Конспект НОД изобразительной деятельности по аппликации "Солнце - символ чувашского узора" в старшей группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца. Символ солнца – это источник жизни, пожелание добра, счастья дому, человеку, и расположен он всегда в центре узора. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашская Республика
Конспект НОД изобразительной деятельности
(аппликация) в старшей группе
«Солнце – символ чувашского узора»
Составил:
воспитатель Тувалева Л.В.
2022 г.
«Солнце – символ чувашского узора»
Программное содержание:
Цель. Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце.
Образовательные задачи:
- Познакомить с новым элементом чувашского орнамента - солнце.
- Учить создавать образ - символ чувашского узора из геометрических фигур на тарелке.
- Закрепить знания о семантике чувашского узора солнце.
Развивающие задачи:
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать композиционные умения у детей элементами чувашского орнамента.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные отношения к людям труда, интерес к изделиям чувашских мастериц-вышивальщиц.
Оборудование и материалы: (демонстративный) вышитые чувашским орнаментом полотенца, салфетки, иллюстрации с изображением женщин в чувашском национальном костюме; флаг Чувашской Республики;
(раздаточный): ножницы, кисточки, клей, подставка, салфетки, клеёнки, красная и желтая бархатная бумага (квадрат со стороной 4 см).
Предварительная работа:
- Беседа «Я в Чувашии живу».
- Чтение чувашских сказок и легенд.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением элементов чувашского костюма.
- Настольная игра «Составь узор».
- Подвижные игры «Платочек», «Иголка и ниточка», «Солнце».
Методы и приемы:
1. Рассказ о чувашских узорах.
2. Рассматривание салфетки.
3. Рассказ про солнце.
4. Игра «Иголочка и ниточка» (физкультминутка).
5. Творческая мастерская.
6. Итог занятия.
Ход занятия
1. Рассказ о чувашских узорах.
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла, ее зовут Анюк.
Как вы думаете, какой национальности наша гостья? (Ответы детей).
Правильно, чувашской. А как вы узнали? (По одежде). Давайте посмотрим на ее наряд. Что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье – кĕпе, фартук – саппун, повязка – пиçиххи. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, красного и черного цветов. А на голове у чувашских девушек головная повязка «Масмак».
- Скажите, что мы видим на головной повязке Анюк? (Ответы детей).
- Да. Это чувашские узоры.
Наша Чувашия – край ста тысяч слов, песен и вышивок. Послушайте стихотворение.
Вышивает белый холст до зари
Словно лучиками звёзд – посмотри!
Красный шёлк – любовь и кровь, и слова,
Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.
Ладит жёлтый с голубым на холсте –
Небо с солнцем золотым в высоте,
Чёрный шёлк кладёт она – всё верней:
Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…
2. Рассматривание салфетки.
Воспитатель. Кукла Анюк с собой принесла салфетку, вышитую чувашскими узорами.
Рассмотрим чувашские узоры на салфетке. Как вы думаете, для чего вышивали эти узоры? (варианты детей). Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней и бед. Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим еще несколько узоров.
Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).
3. Рассказ про солнце.
Воспитатель. Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца. Символ солнца – это источник жизни, пожелание добра, счастья дому, человеку, и расположен он всегда в центре узора. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения солнца в виде двух крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда-то светили Земле. Вышивки эти мы назовем «хĕвел тĕрри»-«солнечными »- решили мудрецы и вернули Солнце назад. Таким образом, чувашские узоры солнца стали гордостью и богатством чувашского народа.
Воспитатель. По представлению чувашского народа, жизнь зависит от сияния солнца, сила которого заключается в его лучах. Поэтому чаще всего солнце вышивают в сияющем состоянии с лучами.
4. Чувашская народная игра «Иголочка и ниточка».
Но для начала вам нужно выбрать иголочку и ниточку, которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с помощью считалки. Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза). Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.
5. Ситуация «Творческая мастерская»
Воспитатель. Ребята, сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными мастерами и выполним чувашский узор «Солнце» из геометрических фигур на тарелке.
(Показ воспитателем последовательности создания образа солнца в технике вырезания из бумаги) Для создания узора «Солнце» нам нужны 3 квадрата: 2 красных и 1 желтый. Один красный квадрат размещаем в середине тарелочки, 2 квадрата (красный и желтый) согнуть по диагонали, затем согнуть пополам, разрезать по линиям сгиба, получится 4 треугольника. Прежде чем приклеить треугольники, составим узор солнца, потом берем по одной фигуре, намазываем клей и приклеиваем на то место, откуда их взяли.
Работа детей. Воспитатель во время выполнения работ детьми дает индивидуальные указания и пояснения.
6. Итог занятия.
Подвести детей к анализу работ друг друга и обратить внимание на правильность расположения элементов. Заканчиваем клеить, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы!
1. Чем славится Чувашия?
2. С каким новым чувашским узором мы сегодня познакомились?
3. Какие цвета использовали?
4. Где еще можно увидеть чувашские узоры?
Литература.
1. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации: учебно-методическое пособие. Чебоксары: Новое время, 2005. 88 с.
2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002. 144с.
3. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой. Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 1995.
4. Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки: комплект открыток. Л.: Аврора, 1977
5. Махалова И.В., Николаева Е.И.. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия изобразительной деятельностью (лепка) «Олимпийская деревня» для детей старшей группы
Программное содержание:· Закреплять представления об Олимпиаде, о зимних видах спорта.· Совершенствовать навык...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Тематическое занятие (аппликация) «Пусть всегда будет мир!» «Белый голубь-символ мира!»
Задачи :1.Познакомить детей с голубем как символом мира.2. Продолжать развивать умение аккуратно наносить клей на детали, приклеивать и вытирать салфеткой излишки клея.3.Воспитывать внимание и ст...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему «Узоры гжельской росписи
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской росписью....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему «Узоры гжельской росписи»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской росписью. Образовательные задачи: 1. Учить выделять знакомые элементы узора гжель на посуде...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в старшей группе детского сада «Сказка в лесу»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в старшей группе детского сада «Сказка в лесу»Инте...
Конспект образовательной деятельности по конструктивно-модельной и изобразительной деятельности с использованием театрализованной игры для старшей группы (5-6 лет)
laquo;Кукла на ложке – театр в ладошке»...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (декоративное рисование) Тема: «Сказочная птица» старшая группа
КонспектНепосредственно образовательной деятельностипо изобразительной деятельности(декоративное рисование)Тема: «Сказочная птица»старшая группа Воспитатель:Евгения Владимировна...