Дополнительная образовательная программа "Страна Пластилиния"
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Калашникова Людмила Михайловна

Обучение детей 4-7 лет технике - пластилинографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                                Утверждаю:

Советом педагогов                                     Заведующий МБДОУ д/с № 22

МБДОУ д/с № 22                                         О.Н. Трошенкова

Приказ  № 76 от 31.08. 2015 г.

Дополнительная

образовательная программа

«Страна Пластилиния»

для детей 4-7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22

г. Сафоново

Автор программы Л.М. Калашникова

воспитатель высшей  квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию у детей старшего дошкольного возраста изобразительных навыков.

 «СТРАНА ПЛАСТИЛИНИЯ»

Возраст детей 4-7 лет /средний и старший дошкольный возраст/

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

 Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.   Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

    Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенного пластилина. Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Поделки из этого материала в большей мере удовлетворяют любознательность, в этом труде всегда есть новизна, творческое изыскание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить. Для развития творчества в любых видах художественной деятельности детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определённые знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности; необходимо освоение детьми богатого художественного опыта как на занятиях, так и в повседневной жизни (на прогулках, в разнообразных играх, совместной         и самостоятельной деятельности.

   Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач. Анализ авторских программ показывает, что в занятиях по изодеятельности от 10 процентов до 25 процентов времени уделяется лепке, мало творческих задач.

   Проблема речи, которая встает в детских садах, также взаимосвязана с изодеятельностью, развитием у детей мелкой моторики.

Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания, памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук наших детей неловки, малоподвижны. Такие дети гораздо позже своих сверстников начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку воплощать в рисунках задуманное, затрудняет его эстетическое восприятие.  Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

 Родители сегодня не проявляют интерес к изодеятельности. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества. Родители не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Универсальным средством в развитии  изобразительного творчества, а также в развитии  мелкой моторики, а значит, и речевого развития, является лепка.

   Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок или карандашей, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография -  создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Эта техника увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для работы с пластилином  просты и не требуют больших затрат. Одним из наиболее важных условий развития художественного творчества является разнообразие и вариантность, новизна обстановки, а так же необычное начало работы и возможность выбора. Все это обеспечивает живость  и непосредственность детского восприятия и деятельности.

ЦЕЛЬ

Организация  факультатива по совместной продуктивной деятельности педагога и детей; проявление творческих способностей детей; развитие мелкой моторики, подготовка детей к обучению в школе.

ЗАДАЧИ

1.  Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

2. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира,   формировать реалистические представления  о природе.

  1.  Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.
  2. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания, растирания, вжимания и др.
  3.  Развивать у детей интерес к художественной деятельности через работу в нетрадиционной технике рисования пластилином; расширять знание о возможностях данного материала.
  4. Учить создавать лепные картины с изображением более или менее                выпуклых, полуобъмных объектов на горизонтальной поверхности.

Рабочая программа состоит из цикла занятий, проводимых 2 раза в месяц (всего 16 занятий). Темы подбираются с учетом тематического планирования, сезона  и календарных праздников.

Программа состоит из трех этапов.

  1. Подготовительный: мониторинг детей; составление перспективного плана и постановка задач; создание условий для реализации занятий с детьми.
  2. Основной: реализация перспективного плана. Консультации для родителей и педагогов. Обогащение развивающей среды в группе.
  3. Итоговый: мониторинг детей; оформление выставок детских работ,  соотнесение поставленных результатов с полученными;

Мониторинг

Ф.И. ребенка

Сила нажима на пластилин

Смешивание 2-х цветов в одном куске

Накладыва

ние

мазков поперемен

но

Знание цветов

Ориентиров

ка на

 плоскости

Выносливость

н.г

к.г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г

к.г

н.г.

к.г.

н.г

к.г

1

2

Прогнозируемый результат

Предполагается, что:

  1. разовьётся творческий потенциал детей;
  2. дети получат радость от сотворчества;
  3. дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
  4. у детей разовьется мелкая моторика рук;
  5. дети станут более самостоятельны и активны;

Принципы

построения и реализации программы:

  • Принцип систематичности и последовательности: постановка  задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
  • Принцип развивающего характера;
  • Принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

 

Методы работы:

  • Наглядные -  (наблюдение, показ, образец).
  • Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрения.
  • Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

Информационные компьютерные технологии (ИКТ).  Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности  которые позволяли мне привлечь внимание детей к объяснению новой, достаточно сложной темы, внести в занятие сюрпризный момент.

   Для успешного освоения навыков  при организации занятий используются следующие приемы :

  • Воспроизведение движений в воздухе. 
  •  Совместные (или «пассивные») действия. Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняет действие.
  • Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону.
  • Стихи, загадки .
  •  Вопросы к детям.
  •  Игровая мотивация.  Создает проблемная ситуация и ставится перед детьми для ее разрешения проблемная задача, наталкивая на поиск путей и средств решения
  • Игровые приемы.  Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным.
  • Игровая задача. Своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий.
  • В конце деятельности следует анализ детских работ от лица игрушечного или сказочного персонажа, а в дальнейшем и оценка самих детей.  Педагогическая оценка является одним из важнейших приемов обучения
  • Использование музыки..

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед детьми ставятся определенные задачи.

  • Начальный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.
  • Практический. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
  • Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

   Очень важен начальный этап, когда дети знакомятся с пластилином и учатся простым приемам. Так, на первых занятиях они учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки. Затем дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. Так дети изображают иголочки ежика, дождик для цветов. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов.

    На практическом этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика). На этом этапе дети размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Цвет пластилина дети выбирают самостоятельно. На этом же этапе дети учатся создавать изображения из большого количества одинаковых деталей. Для придания работам выразительности дети закрепляют навык использования вспомогательных предметов.

   На третьем этапе дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.

   На каждом занятии используются пальчиковые игры, динамические паузы, художественное слово, музыкальное сопровождение.

В работе широко используются пословицы и поговорки о труде и терпении, загадываются загадки, рассказываются интересные факты из жизни  животных и растений. Ожидание внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому часто устраиваются выставки детских работ, которыми смогут полюбоваться родные и близкие.

Занятия пластилинографией способствуют развитию:

  • речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
  • восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
  • умения планировать свою работу и доводить ее до конца;
  • интеграции различных образовательных сфер.

Рабочая программа предполагает интегративный подход к решению образовательных задач.

Используемая литература

Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография»

И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников». СПб., «детство-Пресс», 2002 г.

Т.С. Комарова «Дети в мире творчества».-М., 1995 г.

М.В. Межиева «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет». Ярославль. Академия развития,2002 г.

И.А. Лыкова «изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

Личные наработки педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа досуговой деятельности по художественно-творческому развитию детей "Веселый пластилин"

Потребность в отображении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяют в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.Здесь же создаются условия для проявления...

Дополнительно образовательная деятельность по пластилинографии Кружковая «Мир пластилина» Срок реализации: сентябрь - май 2017-2018 год

Создание программы проекта обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей  дошкольного возраста. Так &nda...

Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО

Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Волшебный пластилин» (пластилинография)

Программа направлена на развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии и заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредство...

Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин для малышей"

Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей второй младшей группы...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Волшебный пластилин» для детей дошкольного возраста (3-4 лет) на 2022-2023 учебный год (срок реализации - 1 год)

Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Волшебный пластилин»для детей дошкольного возраста (3-4 лет)на 2022-2023 учебный год(срок реализации - 1 год...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....