Совместная работа с родителями по организации исследовательской деятельности с воспитанниками старшей разновозрастной группы «Колосок»
материал
Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Приморский детский сад»
Совместная работа с родителями по организации исследовательской деятельности с воспитанниками старшей разновозрастной группы «Колосок»
Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок – исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает.
Он настроен на познание окружающего мира:
- - рвет бумагу и смотрит, что получится;
- - наблюдает за рыбками в аквариуме;
- - изучает поведение птицы за окном;
- - разбирает игрушки, изучая их устройство;
- - проводит опыты с разными предметами.
Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию.
Поэтому я стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;
- Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- Обогатить совместно с родителями развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;
- Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;
- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.
Дети любят рисовать, поэтому вода и краски стали первым исследовательским материалом. Вовлечение родителей в опытную деятельность началось через увлечение рисованием различными способами.
Индивидуальный проект семьи Бальжановых «Рисование соком овощей», презентация его в группе побудили многих детей повторить опыты с овощами дома.
Родители старались поддерживать у детей любознательность и желание делиться своими знаниями в группе.
Родители приняли активное участие в поиске информации и иллюстративного материала, для создания познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, семян, камней, ракушек, шишек.
Совместно с родителями в группе была создана мини – библиотека «Полочка умных книг» в уголке Знайки
На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» я провела анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье» с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей.
Результаты представлены на слайде:
62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисовании (смешивание красок), конструировании, в играх с песком, водой, воздухом.
52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома. 41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
С помощью презентации «Копилка элементарных экспериментов в домашних условиях»» я познакомила родителей с разными экспериментами, которые можно провести в домашних условиях. После просмотра презентации мы совместно с родителями создали картотеку опытов и экспериментов, которые можно провести дома совместно с ребенком.
Также я разработала консультации и памятки для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; «Воспитание любви к природе» и др.
Тесное педагогическое взаимодействие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс.
Так мы с родителями воспитанников постепенно объединились в команду единомышленников, имеющих общую цель – повысить познавательно – исследовательскую активность детей, вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Темами проектов, реализованных в нашей группе, были:
«Волшебница – вода», Дети на практике, в ходе экспериментов узнали о свойствах воды.
«Мы – фокусники», «Магнитная сила», где дети познакомились со свойствами магнита и провели несколько опытов с ним с последующей презентацией проекта в виде рисунков.
«Извержение вулкана» Проведя данный опыт, дети увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
«Выращиваем плесень» (наблюдение за заплесневевшим хлебом) Дети с родителями дома выращивали плесень на хлебе, а потом принесли в ДОУ. Цели, которые мы ставили перед собой:
- Изучить, что такое плесень.
- Вырастить грибок под названием плесень на кусочке хлеба
- Определить факторы, влияющие на его появление и разрастание
- Узнать о роли плесени в жизни человека и живой природы
Был проведен мастер – класс для родителей «Приключения веселого Пузырика», где дети сами учились делать мыльные пузыри, закрепляли свойства воды, изучали качества мыльных пузырей, а родители наблюдали за данным процессом.
«Наблюдение за ростом веточки» - Опыт с ветками.
Цель: выявить потребности растения в солнечном свете и воде.
Родителям было предложено собрать по дороге в детский сад веточки, а мы с детьми поставили их в две банки одна с водой, другая без воды. Одну банку оставили на подоконнике, вторую убрали в темное место, затем мы с детьми стали наблюдать за распусканием почек, все результаты мы зарисовывали.
Ну и самый наш любимый проект – это «Огород на окне», где с удовольствием принимают участие и дети и родители. Все результаты наблюдений мы зарисовываем в таблицы. Родители охотно помогают в изготовлении атрибутов. Для реализации проекта, предлагают свои идеи.
Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делаем в саду, проводят интересные опыты дома с родителями, готовят фотоотчёты совместно с родителями и делятся своими открытиями в детском саду.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Всё это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Я рада, что родители следуют мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Список используемой литературы
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
статья Самсоненко Л.С., Едихановой Р.М....
Буклет для родителей воспитанников старшей разновозрастной группы "Речевые игры по дороге домой" (из опыта работы)
Буклет для родителей "Речевые игры по дороге домой" для детей старшего дошкольного возраста ...
Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир. Опытно-экспериментальная деятельность» c детьми старшей разновозрастной группы
Тип проекта: познавательный, групповойВид проекта: исследовательская деятельность старших дошкольниковПродолжительность проекта: краткосрочныйСроки реализации: февраль- мартВозраст дете...
Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга» с воспитанниками старшей разновозрастной группы (5-7 лет)
Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга» с воспитанниками старшей разновозрастной группы (5-7 лет)...
Перспективный план работы с родителями на 2020-2021 учебный год в старшей разновозрастной группе
Перспективный план работы с родителями на 2020-2021 учебный год в старшей разновозрастной группе...
Перспективный план работы с родителями на 2023-2024 учебный год в старшей разновозрастной группе
Перспективный план работы с родителями на 2023-2024 учебный год в старшей разновозрастной группе...