Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kruzhkovoy_deyatelnosti.odt | 164.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №49»
Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Сказочная страна красок»
Автор составитель:
Воспитатель МБДОУ № 49
А.С. Ешакина
Содержание:
1. Целевой раздел.........................................................................................
1.1. Пояснительная записка..........................................................................
1.2. Цель рабочей программы......................................................................
1.3. Задачи рабочей программы...................................................................
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса....
1.5. Особенности развития детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет)...........................................................................................
1.6. Планируемые результаты освоения программы..................................
2. Содержательный раздел.........................................................................
2.1. Расписание организованной образовательной деятельности............
2.2. Используемые нетрадиционные техники рисования..........................
2.3. Формы организации образовательного процесса...............................
2.4. Тематическое планирование..................................................................
2.5. Календарно - тематическое планирование............................................
2.6. Форма контроля.......................................................................................
3. Организационный раздел
3.1. Предметно - развивающая среда...........................................................
Перечень основных средств обучения........................................................
Взаимодействие с родителями......................................................................
Список использованной литературы............................................................
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Рисование - является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаше всего является устойчивым влечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Программа кружка представлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми в целях развития их художественно-творческих способностей. Материал к программе сформирован на основе программ авторов: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»; Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Рабочая программа обусловлена нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 — ФЗ «Об образовании в РФ»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организаций и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Рабочая программа адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
1.2. Цель рабочей программы:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей, фантазии, воображения, средствами нетрадиционного рисования.
1.3. Задачи рабочей программы:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования;
- Учить детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом;
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка;
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В основе программы заложены следующие основные принципы:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- Уважение личности ребенка;
- Реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка.
В программе учитываются следующие подходы:
- Личностно - ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно - ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
- деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого. Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и интересов детей. Основной мотив участия ребенка в образовательном процессе – наличие интереса. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения; создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.
1.5. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, папа и сын.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволъным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
-расширение и обогащение художественного опыта;
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
-сформируются навыки трудовой деятельности: активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
2.1. Расписание организованной образовательной деятельности
Возраст детей: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Длительность образовательной деятельности - 30 минут, 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц.
Общая трудоемкость: 36 часов.
Срок реализации: 1 год.
Совместное мероприятие с родителями 1 раз в три месяца.
Форма деятельности - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
2.2. Используемые нетрадиционные техники рисования.
В рисовании с детьми старшего дошкольного возраста активно используются следующие нетрадиционные техники:
Рисование пальчиками:
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой:
Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью:
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск поролоном:
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу), плотная бумага любого цвета и размера.
Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Оттиск смятой бумагой:
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Оттиск печаткой из картофеля:
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из картофеля в блюдце с мисочкой и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и блюдце, и печатка.
Рисование ватными палочками: Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, ватные палочки. Способ получения изображения: ребенок набирает гуашь на ватную палочку и наносит изображение на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и ватная палочка.
Свеча + акварель:
Средства выразительности: фактура, линии, пятно. Материалы: свеча, акварель, бумага, кисть, вода. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Восковые мелки + акварель: Средства выразительности: контраст, линии, пятно. Материалы: восковые мелки, акварель, бумага, кисть, вода. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Оттиск пробкой: Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, пробка. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Рекомендации по организации работы в нетрадиционных техниках рисования:
- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотную бумагу;
- для повышения интереса детей к данному виду деятельности рекомендуется использовать несколько цветов краски;
- благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей;
- условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству;
- чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации.
2.3. Формы организации образовательного процесса.
1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно - игровая ситуация.
2. Непосредственная образовательная деятельность: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.
- Образовательная деятельность в режимных моментах: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.
- Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».
- Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, оформление группового помещения к праздникам, открытые мероприятия.
2.4. Тематическое планирование
№ | Раздел | Всего часов | Практика | Теория |
1 | Диагностика | 2 | - | 2 |
2 | Восковые мелки + акварель | 3 | 2 | 1 |
3 | Рисование ладошкой | 4 | 4 | - |
4 | Рисование пальчиками | 4 | 4 | - |
5 | Оттиск поролоном | 3 | 3 | - |
6 | Оттиск смятой бумагой | 3 | 2 | 1 |
7 | Оттиск печаткой из картофеля | 3 | 2 | 1 |
9 | Свеча + акварель | 3 | 2 | 1 |
9 | Рисование ватными палочками | 4 | 4 | - |
10 | Тычок жесткой полусухой кистью | 3 | 2 | 1 |
11 | Оттиск пробкой | 4 | 3 | 1 |
итог | 36 |
2.5. Календарно - тематический план.
Сентябрь
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | Диагностика | Выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. | Диагностическая карта |
2 | Восковые мелки + акварель "Ночной город" | Дать представление о разделе; Развивать воображение детей; Умение устанавливать сходство между геометрическими фигурами и предметами окружающей действительностью. | Восковые мелки, краски. Листы А4 с изображением разного количества геометрических форм, нарисованных цветными фломастерами. |
3 | "Я рисую море" (восковые мелки + акварель) | Вызвать интерес к созданию образа моря; Продолжить совершенствовать технику. | Восковые мелки,бумага, акварель,салфетки, кисть, вода. |
4 | «Листочки» (восковые мелки+акварель) | Упражнять в рисовании свечкой снежинок; Закрепить умение тонировать рисунок; Воспитывать аккуратность. | Восковые мелки, акварель, кисти, вырезанные снежинки из бумаги. |
Октябрь
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | «Петушок» (Рисование ладошкой) | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки); Развивать воображение, творчество; Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветные карандаши, краски, влажные салфетки,листы бумаги. |
2 | «Цветочек для папы» (рисование ладошками + аппликация) | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками; Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лепесточки; Развивать цветовосприятие. | Лист бумаги, гуашь разных цветов, силуэты ваз, клей, кисти, салфеточки. |
3 | "Букет для мамы» (Рисование ладошками) | Передача образа бутона тюльпана; Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
4 | «Волшебная страна – подводное царство». (рисование ладонью) | Учить передавать образ; Продолжать работу по смешению цветов. | Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь. |
Ноябрь
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | «Красивый платочек» (рисование пальчиками) | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание; Развивать чувство композиции и ритма. Воспитывать интерес к искусству. | Цветной лист треугольной формы, гуашь, салфетки, платки. |
2 | «Рыбки в пруду» (рисование пальчиками) | Вызвать интерес к образу рыбки; Добиваться выразительности образа путём контрастного сочетания цветов; Воспитывать желание помочь одинокой рыбке. | Силуэты рыбок, гуашь, бумага, салфетки, презентация с изображением рыбок, нарисованный аквариум с рыбкой. |
3 | «Первый снег» ( рисование пальчиками) | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие; Изображать снег с помощью рисования пальчиков; Воспитывать аккуратность. | Лист бумаги тонированный синим и серым цветом, белая и коричневая гуашь, кисти, иллюстрации «Зима в лесу». |
4 | «Снеговичек» (рисование пальчиками) | Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками; Воспитывать аккуратность. | Снеговик, вырезанный из серой бумаги, белая гуашь, гуашь красного, черного цвета в мисочке, салфетка |
Декабрь
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | «Зимний пейзаж» (оттиск поролоном) | Совершенствовать умение рисовать дерево (ствол, ветки), используя печатки из поролона; Развивать чувство ритма, композиции; Воспитывать аккуратность. | Лист бумаги, гуашь, кисточки, печатки из поролона в форме листика. |
2 | «Ночное небо» (оттиск поролоном) | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок; Развивать цветовосприятие; Упражнять в рисовании с помощью данной техники. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, баночки с водой, поролон. |
3 | «Украсим елку» (оттиск поролоном) | Совершенствовать умение в данной технике; Закреплять умение печатать по трафарету; Воспитывать аккуратность в работе. | Лист формата А4 тонированный, гуашь, кисти, трафареты, иллюстрации с изображением натюрмортов. |
4 | Оттиск смятой бумагой «По небу тучи бежали» | Дать представление о разделе; Учить новому способу рисования; Воспитывать интерес к художественному экспериментированию. | Работы выполненные в этой технике, для образца. Газета, листы бумаги, разноцветные краски. |
Январь
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | «Снежная баба» (оттиск смятой бумагой) | Закреплять навыки рисования гуашью; Умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование; Учить дорисовывать картинку со снеговиком. Развивать чувство композиции. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
2 | «Ёжик» (оттиск смятой бумагой) | Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой; Развивать чувство ритма, композиции; Воспитывать аккуратность. | Силуэт ёжика, гуашь, смятая бумага, картина «Ежи». |
3 | Оттиск печаткой из картофеля «Фиалка» | Дать представление о разделе; Учить новому способу рисования; Воспитывать интерес к художественному экспериментированию; Развивать мелкую моторику. | Фигурки для фланелеграфа (разные виды бабочек), картофель, бумага, гуашь, салфетки, работы выполненные в этой техники, для образца |
4 | «Варежка» (Оттиск печаткой из картофеля) | Упражнять в технике печатания; Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Изображение рукавички, картофель, цветная гуашь, салфетки. |
Февраль
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | «Малинка для больного медвежонка» (оттиск печаткой из картофеля) | Упражнять в печатании с помощью картофеля; Закреплять умение дорисовывать у самолёта детали: иллюминаторы, дверь; Воспитывать аккуратность. | Картофель, бумага, гуашь, кисти, салфетки, готовая композиция – образец. |
2 | Свеча + акварель «Звездное небо» | Дать представление о разделе; Развивать воображение детей; Умение устанавливать сходство между геометрическими фигурами и предметами окружающей действительностью. | Свеча, краски. Листы А4 с изображением разного количества геометрических форм, нарисованных цветными фломастерами. |
3 | «Мы волшебники» (свеча+акварель) | Закрепление навыки рисования акварелью; Учить рисовать салют с помощью воскового мелка; Воспитывать аккуратность. | Лист, свеча, акварель, кисть, вода,салфетки, фотографии с изображением салюта. |
4 | «Красивые снежинки» (свеча + акварель) | Упражнять в рисовании свечкой снежинок; Закрепить умение тонировать рисунок; Воспитывать аккуратность. | Свеча, акварель, кисти, вырезанные снежинки из бумаги. |
Март
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | «Салют» (рисование ватными палочками) | Продолжать развивать умение рисовать ватными палочками; Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета. | Тонированный лист, гуашь разных цветов, ватные палочки, салфетки, фотографии с изображением салюта. |
2 | «Дерево весной» (рисование ватными палочками) | Учить детей рисовать зимнее дерево, правильно передавая расположение частей, рисовать крону дерева и заполнять внутренне пространство. | Ватные палочки, лист бумаги, акварель, вода, салфетки. |
3 | "Цветочная поляна» (Рисование ватными палочками) | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; Закреплять знания цветов; Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги; образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 | «Цыпленок» (рисование ватными палочками) | Учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять"картинку с помощь ватных палочек. | Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей |
Апрель
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | Тычок жесткой кистью «Ежик» | Дать представление о разделе; Расширить представление детей о творчестве художников – иллюстраторов; Развивать наблюдательность, Учить изображать пушистую шерсть животных. | Авторские рассказы и иллюстрации Е. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Курочка», «Волчишка», гуашь, кисти, салфетки. |
2 | «Лес» (тычок жесткой кистью) | Совершенствовать умение рисовать в технике тычка; Развивать чувство ритма, композиции, воображение; Воспитывать аккуратность. | Жесткая кисть, гуашь, салфетки, иллюстрации. |
3 | «Весёлый снеговик» (тычок жесткой кистью) | Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура; Воспитывать аккуратность. | Снеговик, вырезанный из серой бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетка. |
4 | Оттиск пробками "Ваза для бабушки" | Дать представление о разделе; Упражнять в изображении бус с помощью печатания пробками; Учить чередовать бусины разных предметов. | Работы выполненные в этой техники, бумага, гуашь, пробки. |
Май
№ | Тема | Задачи | Материалы |
1 | «Украшение платочка» (оттиск пробками) | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание; Развивать чувство композиции и ритма. | Цветной лист треугольной формы, гуашь, пробки, салфетки, платки. |
2 | «Живые облака» (оттиск пробками) | Продолжать знакомить с новой техникой рисования; Учить аккуратно набирать краску; Развивать эстетический вкус. | Краска, бумага, вода, пробка, салфетки, образец, картины. |
3 | «Путешествие в лесное царство» (оттиск пробками) | Вызвать у детей интерес к природе; Добиваться выразительности образа путём контрастного сочетания цветов; Воспитывать аккуратность. | Силуэты рыбок, гуашь, ватные палочки, пробки, бумага, фломастеры, салфетки, презентация с изображением рыбок |
4 | Диагностика | Выявление уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. | Диагностическая карта |
2.6. Форма контроля.
Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика проводится на основе методики, предложенной авторским коллективом под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка.
Уровни усвоения программы:
Высокий уровень.
Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
Средний уровень.
Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.
Низкий уровень.
Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изо материалами для создания художественного образа.
3.1. Предметно — развивающая среда.
В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере необходимости.
Для демонстрации детских работ имеется «Волна творчества».
Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, хохлома, городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм.
Важным для детей старшего дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек».
Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.
3.2. Перечень основных средств обучения
- Медео система
- Дидактические пособия
- СD — диски
- Стихотворения
- Пословицы
- Поговорки
- Народные сказки.
3.3. Взаимодействие с родителями.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Развитие интереса к культурному наследию.
4. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Принципы, которые позволяют последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:
- Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ художественно-эстетического развития детей.
Поэтому основным в деятельности ДОУ является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.
С целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников необходимо проводить: выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы».
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Список использованной литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованых родителей.-СПб.: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по дополнительному образованию кружок «ЛЕГО-мастер» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организаци...
Программа по дополнительному образованию -кружок «МИР ЛЕГО » для детей старшего дошкольного возраста
Программа по дополнительному образованию -кружок «МИР ЛЕГО » для детей старшего дошкольного возраста...
Программа кружка "Веселая палитра" нетрадиционное рисование для детей старшего дошкольного возраста
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и и...
Программа по дополнительному образованию кружок «ЛЕГО - мастер» для детей старшего дошкольного возраста
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...
Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»
Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...