Планирование проектной деятельности в старшей группе «Смешарики» по художественно – эстетической направленности «Бумагопластика»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumagoplastika.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»
410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 1 от 28 августа 2022 года | СОГЛАСОВАНО: Старший воспитатель МДОУ Светлячок» с. Рыбушка ____________ Моисейкина О.В. 29 августа 2022года | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Светлячок» с. Рыбушка _____________ Краснова И.В. 30 августа 2022года Приказ № ____ |
Планирование проектной
деятельности в старшей
группе «Смешарики»
по художественно – эстетической
направленности
«Бумагопластика»
2022г.-2023г.
Подготовил воспитатель:
Бесчастнова А.Н
СОДЕРЖАНИЕ.
№ | Наименование раздела | Стр |
I | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.2 | Актуальность | 2 |
1.3 | Педагогическая целесообразность | 3 |
1.4 | Отличительные особенности данной программы | 3 |
1.5 | Цели программы | 3 |
1.6 | Задачи программы, задачи в развитии, задачи воспитания | 3 |
1.7 | Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | 4 |
1.8 | Методы, применяемые при подготовке к занятиям | 4 |
1.9 | Формы подведения итогов реализации программы | 4 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Учебный план | 5 |
2.2 | Календарно - тематическое планирование | 5 |
III | Организационный раздел | |
3.1. | Методическое обеспечение программы | 6 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение программы | 6 |
3.3 | Список литературы | 6 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1Пояснительная записка.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд».
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.
Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно - ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.
Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.
В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.
1.2 Актуальность программы.
Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.
Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.
1.3 Педагогическая целесообразность.
Программа обусловлена важностью создания условий для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
1.4 Отличительные особенности данной программы:
- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала.
Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Бумагопластика дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие бумагопластикой гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
1.5 Цель программы:
- Расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок. Развивать умения и навыки работы с бумагой. Развивать у детей мелкую моторику в процессе бумагопластики.
- Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность.
- Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.
1.6 Задачи программы
Задачи в обучении:
- Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
- Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
- Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.
Задачи в развитии:
- Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
- Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
- Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
- Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
- Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Задачи в воспитании:
- Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
1.7 Ожидаемые результаты реализации программы:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции,
- формообразования;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг);
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
- научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
1.8 Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
- Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.
1.9 Формы подведения итогов реализации программы:
Проведение выставок детских работ.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Учебно-тематический план.
Возраст детей | Количество детей в группе. | Дни проведения. | Длительность занятий. | Количество занятий в неделю. | Количество занятий в год. | Время затрачено в год. |
5-6 лет | 12 | вторник/среда через неделю | 25мин. | 1 | 38 | 950 мин. |
2.2 Календарный план.
Месяц | Тема занятия | Количество занятий | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Сентябрь | История происхождения бумаги и её волшебные свойства. | 1 | 1 | |
До свидания лето (Цветок) аппликация из ладошек. | 1 | 1 | ||
Подсолнух (объёмная аппликация) | 1 | 1 | ||
Осеннее дерево (аппликация из салфеток) | 1 | 1 | ||
Октябрь | Что нам осень принесла (фрукты) - объёмная аппликация | 1 | 1 | |
Гриб мухомор (торцевание) | 1 | 1 | ||
Рыбка (аппликация из бумажных полосок капелек) | 1 | 1 | ||
Разноцветная осень (торцевание с элементами квиллинга) | 1 | 1 | ||
Ноябрь | Цыплёнок (салфеткокручение) | 1 | 1 | |
Фоторамка «Осенние мотивы» (салфеткокручение) | 1 | 1 | ||
Осенний лес (объёмная аппликация) | 1 | 1 | ||
Попугай (аппликация из бумажных полосок капелек) | 1 | 1 | ||
Декабрь | Снежинки (модульная аппликация ЗD) | 1 | 1 | |
Снеговик (торцевание по пластилину) | 1 | 1 | ||
Ёлочные игрушки (объёмная аппликация из круглых салфеток) | 1 | 1 | ||
Новогодняя ёлка (торцевание из салфеток ЗD) | 1 | 1 | ||
Январь | Ёлочная игрушка «мишка» из «гармошки» (объёмная аппликация) | 1 | 1 | |
Неваляшка (мятая бумага) | 1 | 1 | ||
Снеговик (квиллинг ЗD) | 1 | 1 | ||
Ёлочная игрушка из «гармошки» (объёмная аппликация) | 1 | 1 | ||
Февраль | Еловые шишки (гофр, бумага) | 1 | 1 | |
Снежный домик (аппликация из гофр. Бум.) | 1 | 1 | ||
Открытка для папы (танк торцевание) | 1 | 1 | ||
Аквариум (мятая бумага) | 1 | 1 | ||
Март | Букет крокусов (гофр бум ЗD) | 1 | 1 | |
Цветочный горшок на 8 марта (салфетки) | 1 | 1 | ||
Подснежники в корзинке (объёмная аппликация) | 1 | 1 | ||
Ваза для цветов (салфетки) | 1 | 1 | ||
Апрель | Ромашка и бабочки | 1 | 1 | |
Лебеди (объёмная аппликация из гофр. бум.) | 1 | 1 | ||
Кувшинки (ЗD из гофр. Бумаги.) | 1 | 1 | ||
Цветущая веточка | 1 | 1 | ||
Май | Цветущая вишня (гофр, бум) | 1 | 1 | |
Открытка 9 мая (торцевание) | 1 | 1 | ||
Бож. Коровка (торцевание на пластилине) | 1 | 1 | ||
Солнышко (аппликация из ладошек) | 1 | 1 | ||
Всего занятий | 36 | 1 | 35 |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1 Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения
В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
3.2 Материально-техническое обеспечение программы:
- Бумага офисная цветная; бумага офисная белая; бумага цветная; гофрированная бумага; картон цветной; картон белый; бумага для акварели; клей ПВА; клей – карандаш; ножницы; техника для просмотра презентаций.
3.3 Список литературы:
- Аппликация и бумагопластика. - М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
- Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
- Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.
- Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги - М.:2008
- И. Агапова и М. Давыдова «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ.ХХI век» Москва 2007г.
- Петрова И.М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002г.
- И.И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.
- Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.
Приложение.
Общие правила техники безопасности:
- Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
- Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
- Употребляй инструменты только по назначению.
- Не работай неисправными и тупыми инструментами.
- При работе держи инструмент так, как показал педагог.
- Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
- Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
- Раскладывай инструменты и оборудование в указанном педагоге порядке.
- Не разговаривай во время работы.
- Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами:
- Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
- При работе внимательно следи за направлением реза.
- Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держи ножницы лезвиями вверх.
- Не оставляй ножницы в открытом виде.
- Не режь ножницами на ходу.
- Не подходи к товарищу во время резания.
- Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
- Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем:
- При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
- Наносить клей на изделия аккуратно.
- Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
- При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
- Не пачкать клеем столы, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой:
- Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
- Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
- После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по художественно – эстетическому направлению «Дерево в 3D исполнении»
Существует понятие «3D – технологии», которые дают возможность погружения дошкольников в образовательную деятельность через создаваемый 3 D- анимацией живой образ ,...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественному-эстетическому развитию (бумагопластика) в старшей группе «Почемучки» на тему: «Хлебный Колос».
Задачи :Обучающая:- дать детям представление о колосе, его строении;- закрепить знания детей, о зерновых культурах из которых пекут хлеб;- закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатс...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Проектная деятельность "Угощение на День Рождения" (художественно-эстетическая деятельность)
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...
Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию. Тема недели «Красавица Весна в гости к нам пришла» Возраст 4-5 лет, средняя группа.
Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию.Тема недели «Красавица Весна в гости к нам пришла» Возраст 4-5 лет, средняя г...
Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию
Планирование по жудожественно-эстетическому развитию...
Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию.
Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию....