Конспект НОД изобразительной деятельности по аппликации "Солнце - символ чувашского узора" в старшей группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца. Символ солнца – это источник жизни, пожелание добра, счастья дому, человеку, и расположен он всегда в центре узора. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашская Республика

Конспект НОД изобразительной деятельности

(аппликация) в старшей группе

«Солнце – символ чувашского узора»

                                                                       

                                                                      Составил:

                                                                                                  воспитатель Тувалева Л.В.

2022 г.

«Солнце – символ чувашского узора»

Программное содержание:

Цель. Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце.

Образовательные задачи:

- Познакомить с новым элементом чувашского орнамента - солнце.

- Учить создавать образ - символ чувашского узора из геометрических фигур на тарелке.

 - Закрепить знания о семантике чувашского узора солнце.

Развивающие задачи:

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать композиционные умения у детей элементами чувашского орнамента.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные отношения к людям труда, интерес к изделиям чувашских мастериц-вышивальщиц.

Оборудование и материалы: (демонстративный) вышитые чувашским орнаментом полотенца, салфетки, иллюстрации с изображением женщин в чувашском национальном костюме; флаг Чувашской Республики;

(раздаточный): ножницы, кисточки, клей, подставка, салфетки, клеёнки, красная  и желтая бархатная бумага (квадрат со стороной 4 см).

Предварительная работа:

  • Беседа «Я в Чувашии живу».
  • Чтение чувашских сказок и легенд.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением элементов чувашского костюма.
  • Настольная игра «Составь узор».
  • Подвижные игры «Платочек», «Иголка и ниточка», «Солнце».

Методы и приемы:

1. Рассказ о чувашских узорах.

2. Рассматривание салфетки.

3. Рассказ про солнце.

4. Игра «Иголочка и ниточка» (физкультминутка).

5. Творческая мастерская.

6. Итог занятия.

Ход занятия

1. Рассказ о чувашских узорах.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла, ее зовут Анюк.

Как вы думаете, какой национальности наша гостья? (Ответы детей).

Правильно, чувашской. А как вы узнали? (По одежде). Давайте посмотрим на ее наряд.  Что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье – кĕпе, фартук – саппун, повязка – пиçиххи. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, красного и черного цветов. А на голове у чувашских девушек головная повязка «Масмак».

- Скажите, что мы видим на головной повязке Анюк? (Ответы детей).

- Да. Это чувашские узоры.

Наша Чувашия – край ста тысяч слов, песен и вышивок. Послушайте стихотворение.

Вышивает белый холст до зари

Словно лучиками звёзд – посмотри!

Красный шёлк – любовь и кровь, и слова,

Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней:

Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

2. Рассматривание салфетки.

Воспитатель. Кукла Анюк с собой принесла салфетку, вышитую чувашскими узорами.

Рассмотрим чувашские узоры на салфетке. Как вы думаете, для чего вышивали эти узоры? (варианты детей). Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней и бед. Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим еще несколько узоров.

Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).

3. Рассказ про солнце.

Воспитатель. Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца. Символ солнца – это источник жизни, пожелание добра, счастья дому, человеку, и расположен он всегда в центре узора. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения  солнца в виде двух крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда-то светили Земле. Вышивки эти мы назовем «хĕвел тĕрри»-«солнечными »- решили мудрецы и вернули Солнце назад. Таким образом, чувашские узоры солнца стали гордостью и богатством чувашского народа.

Воспитатель. По представлению чувашского народа, жизнь зависит от сияния солнца, сила которого заключается в его лучах. Поэтому чаще всего солнце вышивают в сияющем состоянии с лучами.

4. Чувашская народная игра «Иголочка и ниточка».

Но для начала вам нужно выбрать иголочку и ниточку, которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с помощью считалки. Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза). Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

5. Ситуация «Творческая мастерская»

Воспитатель. Ребята, сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными мастерами и выполним чувашский узор «Солнце» из геометрических фигур на тарелке.

(Показ воспитателем последовательности создания образа солнца в технике вырезания из бумаги) Для создания узора «Солнце» нам нужны 3 квадрата: 2 красных и 1 желтый. Один красный квадрат размещаем в середине тарелочки, 2 квадрата (красный и желтый) согнуть по диагонали, затем согнуть пополам, разрезать по линиям сгиба, получится 4 треугольника. Прежде чем приклеить треугольники, составим узор солнца, потом берем по одной фигуре, намазываем клей и приклеиваем на то место, откуда их взяли.

Работа детей. Воспитатель во время выполнения работ детьми дает индивидуальные указания и пояснения.

6. Итог занятия.

Подвести детей к анализу работ друг друга и обратить внимание на правильность расположения элементов. Заканчиваем клеить, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы!

1. Чем славится Чувашия?

2. С каким новым чувашским узором мы сегодня познакомились?

3. Какие цвета использовали?

4. Где еще можно увидеть чувашские узоры?

Литература.

1.  Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации: учебно-методическое пособие. Чебоксары: Новое время, 2005. 88 с.

2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002. 144с.

3. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой. Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 1995.

4. Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки: комплект открыток. Л.: Аврора, 1977

5. Махалова И.В., Николаева Е.И.. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия изобразительной деятельностью (лепка) «Олимпийская деревня» для детей старшей группы

Программное содержание:·         Закреплять представления об Олимпиаде, о зимних видах спорта.·        Совершенствовать навык...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы Тематическое занятие (аппликация) «Пусть всегда будет мир!» «Белый голубь-символ мира!»

Задачи :1.Познакомить детей с голубем как символом мира.2. Продолжать развивать умение аккуратно наносить клей на детали, приклеивать и вытирать салфеткой излишки клея.3.Воспитывать внимание и ст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему «Узоры гжельской росписи»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской росписью. Образовательные задачи: 1.​ Учить выделять знакомые элементы узора гжель на посуде...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в старшей группе детского сада «Сказка в лесу»

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники в старшей группе детского сада «Сказка  в лесу»Инте...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (декоративное рисование) Тема: «Сказочная птица» старшая группа

КонспектНепосредственно образовательной деятельностипо изобразительной деятельности(декоративное рисование)Тема: «Сказочная птица»старшая группа  Воспитатель:Евгения Владимировна...