"Совместная работа с родителями по организации исследовательской деятельности с дошкольниками"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным качеством человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.
Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Целью работы, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а создание условий для развития познавательного интереса, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает.
Он настроен на познание окружающего мира:
- - рвет бумагу и смотрит, что получится;
- - наблюдает за рыбками в аквариуме;
- - изучает поведение птицы за окном;
- - разбирает игрушки, изучая их устройство;
- - проводит опыты с разными предметами.
В своей работе, отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже, время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводят к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причине способов действий, проявления творчества.
Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию.
Поэтому я стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;
- Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- Обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
- Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;
- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.
Дети любят рисовать, поэтому вода и краски стали первым исследовательским материалом. Вовлечение родителей в опытную деятельность началось через увлечение рисованием различными способами.
Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Давались задания провести «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований. Получились интересные опыты: провели эксперимент c куриным яйцом, из которого был сделал вывод ,что соленая вода помогает держаться яйцу и оно, как подводная лодка висит в толще воды; рассматривали дольки фруктов через лупу и сок, который выжимали из фруктов; провели опыт с горохом и сахаром, через который узнали о том, что горох в воде разбухает, а сахар растворяется.
Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:
- собрана подборка консультаций для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Почему дошкольнику полезно быть исследователем»;
- проведён мастер-класс «Экспериментируем вместе»;
- изготовлены памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к детскому экспериментированию»¸ «Опыты в домашних условиях».
- Родители старались поддерживать у детей любознательность и желание делиться своими знаниями в группе.
Родители приняли активное участие в поиске информации и иллюстративного материала, для создания познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, семян, камней, ракушек, шишек.
На родительском собрании я представила родителям презентацию «Эксперименты в домашних условиях»». Родители познакомились с разными экспериментами, которые можно провести в домашних условиях. После просмотра презентации мы обсудили опыты и эксперименты, которые можно провести дома совместно с ребенком.
Тесное педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс.
Так мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель – повысить познавательно – исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Темами проектов, реализованных в нашей группе, были:
«Волшебница – вода», Дети на практике, в ходе экспериментов узнали о свойствах воды.
«Магнитные чудеса», где дети познакомились со свойствами магнита.
«Выращиваем плесень» (наблюдение за заплесневевшим хлебом) Дети с родителями дома выращивали плесень на хлебе, а потом принесли в ДОУ. Цели, которые мы ставили перед собой:
- Изучить, что такое плесень.
- Вырастить грибок под названием плесень на кусочке хлеба
- Определить факторы, влияющие на его появление и разрастание
- Узнать о роли плесени в жизни человека и живой природы
Был проведен мастер – класс для родителей «Мыльные пузыри», где дети сами учились делать мыльные пузыри, закрепляли свойства воды, изучали качества мыльных пузырей, а родители наблюдали за данным процессом.
Ну и самый наш любимый проект – это «Огород на подоконнике», где с удовольствием принимают участие и дети и родители. Все результаты наблюдений мы зарисовываем в таблицы. Родители охотно помогают в изготовлении атрибутов. Для реализации проекта, предлагают свои идеи.
Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делаем в саду, проводят интересные опыты дома с родителями и делятся своими открытиями в детском саду.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная поисковая деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
Постепенно, шаг за шагом, дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
В заключение хочется привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Список используемой литературы
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка детского проекта «Мы - огородники» «Организация исследовательской деятельности старших дошкольников»
В ходе исследовательской деятельности дети знакомяться с причинно-следственными связями (значимости воды, тепла, света). Для решения данной проблемной ситуации дети знакомятся с процессом роста ...
Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками в процессе изучения природы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...
Мастер - класс «Методика организации исследовательской деятельности с дошкольниками. Подготовка детей к участию в детских научно - практических конференциях».
Материал о знакомстве с методикой организации проектной деятельности А.И. Савенкова. Опыт использования данной методики при подготовке детей к участию в детских научно – практических ...
Организация работы с родителями по познавательно – исследовательской деятельности
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контроли...
Совместная работа с родителями по организации исследовательской деятельности с воспитанниками старшей разновозрастной группы «Колосок»
Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на осн...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Развитие любознательной, активной, творческой личности ребенка, способной к принятию собственных решений возможно в познавательно-исследовательской деятельности при полноценном сотрудничеств...
Доклад из опыта работы на тему: «Вовлечение родителей в организацию исследовательской деятельности.»
Познавательно – исследовательская деятельность, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.Проблема развития интеллектуально-твор...