Конспект открытого занятия на тему "Старинные русские головные уборы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Конспект открытого занятия на тему"Старинные русские головные уборы" предназначен для детей старшего дошкольного возраста от 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zolnikova.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №99 «Кубэлэк»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Конспект открытого занятия на тему:
«Старинные русские головные уборы»
Подготовила:
Зольникова Л.Г.
Нижнекамск, 2022 г.
Тип занятия: занятие творческого применения знаний и умений.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей, их воображения, фантазии при составлении узоров для старинных русских головных уборов – кокошников и шлемов.
Задачи:
образовательные: познакомить детей с русскими старинными головными уборами – кокошником и шлемом, особенностями их изготовления и применения; формировать умение составлять композицию узора по форме (кокошник, шлем); соотносить размеры и геометрические формы; формировать навыки работы в смешанной технике (рисунок и аппликация);
развивающие: развивать эстетические чувства (чувство цвета, чувство формы, чувство композиции и др.), мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение посредством художественного творчества (рисования и аппликации), прилежность и аккуратность в работе; умение объективно оценивать выполненные работы.
воспитательные: воспитывать патриотические чувства, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа, чувство гордости и любви к Родине.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: кокошник, шлем, богатырь.
Материалы и оборудование:
демонстрационный материал: письмо с загадкой, аленький цветок, образцы украшенных кокошников и шлемов;
раздаточный материал: три воздушном шара, заготовки кокошников и шлемов; цветная бумага, шаблоны узоров, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, самоклеющиеся стразы, музыкальные инструменты (деревянные ложки, бубны, треугольники, колокольчики).
технические средства: магнитофон с записью фольклорного оркестра “Русь”, «В гостях у сказки», ноутбук со слайдами, мультимедийное оборудование.
Методические приёмы: художественное слово, загадка, беседа, просмотр слайдов.
Способы организации: фронтальный, индивидуальный.
Предварительная работа: просмотр мультфильма по сказке Аксакова С.Т. «Аленький цветочек»; просмотр альбомов и репродукций “Русские головные уборы”.
Время проведения: 25-30 минут.
Структура ООД:
I. Организационный момент.
Звучит музыка «В гостях у сказки» Дети заходят в зал.
- Здравствуйте, дорогие ребята! А вы когда-нибудь путешествовали? (ответы детей) А на чём вы путешествовали? (ответы детей) А на чём ещё можно путешествовать? (ответы детей) Сегодня я вам предлагаю отправится в путешествие в волшебную страну Творчества на воздушном шаре! Давайте закроем глаза и все вместе скажем слова: «Раз, два, три – чудо произойди!»
(Удивлённо)
- Ааааах! А вот шарики! Ребята, если очень-очень захотеть, то чудо обязательно произойдёт!
- Ребята, а у нас есть ещё одна проблема! Один воздушный шар может поднять в воздух только пять человек! Как нам поступить? (дети делятся на три команды)
- А чтобы шар полетел, нужно его надуть посильнее. Давайте сделаем большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Дыхательная гимнастика)
(дети руками держутся за нить шара и идут в центр зала)
- А теперь нам надо приземлиться. Отпускайте шары. (Дети отпускаю ниточку шара)
- Вот и попали мы с вами в волшебную страну Творчества!
II. Вступительная беседа.
(Обращаю внимание детей на тумбу, покрытую тканью)
- Ребята, а что это такое, что это может быть? Здесь лежит какое-то письмо, давайте посмотрим (открываю и читаю)
- Здесь какая-то загадка, вы поможете мне её отгадать? (да). Послушайте внимательно:
Как-то раз купец собрался
да и за море подался.
Долго за морем он был,
наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
чудный…(Аленький цветок)
- Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали? (Достаю Аленький цветок, показываю детям)
- Молодцы отгадали загадку! А кому мы подарим этот цветок, ребята? (Слышится стук в дверь)
- Кто это там, ребята? (входит сказочный персонаж в старорусском наряде) Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Узнали? Да, это Настенька из сказки «Аленький цветок».
- Здравствуй, Настенька! (Дети здороваются)
Настенька: - Здравствуйте, ребята! Низкий полон вам, гости дорогие! (Кланяется)
Воспитатель: - Наверное, это твой цветочек, Настенька? (Дарю ей цветок)
Настенька: - Ой, спасибо вам ребята. А я по лесу гуляла и цветочек потеряла.
А это батюшкин подарочек заморский. Спасибо, что нашли!
Воспитатель: - Ой, Настенька, какая ты красивая! Какой замечательный у тебя наряд! Ребята, а вы заметили, какой красивый у Настеньки наряд? Что на ней надето? (Сарафан)
- А какой головной убор у нашей сказочной героини? Знаете, как он называется? (Кокошник)
- Да, кокошник, ребята, – это старинный русский головной убор. Я предлагаю нам сейчас немного отдохнуть, давайте присядем на скамеечки и рассмотрим эти старинные головные уборы. И ты, Настенька, присаживайся с нами, пожалуйста! (дети и Настенька садятся на скамейки, показываю слайды с изображением кокошников)
- Кокошник – это головной убор замужних женщин, которые жили в давние времена. А молодые девушки ходили с открытой головой, пока не выйдут замуж. Слово кокошник происходит от слова «кокош», что значит «петух, курица». Посмотрите, верх кокошника напоминает гребень петуха.
- Давайте посмотрим, как украшали кокошник. Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями. Украшения могли быть простыми, скромными или торжественными.
Всех драгоценней убор головной,
Жемчугом шитый и нитью золотой.
Так испокон сохранен на Руси
Женский кокошник небывалой красы.
- Ребята, а у богатырей были свои головные уборы. Он назывались – шлемы. А как же украшали свои шлемы богатыри? Давайте внимательно посмотрим (показ слайдов с изображением шлемов)
- Украшали шлем воину совсем не так, как красавице - кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчёркивали их силу, мужество, храбрость. В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости, т. е. подчёркивал наиболее ценные или желательные свои качества. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы - шлемы строгие, почти без украшений.
- Ребята, а вам понравились старинные русские головные уборы? (Даааа) Он все такие разные и красивые! А вы хотите превратиться в таких же русских красавиц и богатырей? (даааа) А как же нам это сделать?
Настенька: - А я вам в этом помогу! (Настенька достаёт из корзинки подарок для детей)
Воспитатель: - Настенька, а что ты нам принесла в своей корзинке?
Настенька: - Вот вам мой подарок, ребята!
Воспитатель: - А что это такое ребята? Ребята, а это наши будущие кокошники и шлемы. Только посмотрите, чего же здесь не хватает? (показываю)
Дети: «Узоров, украшений!»
Воспитатель: - Да, ребята! Давайте украсим для себя кокошник или шлем и превратимся в русских красавиц и богатырей! Давайте скажем большое спасибо Настеньке, попрощаемся с ней. Спасибо, Настенька, спасибо дорогая за такие чудесные подарки!
Дети: «Спасибо! До свидания, Настенька!» (Дети прощаются)
Настенька: - Я теперь вас покидаю,
В свою сказку улетаю. До свидания! (Настенька машет рукой и уходит)
III. Практическая часть.
- А теперь, ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую! Сегодня мы с вами будем мастерицами и мастерами, и каждый украсит свой кокошник или шлем (Дети проходят в мастерскую, садятся за столы)
Вместе с детьми рассматриваем готовые образцы украшенных кокошников и шлемов.
- Внимательно рассмотрите, как украшены эти головные уборы.
Дети определяют, какими способами они украшены, какие материалы и техники применялись и т.д. и т.п.
- А теперь подумайте, как и чем вы будите украшать свои головные уборы.
- А пока подготовим к работе наши пальчики.
IV. Пальчиковая гимнастика.
Как у деда Ермолая (две ладони перед собой)
Вся семейка небольшая: (кончики пальцев соединить)
Только сам, да сама, (показывают большие пальцы на обеих руках)
Только кум, да кума, (показывают указательные пальцы на обеих руках)
Да два сына с усами, (показывают средние пальцы на обеих руках)
Да две дочки с косами (показывают безымянные пальцы на обеих руках)
Да две внучки на печи (показывают мизинчики на обеих руках)
Уплетают калачи (руки в замок перед собой, покачивают вверх-вниз)
Раздаю детям заготовки из плотной бумаги или картона - силуэты кокошников и шлемов. Предлагаю рассмотреть их форму и подумать, какими узорами можно украсить эти головные уборы, какими дополнительными деталями можно их декорировать, какие материалы можно при этом применить, какие волшебные секреты при этом можно использовать.
В процессе занятия дети могут выполнять практические работы трёх типов:
- репродуктивные (повторение образца);
- репродуктивные с элементами творчества;
- творческие.
Вспоминаем вместе с детьми правила пользования бумагой и ножницами. Звучит запись фольклорного оркестра “Русь”,
Дети приступают к выполнению творческого задания. В процессе выполнения слежу за работой детей, при необходимости оказываю помощь в затруднительных ситуациях.
Можно расписать кокошники и шлемы фломастерами и цветными карандашами.
А можно использовать аппликацию из цветной бумаги и дорисовку фломастерами.
Для детей, которым тяжело украсить кокошник или шлем большого размера, предлагаю украсить головной убор для куклы (дать заготовку меньшего размера).
- Ребята, чуть не забыла! У меня есть красивая шкатулка, а ней лежит заморский подарочек для вас! (Достаю красивую шкатулку со стразами)
Дети украшают стразами свои работы.
V. Анализ работы
Дети примеряют украшенные кокошники и шлемы, выходят в центр зала.
- Ребята, а вы хотите пойти на праздник? Давайте его устроим! А какой же праздник без музыкальных инструментов? (вношу коробку с музыкальными инструментами, раздаю детям)
Звучит мелодия русской народной песни «Ах, ты берёза». Дети играют на музыкальных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, колокольчики)
VII. Итог занятия.
- Ребята, вы сегодня работали замечательно, все большие молодцы! Всем большое спасибо за работу! До свидания, до новых встреч в нашей волшебной творческой стране! (дети берутся за нить шара и выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Ознакомление с русской народной сказкой "Теремок"
Методика обучению слушанию, рассказыванию....
Конспект открытого занятия "Богатыри земли Русской"
открытое занятие...
Конспект открытого занятия по теме "Головные уборы" в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР
Расширение и активизация словарного запаса по теме "Головные уборы"...
Конспект открытого занятия по обучению русскому языку в средней, старшей и подготовительной к школе группе на тему “Домашние и дикие животные”
Воспитатель МБДОУ «Детский сад деревни Саз-Тамак» Кукморского Муниципального района РТ Домино...
Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»
Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...
Конспект логопедического занятия по теме "Одежда. Головные уборы"
Конспект логопедического занятия по теме "Одежда. Головные уборы"....
Конспект открытого занятия «Знакомство с русской избой»
дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта...