Рабочая программа по аппликации
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Добрынина Жанна Сергеевна

В старшей группе основное внимание уделяется развитию самостоятельного творчества. Поэтому воспитатель предоставляет больше свободы в выборе темы, художественного материала, и способов создания образа. Но творческая работа воображения основывается на богатстве жизненного опыта, поэтому центральным остается вопрос развития восприятия. Дети целенаправленно обследуют предметы, экспериментируют с их признаками и свойствами. В качестве натуры воспитатель подбирает предметы с наиболее характерными видовыми признаками и проектирует содержание изобразительной деятельности таким образом, чтобы в течении одной- двух недель дети могли одну и ту же тему разработать в разных видах художественного творчества , В т.ч. конструирования, дизайна, театра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                     

Рабочая программа

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Учебная дисциплина: Аппликация.

Старшая группа

Целевой

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста разработана на основе:

• основной общеобразовательной программы.

• учебно - методическое пособие И.А.Лыковой, Издательский дом «Цветной мир» Москва 2017г

По программе на занятия по ИЗО отводится 1 занятие в неделю. 17 занятия в год.

Продолжительность занятий от 25-30 минут.

Цель: Развитие продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

1.Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; знакомить с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

2.  Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, обогащать зрительные впечатления, приобщать к родной и мировой культуре, формировать эстетические чувства и оценки, воспитывать художественный вкус, формировать эстетическую картину мира.

3. Знакомить с «языком искусства», содействовать осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве, между формой, декором и функцией предмета в декоративно-прикладном искусстве, между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна.

4. Обогащать художественный опыт детей; содействовать дальнейшему освоению базовой техники, аппликации, художественного конструирования и труда; совершенствовать умения во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей.

5. Развивать способности к восприятию и творческому освоению цвета, формы,  ритма, композиции как «языка» изобразительного искусства.

6. Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества.

7. Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру;  создавать оптимальные условия для развития целостной личности ребенка и ее свободного проявления в художественном творчестве.

Используемые формы и методы работы для достижения планируемых результатов:

• Наблюдения

• Экскурсии, целевые прогулки

• Работа с иллюстрациями

• Словесные методы (чтение литературно-художественных произведений, стихов, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя)

• Практические методы (организация продуктивной деятельности детей; оформление выставок, коллажей, коллективных работ)

• Игровые методы

2)Планируемые результаты:

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу возрастного периода.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров, как ценностных установок и векторов развития ребёнка (к 6 годам):  

  1. Ребёнок выполняет плоскостную и рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, осенние листья, цветочные лепестки, соломка).  
  2. Ребёнок использует новые способы вырезания: симметричное,  парно симметричное, предметное, силуэтное по нарисованному или воображаемому контуру, накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (цветы, снежинки, салфетки, занавески, одежда для кукол).
  3.  Ребёнок создает орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, родителями и другими детьми.
  4.  Ребенок отражает в композиции развернутые сюжеты, в декоративно - оформительской деятельности – создают изделие, в которых форма, декоративное назначение гармонично сочетаются.
  5. Ребенок проявляет интерес к новым техникам («А как это делается?»), пытается их осваивать, получает удовольствие от освоения, от создания новых поделок.
  6. ребенок проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, замечает красивое в окружающем.

Содержательный

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития

Педагог продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором» для обогащения художественной техники.

В старшей группе основное внимание уделяется развитию самостоятельного творчества. Поэтому воспитатель предоставляет больше свободы в выборе темы, художественного материала, и способов создания образа. Но творческая работа воображения основывается на богатстве жизненного опыта, поэтому центральным остается вопрос развития восприятия. Дети целенаправленно обследуют предметы, экспериментируют с их признаками и свойствами. В качестве натуры воспитатель подбирает предметы с наиболее характерными видовыми признаками и проектирует содержание изобразительной деятельности таким образом, чтобы в течении одной- двух недель дети могли одну и ту же тему разработать в разных видах художественного творчества , В т.ч. конструирования, дизайна, театра.

У детей старшего дошкольного возраста повышается критическое отношение к своей деятельности и ее результатам (элементы рефлексивной самоорганизации). Важно помощь каждому ребенку испытать чувство удовольствия, удивления, радости (Как красиво!), гордости своим достижением ( Я могу!). При этом педагог учитывает индивидуальные интересы и способности детей, не забывая о такте и чувстве меры. Способным и умелым детям ставить задачи повышенной сложности, более критично относиться к качеству исполнения и оригинальности замысла. При этом помнить, что постоянная критика и повышенное захваливание – серьезные барьеры для развития творчества и адекватной самооценке ребенка.

Педагог постепенно формирует у детей представления о роли искусства в жизни человека и общества, а также о специфике художественных образов. Дети 5-6 лет способны понять, что искусство - это не просто изображение реального мира. Отражение индивидуального видения этого мира и выражения своего эмоционально – ценностного отношения к нему. Изобразительное искусство «говорит», «общается», со зрителями на особом «языке»: живопись с помощью цветовых пятен, графика посредством линии, скульптура с помощью объемных форм и.т.д.

2) Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ п/п в тематической неделе

Тема занятия

Изменение тематики занятия в соответствии с запросом ребенка

Дата проведения занятия

Корректировка дат

I полугодие

Тематический месяц: «Мой дом – детский сад».

1

1

«Веселые портреты».

 Цель: Вырезание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое; оформление прически обрывной аппликацией.

Оборудование: Цветная бумага для причесок, прямоугольник розовой бумаги для лица. Фантики, серпантин, белой и цветной картон для фона портретов. Фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, ножницы, клеенки.

Тематический месяц: «Мой дом – детский сад».

2

1

   

«Цветные ладошки» (фантазийные композиции).

Цель: Вырезанные по нарисованному контуру; составление образов и композиций; «расшифровка» смыслов.

Оборудование: Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клей, клеевые кисточки. Большие листы бумаги для составления образов из силуэтов рук (бабочка, рыбка, солнышко, дружба), цветной картон для создания коллективной работы. Гуашевые краски и листы белой бумаги.

 Тематический месяц: «Мой дом – детский сад».

3

1

 «Наш город» (коллективная работа).

Цель: Вырезание домов из бумаги, сложенной дважды пополам; составление панорамы с частичным наложением элементов.

Оборудование: Полоски цветной бумаги разной ширины для вырезания зданий, прямоугольники и полоски цветной бумаги для вырезания окон, простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенки, большой лист бумаги или полоса обоев для создания общей композиции.

Тематический месяц: «Мой дом – детский сад».

4

1

 «Машины на улицах города» (коллективная работа).

Цель: Освоение симметричной аппликации – вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам .

Оборудование: Прямоугольники и квадраты цветной бумаги для вырезания машин, фломастеры, цветные и простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенки, незавершенная общая композиция «Наш город».

 Тематический месяц: «Я живу в городе Иланском Красноярского края».

5

1

«Кошки на окошке».

Цель: Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

Оборудование: Бумажные квадраты разного цвета – «окошки», бумажные квадраты меньшего размера для вырезания силуэтов кошек (черного, серого, коричневого, оранжевого и других цветов), ножницы, клей, клеевые кисточки, фломастеры и цветные карандаши для свободного выбора материалов детьми.  Варианты декора занавесок.

Тематический месяц: «Я живу в городе Иланском Красноярского края».

6

1

«Наша ферма».

Цель: Создание образов домашних животных из овалов разной величины (большой овал – туловище, маленький овал - голова).

Оборудование: Цветная бумага, бумажные прямоугольники (разные по величине и по цвету), клей, клеевые кисточки, ножницы, клеенки, фломастеры или цветные карандаши для оформления мелких деталей.

 Тематический месяц: «Я живу в городе Иланском Красноярского края».

7

1

«Листочки на окошке» (витраж).

Цель: Сочетание аппликативных техник; создание коллективной композиции из вырезанных листочков для интерьера группы.

Оборудование: Цветная бумага «осенних» цветов и оттенков; фактурная бумага (иллюстрации и обложки старых журналов) для выбора детьми красивого. Необычного колорита; ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенки, картон или плотный лист большого формата, затонированный заранее голубым цветом.

 Тематический месяц: «Я живу в городе Иланском Красноярского края».

8

1

«Цветные зонтики».

 Цель: Вырезание купола зонтика приемом закругления уголков у квадрата или прямоугольника; оформление края «зубчиками» и «маковками».  

Оборудование: Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки.

Рисунки осеннего неба, выполненные детьми в самостоятельной художественной деятельности, - для фона аппликаций.

Тематический месяц: «Я житель земного шара».

9

1

«Осенние картины» (портреты, сюжеты и букеты).

Цель: Создание предметных и сюжетных композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян.

Оборудование: Листья разных деревьев и кустарников (клен, береза, рябина, осина, шиповник), трав, лепестки цветов, семена (крылатки клена, семечки подсолнечника,  тыквы, арбуза); цветной картон или бархатная бумага для основы (фона) композиций; клей, клеевые кисточки, калька, пинцеты.

Тематический месяц: «Я житель земного шара».

10

1

 «Золотые березы».

Цель: Рисование осенней березы по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

Оборудование: Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения березы (желтая, золотистая фольга, зеленая, белая, ножницы, кисти, белая и черная краски, цветные карандаши).

Тематический месяц: «Я житель земного шара».

11

1

«Зайчишки – трусишка и храбришка».

Цель: Иллюстрирование знакомых сказок; создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

Оборудование: Книжки- самоделки, художественные материалы на выбор детям – цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, баночки с водой.  

Тематический месяц: «Я житель земного шара».

12

1

«Жила – была конфета» (витрина магазина).

Цель: Развитие композиционных умений: передача пропорциональных соотношений и поиск гармоничного расположения предметов.

Оборудование: Набор цветной бумаги для выбора детьми фона – основы композиции; фантики и красивая упаковочная бумага, краски, баночки с водой, фломастеры, кисточки, клей, кисточки для клея.

Тематический месяц: «Волшебница зима. Новый год. Рождество».

13

1

 «Нарядные пальчики» (пальчиковый театр).

Цель: Изготовление персонажей (одежды) для пальчикового театра: активизация симметричного способа в аппликации из бумаги и ткани.

Оборудование: Прямоугольники и квадраты, вырезанные из цветной и фактурной бумаги, мягкой ткани, фольги, фантики, ножницы, фломастеры для дорисовывания рожиц на пальчиках.

Тематический месяц: «Волшебница зима. Новый год. Рождество».

14

1

 «Снеговики в шапочках и шарфиках».

Цель: Создание выразительных образов снеговика из кругов разной величины, вырезанных из сложных вдвое квадратов; декоративное оформление.

Оборудование: Квадраты и прямоугольники разного размера, вырезанные из мягкой белой бумаги, розового, голубого, светло – сиреневого цвета (для свободного выбора детьми), наборы цветной бумаги и фантики, бумажные обрезки для шапочек и шарфиков, ножницы, клеящие карандаши или колей, клеевые кисточки, фломастеры для дорисовки. В качестве фона используется плотная  бумага или картон разного формата и цвета.

Тематический месяц: «Волшебница зима. Новый год. Рождество».

15

1

«Звездочки танцуют» (зимнее окошко).

Цель: Вырезание звездочек из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали; освоение прорезного декора.

Оборудование: Цветная фольга, красивые фантики, цветная бумага «зимних» цветов и оттенков; фактурная бумага (иллюстрации и обложки старых журналов) для выбора детьми красивого, необычного колорита; ножницы, клей, картон или плотный лист большого формата, про тонированный заранее голубым цветом; краска – гель (серебро) или цветные карандаши, тонкие фломастеры для дорисовки.

Тематический месяц: «Волшебница зима. Новый год. Рождество».

16

1

«Елочки - красавицы» (панорамные новогодние открытки).

Цель: Изготовление поздравительных открыток – самоделок с сюрпризом (симметричным способом).  

Оборудование: Листы бумаги яркого цвета и слабо тонированные (светло – голубые, светло – желтые, нежно – розовые, нежно – сиреневые) – на выбор детям; ножницы, клей, клеевые кисточки или клеящий карандаш; простые карандаши для создания контурного рисунка новогодней елочки, краски, кисточки, баночки с водой.

Тематический месяц: «Мальчики и девочки».

17

1

«Где – то на белом свете….».

Цель: Создание сюжетной композиции из фигурок, выполненных на основе треугольника, и дополненных свободными техниками (обрывание, сминание).

Оборудование: Цветная и белая бумага, листы тонированной бумаги для фона, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, цветные карандаши.

 Тематический месяц: «Мальчики и девочки».

18

1

«Заснеженный дом».

Цель: Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная).

Оборудование: Цветная и белая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей, или клеящий карандаш,  клеевые кисточки, клеенки, цветные карандаши.

II полугодие

 Тематический месяц: «Мальчики и девочки».

19

1

«Шляпа фокусника» (оформление цирковой афиши).

Цель: Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы).

Оборудование: Полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, простые карандаши для прорисовки элемента, цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими элементами, Незавершенная композиция «Шляпа фокусника» с двумя – тремя фокусами (ленточными аппликациями).

 Тематический месяц: «Мальчики и девочки».

20

1

«Дружные ребята» (оформление альбома).

Цель: Оформление самодельного коллективного альбома; расширение изобразительных и смысловых возможностей ленточной аппликации.

Оборудование: Полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, простые карандаши для прорисовки элементов, листы бумаги одного размера (основа композиции) для составления общего альбома; цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими элементами.

 Тематический месяц: «Моя семья, мои корни».

21

1

«Банка варенья для Карлсона».

Цель: Составление оригинальных композиций из однородных элементов на силуэтах банок разной формы.

Оборудование: Полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, простые карандаши для прорисовки элемента, цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими элементами. Банки и баночки разной формы

 Тематический месяц: «Моя семья, мои корни».

22

1

«Галстук для папы».

Цель: Освоение и сравнение разных способов изготовление и оформления галстука из цветной бумаги (и/ или ткани) для оформления папиного портрета.

Оборудование:  Цветная бумага, лоскутки и полоски ткани разной расцветки, ножницы, простые карандаши, фломастеры или маркеры. Галстуки различной формы и расцветки (в том числе, галстук – полоска, галстук – бабочка, галстук – косынка и др.). Портреты пап, нарисованные детьми на занятии по рисованию.

 Тематический месяц: «Моя семья, мои корни».

23

1

«Весенний букет» (настенная открытка, этикет поздравлений).

Цель: Вырезание цветов (тюльпанов) и листьев из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; декорирование цветка разными приемами.

Оборудование: Цветная бумага, готовые бумажные формы – цветные квадраты и прямоугольники; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, клей клеевые кисточки, клеенки.

Тематический месяц: «Моя семья, мои корни».

24

1

«Солнышко, улыбнись».

Цель: Создание многоцветных аппликативных образов солнца из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали (с разной формой лучей).

Оборудование: Цветная и фактурная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; готовые бумажные формы – цветные квадраты разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, ножницы, клей, простые карандаши.

 Тематический месяц: «Изобретатели и фантазеры».

25

1

«Башмак в луже».

Цель: Вырезание двойных силуэтов парных предметов (сапожки, туфельки, башмаки, кроссовки) и составление композиции с отражением в «луже».

Оборудование: Цветная и фактурная бумага для вырезания силуэтов разной обуви; ножницы, клей, клеевые кисточки.

Тематический месяц: «Изобретатели и фантазеры».

26

1

«А водица далеко, а ведерко велико…».

Цель: Создание разных изображений на основе одной формы (сарафан и ведро из трапеций); построение простого сюжета по содержанию потешки аппликативными средствами. Учить изображению куклы в сарафане.

Оборудование: Цветная бумага для фона, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для вырезания сарафанов и ведерок, обрезки цветной бумаги (в том числе розового цвета) для вырезания других деталей, ножницы, клей, простые карандаши для прорисовки контура.

Тематический месяц: «Изобретатели и фантазеры».

27

1

«Нежные подснежники».

Цель: Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности (тень, ноздреватый снег).

Оборудование:  Цветная и белая бумага, ножницы, простые карандаши для прорисовки контура, клей или клеевые карандаши, клеенки.

Тематический месяц: «Изобретатели и фантазеры».

28

1

«По морям, по волнам…».

Цель: Создание корабликов из бумаги; самостоятельные комбинирование приемов силуэтной и рельефной аппликации (передача движения).

Оборудование:  Цветная бумага, обрезки, фантики, мягкие бумажные салфетки белого и светло – голубого цвета для изображения рельефных волн, ножницы, клей или клеящие карандаши.

Тематический месяц: «Космос. Я часть вселенной».

29

1

«Стайка дельфинов».

Цель: Самостоятельное творческое отражение представлений о морских животных разными изобразительно – выразительными средствами (симметричные силуэта).

Оборудование: Листы бумаги голубого, синего, бирюзового цвета (желательно одного размера, так как будет составляться коллективная композиция), цветная бумага и ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки. Варианты силуэтов дельфинов (в движении).

Тематический месяц: «Космос. Я часть вселенной».

30

1

«Заморский натюрморт».

Цель: Совершенствование техники вырезания округлых форм из бумаги, сложенной в двое; развитие чувства формы и композиции (создание натюрморта).

Оборудование:  Квадратики и прямоугольники из цветной бумаги (красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона, фактурная бумага для самостоятельного вырезания ваз и фруктовниц, ножницы, клей или клей карандаш, клеевые кисточки, клеенки.

Тематический месяц: «Космос. Я часть вселенной».

31

1

«Наш аквариум».

Цель: Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников); активизация способов вырезания кругов и овалов.

Оборудование: Цветная бумага гладкоокрашенная и фактурная, кусочки яркой ткани, ножницы, клей, обрезки цветной бумаги и ткани для оформления рыбок.

Тематический месяц:  «Мы живем в России».

32

1

«Цветы луговые» (панорамная композиция).

Цель: Вырезание розетковых цветов из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали с передачей разной формы лепестков (мак, ромашка, василек).

Оборудование: Цветная бумага, готовые бумажные формы – цветные квадраты разной величины и расцветки; ножницы, простые карандаши, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, клеенки.

 Тематический месяц: «Мы живем в России».

33

1

«Нарядные бабочки».

Цель: Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию.

Оборудование: Цветная бумага, готовые бумажные формы – цветные квадраты и прямоугольники разной величины и расцветки; фантики на бумажной основе, красивая упаковочная бумага, фломастеры, ножницы, простые карандаши, клей или клеящий карандаш, кисточки, клеенки.

Тематический месяц: «Мы живем в России».

34

1

«».

Цель:

Оборудование: 

 Тематический месяц: «Мы живем в России».

35

1

«»

Цель: 

Оборудование: 

 Тематический месяц: «Мы живем в России».

36

1

«».

Цель:

Оборудование:

Тематический месяц: «Мы живем в России».

37

1

«».

Цель:

Оборудование:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по аппликации

Перспективное планирование по аппликации на год...

Рабочая программа по аппликации во второй младшей группе «Маленькие фантазёры».

Рабочая программа кружковой работыпо аппликации во второй младшей группе № 4«Маленькие фантазёры»....