План работы кружка « Мука-солька» (тестопластика) для детей младшей группы
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая группа)

Магеррамова Ольга Владимировна

Пояснительная записка.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время   первой и второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhkovoy_raboty.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

                             

 

  План работы кружка « Мука-солька»   (тестопластика).

для детей  2 младшей группы «Жар- птица» на 2023-2024уч.г.

 

                                                                                                                                                      

Пояснительная записка.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время   первой и второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через тестопластику.

Задачи:

Обучающие:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.

-Учить основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Воспитательные:

- Воспитывать навыки аккуратной работы.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Оборудование: тесто солёное, салфетки, дощечки индивидуальные, картон цветной. Иллюстрации  по темам, вода, трубочки от сока.

Используемая литература:  Автор: Анистратова А.А., Гришина Н.И.

Эта книга из серии "Мир удивительных поделок" позволит воспитать художественный вкус, развить комбинаторное и пространственное мышление, научит основам композиции, навыкам работы с различными материалами. Издательство: ООО "Издательство Оникс", 2009.

Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина

Автор: В.С.Горичева , М.И.Нагибин. В настоящей книге рассказывается о лепке из разных материалов, способы и приемы лепки из глины, пластилина, песка, теста, пластики и др. материалов, познакомятся с особенностями лепки по мотивам народных промыслов. Предлагаемые изделия могут быть выполнены детьми дошкольного и младшего школьного возраста как вместе с родителями, педагогами, так и самостоятельно. Издание предназначено для детей, родителей, учителей, руководителей кружков изодеятельности. Издательство: Академия Развития, 2000.

 К концу года дети должны уметь: 

-отделять от большого куска небольшие комочки;

-раскатывать комок теста прямыми движениями;

-раскатывать комок теста круговыми движениями;

-сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

-соединять концы;

-сплющивать между ладонями комок теста;

-соединять 2-3 знакомые формы;

Используемые приемы лепки:

Разминание надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.  

Тематическое планирование:

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

2

3

4

"Я пеку, пеку..."

«Мышка - норушка»

«Морковки для зайчонка»

«Солнышко»

(с бумажными лепестками)

Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается) Свойства - Мягкое, эластичное.

Показать приём изготовления изделия из теста.

- Познакомить с тестом как художественным материалом (экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста).

- Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов.

- Продолжать знакомить детей с  тестом

как художественным материалом

- Освоение способа лепки предметов в форме конуса.

- Вызвать интерес к моделированию морковок разной величины.

- Развивать чувство формы.

- Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность.

-Учить лепить шар круговыми движениями пальцев.

- Нанизывать «ягоды» на проволоку.

-Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

Тесто солёное, иллюстрации изделий, салфетки, дощечки индивидуальные.

Игрушка-мышка, большой комок солёного теста, доски для лепки, арбузные семечки (для ушек), спичечные головки (для глаз, носа), верёвочки (для хвоста)

Морковь, оранжевые комочки теста, доски для лепки, заготовки (для ботвы),

Рисунок солнца, не окрашенные комки теста, доски для лепки, полоски жёлтого картона (для лучиков)

жёлтая гуашь, кисти.

Октябрь

Программное содержание

Оборудование

1.

Лукошко.

Продолжать знакомство с техникой тестопластики.

Учить детей скатывать тесто в круглую форму.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации ягод и грибов, салфетки, дощечки индивидуальные.

2

Ватрушка.

Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления колбаски из теста. Придавать форму.

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи - ватрушки., салфетки, дощечки индивидуальные

Ноябрь

Программное содержание

Оборудование

1

Калачи для бабушки.

Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Поощрять разные способы соединения деталей.

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи , салфетки, дощечки индивидуальные

2

3

4

Таба -нан (лепёшка)

«Смородина»

«Грибы на полянке»

Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Научить сплющивать детали.

Воспитывать аккуратность

-Учить лепить шар круговыми движениями пальцев.

- Нанизывать «ягоды» на проволоку.

-Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

- Учить детей лепить грибы конструктивным способом из 2-х частей (ножка, шляпка).

- Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Развивать способности к формообразо-ванию и композиции.

- Воспитывать любознательность и аккуратность.

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных Лепешки, салфетки, дощечки индивидуальные

Рисунок ветки смородины, красные комоч- ки теста, доски для лепки,  проволока (веточка)

Рисунок грибов,коричне-вое, красное, белое тесто, доски для лепки, основа для композиции.

Декабрь

Программное содержание

Оборудование

1

Украсим тарелочку.

Познакомить детей с техникой украшения изделия.

Закрепить навыки раскатывания и сплющивания теста.

Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, пуговицы, трубочки для сока, салфетки, дощечки индивидуальные

2

3

4

Снежинка

«Ёжик»

«Новогодние игрушки»

Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона.

Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей.

- Продолжать учить детей лепить ёжика на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов         (для иголок- семечек, для глаз, носа – спичечных головок).

- Развивать чувство формы и мелкую моторику.

- Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

- Продолжать учить детей получать силуэтные изображения из теста: выдавливание формочками для выпечки.

- Развитие тактильных ощущений.

-  Учить украшать работы пайетками, бусинами

Картон синего цвета, Тесто солёное салфетки, дощечки индивидуальные

Игрушка-ёжик,  комок солёного теста, доски для лепки,  семечки (для уиголок), спичечные головки (для глаз, носа).

Разноцветные комки солёного теста, клеёнка для лепки, скалка, формочки для выпечки пече- нья, пайетки, бусины

Январь

Программное содержание

Оборудование

1

Рождественские украшения.

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие.

Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные

2

3

4

Медальоны

«Снеговик»

«Птички»

Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, цветными элементами. Воспитывать аккуратность

-Учить лепить работу, состоящую из частей одной формы, но разного размера.

- Развивать чувство формы и пропорции.

- Формировать умение планировать свою работу.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность.

- Вызвать интерес к моделированию птицы на плоскости.

- Учить выравнивать детали по контуру.

- Развивать чувство формы, способности к композиции.

- Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изодеятельности.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур.

Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные, трубочки для сока, пуговицы.

Комки солёного теста, зубочист- ки (для основы), пластилиновые формы ведёрок, спичечные го –ловки (для глаз), семечки (для рта), веточки

Фотографии синицы, снегиря, воробья, большой комок солёного теста, доски для лепки,  

кисть,

Жёлтая, коричневая, чёрная, красная гуашь

Февраль

Программное содержание

Оборудование

1

Пирог.

Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные,

2

3

4

По замыслу

«Неваляшка»

«Сосульки- воображульки»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

Учить лепить игрушку, состоящую из частей одной формы, но разного размера.

- Развивать чувство формы и пропорции.

- Формировать умение планировать свою работу.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

Учить лепить предметы в форме конуса.

- Вызвать интерес к моделированию сосулек разной дины и толщины.

- Побуждать сочетать разные приёмы: сплющивание, скручивание, вытягивание.

- Развивать чувство формы.

- Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изодеятельности.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки.

Неваляшки-игрушки, разноцветные комки солёного теста, зубочист- ки (для основы), комочки белого теста (для лица).

Силуэт крыши, белое, голубое тесто, доски для лепки

Март

Программное содержание

Оборудование

1

Подарок маме.

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.

2

3

4

Ароматные ленточки.(пара)

«Пушистые тучки»

(плоскостные)

«Птенчик в гнёздышке»

Познакомить детей с изготовлением поделки. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, учиться работать парами.

- Вызвать интерес к моделированию тучек из налепов теста – отрывать или отщипывать кусочки теста разного размера и прикреплять к фону.

- Развивать чувство формы, способности к композиции.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур.

- Вызвать интерес к созданию композиции «Птенчик в гнёздышке».

- Учить лепить гнёздышко скульптурным способом: раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать, прищипывать.

- Лепить птенчика по размеру гнёздышка, состоящего из нескольких частей.

- Развивать чувство формы, цвета, композиции.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.

Рисунки с изображением туч, облаков, комки  неокрашенного солёного теста, контуры тучки на картоне, доски для лепки, кисть,

синяя гуашь

Игрушки-птенчики, комки теста белого и жёлтого цвета, доски для лепки,семечки (для клюва), спичечные головки (для глаз).

Апрель

Программное содержание

Оборудование

1

Гусеница.

Познакомить детей с изготовлением предмета. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

Иллюстрация гусеницы в природе, Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные .

2

3

4

Расцвели в саду цветочки. (коллективная)

«Радуга»

(плоскостная)

«Ромашка»

(плоскостная)

Познакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

- Вызвать интерес к моделированию радуги на плоскости.

- Учить детей лепить, соблюдая границы рисунка,

- Развивать глазомер, мелкую моторику.

-Воспитывать любознательность, самостоятельность

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур, подбирать цвет по очерёдности (согласно цветовой гамме радуги).

Упражнять в скатывании комочков теста прямыми движениями между ладонями, сплющивать их, придавать им форму пальцами.

-  Развивать чувство формы,  пропорции, цвета.

- Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.

Иллюстрация цветочной поляны. Тесто солёное, цветное. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.

Иллюстрации  радуги, голубой картон с контурами радуги, комки неокрашенного теста, доски для лепки,

кисть,

акварель цветов радуги

Картинки с изображением ромашки, листы цветного картона,  комки белого, жёлтого, зелёного теста, доски для лепки, стеки.

Май

Программное содержание

Оборудование

1

Дерево.

Познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Совершенствовать умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

Иллюстрация деревьев.. Тесто солёное, цветное- коричневое и зеленое.. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.

2

3

По замыслу.

«Вот какой у нас салют»

(плоскостной)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

- Вызвать интерес к моделированию салюта на плоскости.

- Учить детей лепить, соблюдая границы рисунка, сочетать приёмы лепки: раскатывание жгутика и шарика (лепёшечки)

- Развивать глазомер, мелкую моторику.

-Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изодеятельности.

* учить закрашивать подсушенные работы краской, не выходя за контур, подбирать цвет согласно композиции.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки, зубочистки.

Рисунок  салюта, голубой картон с контурами салюта, комки неокрашенного теста, доски для лепки,

кисть,

акварель цветов радуги

Упражнения и занятия  с тестом:

(посильные задания для малышей в 3-4 года)

  • отщипывать кусочек;
  • прилеплять кусочек;
  • плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;
  • катать колбаски;
  • катать маленькие колобочки одним пальчиком;
  • катать большие колобки ладошкой;
  • тыкать пальцем в лепешку;
  • резать стекой колбаску;
  • скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки.

 

Результативность.
 Цель диагностического исследования: определение уровня развития творческих способностей детей  2 младшей группы.


Задачи: 

1.Разработать вопросы беседы, направленной на выявление знаний о тестопластики и провести ее с детьми.

2. Подобрать методику для определения уровня развития творческих способностей детей младшего  дошкольного возраста и провести ее с детьми.

3. Разработать и провести диагностическое занятие лепки из соленого теста с детьми по подгруппам, направленное на выявление владения детьми знаниями и умениями при изготовлении изделия из соленого теста.


Вопросы беседы.

  1. Что такое тесто?
  2. Для чего оно необходимо людям?
  3. Что можно слепить из теста?
  4. Как лепить калачик?
  5. Как слепить пирожок?
  6. Что вы умеете делать из теста?
  7. Вам нравится работать с тестом?


Были определены следующие уровни теоретических знаний о тестопластике: 

Высокий уровень – полный, правильный ответ, адекватный поставленным вопросам; 

средний уровень – ответ достаточный, имеет понятие об основных приемах лепки вообще, может применить данные знания к тестопластике; 

низкий уровень – отказ от ответа не имеет представления о тестопластике.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы клуба "Мука- солька" для 2 младшей группы

План работы клуба  "Мука- солька" содержит пояснительную записку, цели и задачи   , а также  в ней отражен перспективный план работы с детьми для второй младшей группы....

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей младшей группы.

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей младшей группы....

План работы кружка по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе на год

В материале предоставлены занятия кружка по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе....

План работы кружка «Дошколёнок» по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе 2017-2018 учебный год

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие....