конспект непосредственной организованной деятельности и презентация "Дулевский фарфор"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
развиваем и расширяем представление об окружающем мире, через восприятие декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaynyy_serviz_iz_dulyova_2.docx | 19.74 КБ |
dulyovskiy_farfor.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Чайный сервиз из Дулёва».
Цель: продолжать развивать и расширять представление об окружающем мире, через восприятие декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
-познакомить старших дошкольников с художественным промыслом Подмосковья – Дулёвский фарфор.
- учить видеть красоту растительных узоров, стилизацию знакомых форм;
-создать условия для закрепления представления о посуде;
- совершенствовать умения и навыки работы с пластилином; овладение основными приемами в нетрадиционной технике - пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
-развивать мелкую моторику, координацию движения рук;
-воспитывать желание участвовать в создании коллективной работы;
-обогащать словарный запас детей.
Оборудование и материалы: предметы прикладного характера, выполненные из материалов разного вида и фактуры (фарфор, глина, стекло, металл, дерево, пластик), слайд-шоу «Дулёвский фарфор», предметы посуды, пластилин, стеки, салфетка для рук, плотный картон с нарисованными на нём контурами чайника, чашки с блюдцем, образцы росписи, схема последовательности изготовления чашки (чайника), карточки для дид.игры «Найди картинку по образцу».
Методические приемы: беседа, использование художественного слова, рассматривание подлинных изделий Ликино Дулёва, иллюстраций, создание игровых ситуаций, физкультминутка, продуктивная деятельность.
Ход НОД
1 Организационный момент.
- Ребята, нам почтальон принес посылку. Давайте посмотрим, что в ней.
Дети помогают распечатывать посылку и достают оттуда содержимое по одному предмету.
Начинают перечислять наименования предметов посуды (чашка, блюдце, чайник).
Как называется набор предметов (посуды) с одинаковым рисунком?
2 основная часть.
Беседа о чайном сервизе.
Педагог предлагает детям взять в руки чашку и описать её по внешним признакам.
-Как вы думаете, для чего она предназначена?
-Чашка какая? (Красивая, блестящая, круглая, гладкая, нарядная)
-Посуда, которая у нас стоит на столе, из какого материала она изготовлена? (фарфоровая)
Изготовлена из специальной глины –фарфора. Его изобрели очень давно в Китае. Посуда очень тонкая и хрупкая, поэтому как с ней надо обращаться? (аккуратно, бережно)
- Стенки посуды покрыты специальным составом – глазурью, поэтому она весело поблёскивает на солнце. А если по фарфору легонько постучать (дети стучат по посуде), то вы услышите мелодичный звук.
Педагог подходит к столу, где находится посуда, изготовленная из разных материалов.
-Из какого материала делается ещё посуда? Покажите на столе и назовите, из какого материала сделана эта посуда? (глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная, металлическая)
-Давайте постучим по посуде и послушаем, какие звуки она может издавать (дети стучат по очереди палочкой по посуде, изготовленной из разных материалов, и слушают звучание)
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник –
Очень важный как начальник.
Вот фарфоровые чашки-
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки-
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принёс.
Педагог обращает внимание детей на то, что в посылке есть ещё что –то: конверт с письмом и вложенной в него флешкой)
-Что же на ней? Давайте посмотрим! И прочтём письмо.
Это нам послание из города Ликино - Дулёво. Это один из малых городов Подмосковья.
Показ слайд-шоу «Дулёвский фарфор» и рассказ воспитателя.
Нам с вами подарили замечательный чайный сервиз. Посуда, которую изготавливают на Дулёвском фарфоровом заводе, знаменита на всю Россию и в других странах.
2 слайд. Небольшой городок рядом с нами (показать на карте расстояние от Электростали до Ликино Дулёво лазерной указкой)
3 слайд. Это Матвей Сидорович Кузнецов, при нем русский фарфор приобрёл всемирную славу. Он построил завод по производству посуды.
4 слайд. Вот фарфоровый завод когда его только построили, а так выглядит завод в наше время Чашки, чайники, маленькие скульптурные композиции – всё это выпускается и сегодня. Парадные сервизы поставляются в Кремль. (можно спросить: кто президент нашей страны и где находится Кремль, уточнить название столицы нашей родины)
5 слайд. В России всегда любили чай, и даже на картинах изображали чаепитие (художник Кустодиев «Чаепитие»), и на этой картине вы видите Дулёвский фарфор.
6 слайд. У каждого завода существует свой стиль росписи. Дулёвский фарфор очень яркий, праздничный, нарядный. Раньше в основном росписью занимались женщины-мастерицы, рисунки их были трогательные, наивные, но очень живые и яркие: ягоды, листья, затейливые узоры, цветы, животные, птицы, а также геометрические орнаменты. (Можно задать вопрос детям «какие геометрические фигуры вы знаете?»)
У каждого сервиза есть своё название, давайте попробуем угадать его или придумать своё название:
-6 слайд («Праздничный»);
-7 слайд («Золотой олень»);
-8 слайд («Красавица»);
-9 слайд («Вишенка»); -
10 слайд («Тюльпан»)
11 слайд. Когда фарфор обожгли в больших печах посуда приобрела белый цвет - «бельё».
Многих мастериц, которые расписывали посуду звали Агафьями, т.е. Агафьи рисовали, а «агашками» стали называть их рисунки.
12 слайд. Дулёвская роспись – это знаменитые «агашки». Этим словом обозначают старую русскую манеру росписи, ручная живописная раскраска. Ещё «агашка» это цветок.
-Какой цветок называют «царицей цветов»?
-Самый излюбленный дулёвский узор – яркая роза с круглыми лепестками, розово-пурпурного цвета. Такие цветы рисовались кистью или просто пальцами.
Бутоны вырезные, рубашки расписные.
Листик с листиком завязан узелочком.
Узелок не простой, в нём цветок золотой.
Лопнет этот узелок – и раскроется цветок. (И. Таптыг)
13 слайд. -Как называется узор? («агашка»)
Зовут меня розой, примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали.
И даже царицей за пышность назвали. (А. Пчельникова)
- Давайте представим, что мы с вами тоже попытаемся сделать чайный сервиз. Для этого нам надо отправится в художественную мастерскую. Где расписывают посуду. Для того чтобы у нас с вами всё получилось, мы должны выбрать главного мастера. Он выберет рисунок. Которым мы будем расписывать посуду. Давайте его выберем при помощи считалки!
Дети встают с ковра, образуют круг и начинают считать.
«Главный мастер» подходит к педагогу и выбирает один из представленных ему узор. Приглашает всех остальных детей в мастерскую. Дети садятся за столы. У них на столе лежат карточки.
Дидактическая игра «Найди картинку по образцу».
Дети переворачивают карточки, ребенок называет по картинке предмет и «главный мастер» раздаёт готовый силуэт каждому из детей. Мастер садиться вместе с детьми за стол.
- Ребята, давайте подготовимся к работе.
Пальчиковая гимнастика
Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
3. Практическая работа.
- Ребята, у чайного сервиза на всех его предметах одинаковый рисунок! Посмотрите на наш сервиз так ли это?!
Педагог показывает детям схему последовательности изготовления (украшения) предметов сервиза.
- Мастера-живописцы рисуют красками, а мы будем украшать нашу посуду при помощи пластилина.
Звучит очень тихая музыка.
Пока дети лепят, педагог может попросить кого-то рассказать какой бывает чай, как его готовят, для чего кипятят воду («сырую» воду нельзя пить из-под крана, почему?), так же может уточнить что такое чайная пара, для чего нужно блюдце, кто наливает горячий чай – ребёнок или взрослый? Какую первую помощь можно оказать самому себе, если на тебя вылился кипяток? И т.д.
4. Итог занятия.
- Молодцы, дети! Вы сегодня потрудились на славу! Были очень старательными, усидчивыми и аккуратными.
- Напомните мне, что такое «агашка», где изготавливают фарфоровую посуду в Подмосковье, и тд.
-Давайте накроем стол и расставим всё по местам. Дети «сервируют стол» собирают скатерть – пазл (геометр. фигуры) на столе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кузнецов Матвей Сидорович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной организованной деятельности с детьми по русской народной сказке «Репка» Образовательная область: Художественная литература.
Конспект непосредственной организованной деятельности с детьми по русской народной сказке «Репка» Образовательная область: Художественная литература. Цели занятия.ВоспитательныеØвыраб...
Конспект непосредственной организованной деятельности во второй младшей группе "Топтыжка в детском саду", образовательная область "Художественное творчество" (аппликация).
"Топтыжка в детском саду". Основная образовательная область - "Художественное творчество" (аппликация)....
Конспект непосредственной организованной деятельности во второй младшей группе "Пересказ сказки "Цыпленок". Угощение для курочки и цыпленка", образовательная область "Коммуникация" и "Художественное творчество" (лепка).
Пересказ сказки «Цыпленок». К.И. Чуковский. Угощение для курочки и цыпленка.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество»...
КОНСПЕКТ Непосредственно-организованной деятельности «В гости к лесным жителям» ( 2 младшая группа)
ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о диких животных , расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках и местах обитания. Воспитывать интерес у детей к животным, желание пом...
Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»
формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...
Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности «Рыбки-мобили»
Образовательная область: «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая , коммуникативная.Интеграция областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».Цель:Обобщить ...
Конспект непосредственно организованной деятельности по изобразительной деятельности (аппликации) в старшей группе на тему "Огурцы и помидоры в банке".
Презентация занятия с детьми по изобразительной деятельности (аппликация) старшей группы от 5 до 6 лет...
- Мне нравится (1)