | «Нарцисс» | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить цветок нарцисс. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы | 1 |
2-я неделя | |||
1 | "Грибы-грибочки выросли в лесочке" | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму | 1 |
2 | «Кораблик» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания) | 1 |
3 | «Бабочка» | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы | 1 |
4 | «Морской конек» | Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество | 1 |
3-я неделя | |||
1 | «Золотая рыбка» | Беседовать с детьми о любимых сказках.Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и морских обитателях. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм рыбок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании рыбки с помощью пластилина | 1 |
2 | «Дельфины в море» | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал | 1 |
3 | « Овечка» | Формировать у детей обобщенное представление о игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать образ. | 1 |
4 | «Верный друг – Дружок» | Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при создании образа. Развивать мелкую моторику рук | 1 |
4-я неделя | |||
1 | «Мир вокруг меня» | Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках цвета | 1 |
2 | "Клубника на тарелочке" | Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие | 1 |
3 | «Творю что хочу» | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | 1 |
4 | «Цветы» | Обобщить с детьми знания о цветах. Рассмотреть цветы, посредством пластилинографии изобразить их на картине. | 1 |
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы используется методическое пособие Г.Н.Давыдовой «Пластилинография» (М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.)
Формы организации деятельности школьников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Программа предполагает совместную работу обучающихся с учителем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ученику должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения учениками навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества обучающихся.
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ученика и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Формы и методы контроля
- Метод наблюдения (на занятиях кружка).
- Участие в выставках.
- Выставки.
Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»
Наглядные средства:
- стенды (правила техники безопасности и др.);
- демонстрационные работы и образцы в технике «пластилинография».
Технические средства:
- видео-аудио материалы
- компьютер
- цифровой фотоаппарат
- материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для пластилинографии: клеенки (или доски для работы с пластилином), набор стеков, спички или зубочистки, бусины, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, природные материалы, художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты и т.д.
Список использованной литературы
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
- Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина». - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.
- Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
Паспорт
образовательной программы (ОП) дополнительного образования детей
Наименование ОП | Пластилиновое чудо |
ФИО: Горбенко Светлана Александровна | |
место работы: ГБОУ Школа 2101 ФОЦ пл.10 | |
должность: воспитатель | |
Аннотация программы | |
Направленность ОП | Практическая |
Возраст обучающихся | Младший школьный |
Срок реализации ОП | 1 месяц |
Год разработки ОП | 2016 |
Цель ОП | Создание условий для формирования практических умений работы в технике «пластилинография» и развитие творческих способностей. |
Задачи ОП | - Познакомить с новым способом изображения – пластилинография - Развивать мелкую моторику, глазомер. - Учить основным приемам пластилинографии |
Новизна ОП | Программа обеспечивает своевременное и всестороннее развитие личности с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей. |
Формы занятий (указать кол-во детей в группах) | Фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Группа 15- 20 детей |
Режим занятий | 2 раза в неделю |
Ожидаемые результаты | Успешное освоение образовательной программы по художественно-эстетическому развитию. |
Формы подведения итогов реализации ОП | - Наблюдения - Организация выставки - Выставка работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ РАДУГА» (техника - пластилинография)
Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилин...
Отчёт о работе кружка по программе дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга» за 2018/ 2019 уч.год
Проводимая мной за отчетный период работа в данном направлении показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинограф...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности в технике пластилинографии «Пластилиновая фантазия».
программа кружка "Пластилиновая фантазия"....
Образовательная программа кружка дополнительного образования «Разноцветные палочки» для детей младшей группы (3-4 лет)
Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)...
Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024год (в соответствии с ФГОС ДО)
Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024 год (в соответствии с ФГОС ДО)...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Наши умелые ручки» для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)
Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования. Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков...
«Логика для дошкольников» Образовательная программа кружка дополнительного образования
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов...