"Привлечение родителей в организацию исследовательской деятельности посредством реализации группового проекта"
методическая разработка (старшая группа)
Добрый день уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию обобщение опыта работы исследовательской деятельности по средствам реализации группового проекта в старшей группе комбенированной направленности с привлечением родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_.docx | 24.75 КБ |
prezentatsiya_k_proektu.zip | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
«Привлечение родителей в организацию исследовательской деятельности посредством реализации группового проекта»
Подготовила: воспитатель
Сухарева Ж.А.
г. Зима 2023г.
На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость соединения системного и деятельностного подхода в обучении и воспитании. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Ребенок - исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.
Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты образовательного процесса, помогает подчинить основную часть организованной, самостоятельной и совместной и деятельности к единой теме и цели, которые определяются с учетом возрастных возможностей дошкольников. Одним из эффективных методов является метод экспериментирования, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Начинаем эту работу с проведения бесед, родительских собраний, консультаций по данной теме. Привлекаем родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе, в подготовке проектов детьми, участию в презентации, фотосъёмке, видеофильмов по проектам.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).
Очень часто дети в зимнее время года на прогулке задавали такие вопросы: «Из чего образуется снег?»; «Каким бывает снег?» «Почему снег белый, может ли снег менять цвет?»
Из моего рассказа дети узнали, что снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда, снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. А падая на землю, мы его видим в форме различных снежинок.
На прогулке мы начали исследовать снег с участка детского сада, дети брали снег в руки и определяли, какими свойствами обладает снег. Мы узнали, что снег холодный, пушистый, рыхлый, от тепла рук тает и превращается в воду, руки у детей после таянья снега остались чистыми, ребята определили, что снег ещё и чистый. Тут у нас возник проблемный вопрос: «А всегда ли снег чистый, как нам кажется на первый взгляд? Если мы возьмем в руки снег у дороги, каким он будет? Ребята отвечали, что им было бы интересно узнать ответ на этот вопрос.
В ходе игр со снежками, дети столкнулись ещё с одной проблемой, «Почему не все снежки разбиваются?»
Благодаря проблемным ситуациям, через которые начинается проект, дети усваивают материал не потому, что об этом говорит педагог, а потому что он удовлетворяет свою возникшую потребность в получении знаний.
На интересующие детей вопросы возникла идея реализации детского исследовательского проекта: «Снег и его свойства».
На этапе реализации проекта, были поставлены цели: определить, «Может ли снег менять цвет?»
«Всегда ли снег чистый?
«Почему не все снежки разбиваются?»
На следующем этапе – планирования деятельности, после того, как мы узнали, «Из чего образуется снег?» и «Какими свойствами обладает?», обсуждали с детьми дальнейшие действия: «Как мы будем достигать следующие цели? Что нам надо сделать? Какие конкретные шаги стоит осуществить?». План работы над проектом составляется вместе с детьми. Дети сами предлагали конкретные шаги.
Здесь мы пользовались моделью «Трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где и как мы можем узнать? Все предложения детей записывались в журнал, подводилось обобщение ответов.
Для реализации проекта нам понадобилась помощь родителей в приобретения необходимого материала для исследовательской работы (Воронки, вата, одноразовые стаканчики, тарелки, палочки и т.д), семья Златы, по нашей просьбе нашла через интернет ресурсы мультфильм Профессора Почемучки «Почему снег белый?» для просмотра вместе с детьми и обсуждения на интересующие детей вопрос.
Так как у детей ещё не достаточно знаний о снеге, предложили родителям провести интересные исследования со снегом дома и поделились своими открытиями в детском саду.
В нашем проекте: «Каким бывает снег» мы сделали три опыта, которые заинтересовали детей.
Опыт № 1 «Чистота снега»
С детьми взяли пробы в двух разных местах: у проезжей части, и на групповом участке, ближе к деревьям. Определили, что на первый взгляд снег ничем не отличается, белый и чистый. Взяли снег с собой в группу, в группе дети насыпали снег в тарелки и подождали, когда он растает. После этого через фильтр перелили воду в стакан. На фильтрах видно, что снег с обочины дороги - самый грязный. Пока мы делали эксперимент, мы столкнулись со сложностью ответа, откуда взялась грязь на фильтре?
Дети рассуждали, что возможно, такое количество грязи попадает туда с проезжей части от проезжающих мимо машин, сделали вывод что, самый чистый - снег на участке, но и здесь на фильтре видны частицы грязи. Пришли с ребятами к выводу: что в снеге содержится грязь. Поэтому снег и снеговую воду нельзя употреблять в пищу, поскольку они очень грязные
Опыт № 1 «Почему снежки не все разбиваются?».
На прогулке с ребятами мы взяли лист бумаги формата А 4, сделали мишень. Слепили два снежка небольшим диаметром, первый снежок мы сдавили не очень сильно и, с расстояния, бросили в лист бумаги. Снежок ударился и рассыпался. Второй сдавили с силой и с такого же, расстояния бросили в лист бумаги. Снежок легко пробил листок и остался целым.
Вывод: мы выяснили, что когда снег слипается, в промежутках между снежинками находится воздух. Если снежок сдавить очень сильно, снежинки плотнее прижмутся друг к другу и воздуха между ними останется мало. Чем больше воздуха между снежинками, тем меньше они скреплены друг с другом. Поэтому такой снежок легко разбивается. И наоборот. Из этого эксперимента, мы вывели для себя правило: «игра в снежки, может быть опасна» для здоровья.
.
Опыт № 3. «Можно ли окрасить снег?».
Детей заинтересовал вопрос. Почему снег белый, а сможет ли снег поменять цвет с помощью обычных красителей, или красок? Для этого детям было предложено взять гуашь и с помощью палочки опустили её в снег.
Дети наблюдали, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.
Сделали вывод: снег можно окрасить в разные цвета.
После проведенных опытов, логично подошли к этапу «Анализа результатов и их презентации». Дети поделились своим опытом, с ребятам другой старшей группы нашего детского сада, при этом в помощь ребятам была использована презентация, смотря в которую дети могли вспомнить, с чего начался их проект и чем закончился. Здесь, детям осуществлялась ненавязчивая поддержка со стороны педагога, чтобы ребята могли самостоятельно презентовать свою познавательно-исследовательскую деятельность.
Вот, что у нас получилось, можно просмотреть в приложении.
Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей и родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Данный опыт работы по реализации группового проекта был представлен в рамках городского методического объединения воспитателей старшего дошкольного возраста (ссылка на запись прилагается).
Также результатом работы по данному проекту можно считать участие в декабре 2020 года в муниципальном этапе регионального конкурса
«Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках основной образовательной программы дошкольного образования» на тему: «Снег и его свойства»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей при организации исследовательской деятельности с водой
Игры с водой один из самых приятных способов обучения....
«Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету»
В данном проекте говорится о важности развития у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды....
Новые возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Современное образование ставит перед собой цель - формирование и развитие социально востребованной личности, способной добиться успеха. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...
«Организация здоровьесберегающего пространства посредством реализации проекта психолого-педагогического сопровождения «Здравушка»
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость поиска современной модели организа...
Доклад на тему: «Привлечение родителей к организации проектной деятельности»
Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей,родителей и педагогов, изучала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовыват...
Совместная работа с родителями по организации исследовательской деятельности с воспитанниками старшей разновозрастной группы «Колосок»
Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на осн...
Доклад из опыта работы на тему: «Вовлечение родителей в организацию исследовательской деятельности.»
Познавательно – исследовательская деятельность, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.Проблема развития интеллектуально-твор...