проект "Умелые ручки" Старший дошкольный возраст
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста путем использования традиционных и нетрадиционных (смешанных) техник изобразительного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2022-2023g.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Колосок» №3 с. Красное
«Умелые ручки»
(проект)
(Методическая разработка)
Красное, 2022-2023
Содержание
1.Паспорт проекта
2.Краткая аннотация проекта
3.Аналитиеское обоснование проекта
4.Цель проекта
5.Задачи проекта
6.Описание проекта
7.План реализации проекта
Паспорт проекта
- Полное название проекта «Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста путем использования традиционных и нетрадиционных (смешанных) техник изобразительного творчества.
- Автор проекта (Ф.И.О): Ухина Л.А.
- Участники проекта дети среднего дошкольного возраста группы "Капельки"; воспитатели; родители.
- Место создание проекта: МБДОУ «Детский сад№3 «Колосок»
- Тип проекта: Педагогический.
- Сроки проведения: Долгосрочный.
- Возраст детей 4-5 лет.
Краткая аннотация проекта.
Анализ проблемной ситуации.
Актуальность для педагога.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста путем использования традиционных и нетрадиционных (смешанных) техник изобразительного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, лепки и аппликации формировать интерес к творческой деятельности;
- Познакомить со свойствами материалов.
- Знакомить с новыми для детей основными приёмами работы.
- Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.
- Развивать общую ручную умелость.
- Координировать работу глаз и обеих рук.
- Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.
- 8.Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити, салфетки и т. д.)
- Начиная с простейших поделок, постепенно осваивать более сложные приёмы работы с различными материалами, подвести к созданию работ по собственному замыслу.
Задачи по сенсорному воспитанию:
- Повышать сенсорную чувствительность.
- Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
Задачи по развитию речи:
- Формировать речевую деятельность.
- Развивать диалогическую речь.
- Активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства.
- Называть материалы, используемые для работы.
- Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.
Задачи по эстетическому воспитанию:
- Учить создавать выразительные образы.
- Развивать умение подбирать цвета.
- Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.
- Формировать композиционные навыки.
Задачи по нравственному воспитанию:
- Формировать у детей умение трудится в коллективе.
- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность.
- Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
- Развивать желание детей сделать приятное для родителей.
- Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проект «Умелые ручки» Художественно-эстетическое развитие детей средней группы краткосрочный, рассчитан на период с октября по май. Проект носит творческий характер. По количеству участников проект групповой.
Форма и методы реализации проекта:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми;
- Выставки творческих работ в группе;
- Тематические развлечения;
- Мастер-классы с педагогами на уровне ДОУ;
- Консультации для родителей и педагогов;
- Родительские собрания;
- Публикация рисунков на сайте воспитателя;
- Оформление предметно-окружающей среды.
- Участие в конкурсах творческой деятельности.
- Поход в музей.
Принципы организации:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
учёт возрастных и психологических особенностей детей;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
игровая форма подачи материала;
сотрудничество Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Методическое обеспечение проекта.
Перед началом работы над проектом мною изучена следующая литература: «Декоративная лепка в детском саду» Н.Б. Халезова, «Занятия по изобразительной деятельности» Т.С. Комарова, «Творим и мастерим» Л.В. Куцакова, «Знай и умей» игры для детей 3-7 лет О.К. Разумовская, «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников».
В повседневно работе в группе детского сада для художественно – эстетического развития детей предусмотрены следующие игры и занятия:
- Разнообразные трафареты
- Мозаика по возрастающей сложности.
- Цветные клубочки для перематывания.
- Нити разной фактуры.
- Пластиковые трубочки.
- Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
- Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
- Лепка из пластилина и соленого теста.
- Всевозможные шнуровки.
- Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).
- Вырезание ножницами.
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
- Словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- Наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- Метод наблюдения (экскурсии, прогулки,)
- Игровые (дидактические, развивающие)
- Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
Особенностью этого метода является то, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление на самом деле прекрасно. И ответные эмоции у ребенка возникают при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т.д. Этот метод можно считать, как наглядно приобщающим, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается и одновременными и последующими комментариями воспитателя, пробуждающими чувства и мысли ребенка.
- Метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
Метод приучения, упражнения требует многократного повторения и его суть в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать.
- Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
Сущностью проблемно-поискового метода является применение методов убеждения и приучения, а также методов обучения, которые развивают самостоятельность, инициативу и творчество. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла.
- Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а также формирование у дошкольников основ безопасности окружающего мира (экологическое сознание).
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме.
- Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
- Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности.
- Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями.
Этапы проведения работы:
1 этап. Подготовительный: Составление плана работы, подбор материала, изучение художественной литературы (конспекты занятий, материал для занятий)
2 этап. Практический этап: с детьми проводятся экскурсии в музей. На прогулке в детском саду наблюдаем за изменениями в природе, за растениями, птицами, собираем материал необходимый для поделок.
Во время бесед обсуждаем темы живописи, знакомимся с профессией художника, дизайнера, с основами дизайна, народно – прикладным творчеством России. В свободное время играем в дидактические игры, которые развивают, воображение, фантазию, зрительное восприятие, мышление.
Дети активно принимают участие в городских, общероссийских творческих выставках, занимают призовые места, грамоты, дипломы. Занятия по плану работы.
3 этап. Заключительный: Подготовка выставки на тему «Наши успехи». Награждение родителей, активно помогавших в реализации проекта.
С педагогами детского сада проводятся беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию смешанных (нетрадиционных) техник изобразительной деятельности. Ведется активная работа с родителями: индивидуальные консультации, мастер-классы с родителями, беседы, рекомендации по развитию творческих способностей детей, участие в выставках детского и совместного творчества (родители, дети), проводится анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Название проекта: | «Умелые ручки» |
Основные разработчики: | Ухина Людмила Анатольевна, воспитатель |
Объект исследования: | Ручное творчество как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста. |
Сроки проекта: | Долгосрочный проект (2022-2023 г.) |
Цели проекта: | Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста путем использования традиционных и нетрадиционных (смешанных) техник изобразительного творчества. |
Задачи: |
|
Этапы проекта: | 1.Подготовительный *Планирование проекта *Определение противоречий; *Изучение литературы; *Предварительный мониторинг; *Прогнозирование результатов. 2. Собственно- исследовательская опытно- экспериментальная работа, поиск ответов на поставленные вопросы. *Создание материальной базы *Организация взаимодействия воспитателя и родителей *Создание уголка по художественно – эстетическому развитию, картотеки пальчиковой гимнастики, подборка и разработка занимательных занятий, подборка и разработка опорных схем по выполнению работ; *Обработка теоретического материала и составление авторских разработок; 3.Внедрение проекта *Реализация и внедрение проекта в образовательную деятельность; *Открытый показ образовательной деятельности с детьми по развитию речи; *Работа с родителями: - тематическое родительское собрание; - информационный стенд для родителей; - методические рекомендации для родителей. 3. Заключительный *Выставка совместных работ педагогов, родителей и детей; |
Перечень основных мероприятий. | - Разработка методических рекомендаций - Создание развивающей среды в группе - Разработка методической продукции |
Исполнители проекта и участники. |
|
Ожидаемые результаты | - Повышение умелости рук, развитие творческих способностей каждого ребенка средствами традиционных и нетрадиционных техник изобразительного искусства. Создание выставок творческих работ детей для родителей и ознакомление их с многообразием техник традиционного и нетрадиционного творчества. |
План занимательных дел.
Октябрь «Чудеса из бумаги без ножниц» Аппликация.
1.«Осенний пейзаж» Аппликация из рваной бумаги.
2.«Осеннее дерево» Аппликация из кусочков рваной бумаги + рисование.
3.Зайка в осеннем лесу Аппликация из кусочков рваной бумаги.
4.Аппликация – поделка «Сюрприз для мамы»
5.«Листья в луже» Аппликация – поделка.
Ноябрь «Руки не для скуки» Конструирование из природного материала.
1 «Веселый ежик» Конструирование из природного материала + пластилин.
2.Черепаха. Конструирование из природного материала + пластилин.
3. «Береза осенью» Конструирование – аппликация из природного материала.
4. «Прощание с осенью» Поделка с применением природного материала.
Декабрь. «Помощники Деда Мороза»
1«Совушка» Поделка из картона.
2. «Зима» Аппликация из ватных палочек +рисование.
3. «Елка» Конструирование из бумаги.
4. «Подарки для зверят» Конструирование + ручной труд.
Январь. «Птицы - наши друзья».
1. «Кормушка». Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
2. Украшение для кормушки. Аппликация + рисование(гуашь).
3. «Снегири». Конструирование (оригами) + рисование (гуашь)
4. Изготовление корма для птиц.
Февраль. «Бумага + руки, нет больше скуки». Конструирование из бумаги.
1. «Бумажное сердечко» Конструирование из бумаги + аппликация.
2. .«На воздушном шаре». Аппликация из ватных палочек + цветная бумага.
3. «Самолет». Конструирование из бумаги «Оригами».
4. «Зайка». Конструирование из бумаги, аппликация.
5. «Щенок». Конструирование из бумаги «Оригами».
Март . «Наши ручки могут все». Закрепление пройденного.
1. «Красивый кошелёк». Конструирование из бумаги, «Оригами»
2. «Ежик» Природный материал + пластилин.
3. «Старичок – лесовечок» Поделка из природного материала.
4. «Стрекоза» Пластилин + природный материал.
5. «Геацинты» Рисование ватными палочками.
Апрель. «К нам весна шагает..»
1.Аппликация «Весна – красавица».
2. «Подснежники» поделка, конструирование.
3. «Веточка вербы». Аппликация +конструирование.
4. «Пасхальное яичко» Рисование, аппликация.
5 «Пасхальный цыпленок» Рисование мятой бумагой + аппликация.
Май. «Цветочное настроение»
1.Цветок – Ивашка с кудряшками. Аппликация + раскраска.
2. «Яблоня в цвету» Рисование
3. «Одуванчики» Аппликация из пряжи.
4. Аппликация- эксперимент «Цветы на лугу».
5. Аппликация + рисование «Лилия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...