Методическая разработка по экологии в старшей группе на тему: «Лесное путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дюдяева Елена Викторовна

Цель: закрепить знания детей о природе.

 

Задачи:

Обучающие: учить детей выражать свои суждения в речи, употреблять существительные в родительном падеже, участвовать в беседе; расширять представления детей о животных: учить выделять характерные особенности диких животных; формировать представления детей о растениях леса, грибах.

Развивающие: развивать умения использовать накопленный опыт при решении логических задач; закреплять знания детей о природе; развивать связную речь, моторику рук, логическое мышление, внимание, познавательную активность, вести диалог.

Воспитывающие: воспитывать умение правильно вести себя в природе, желание беречь ее; воспитывать представление о здоровье сберегающем поведении (терапия СУ-Джок, дыхательная гимнастика, кинезиологическое упражнение «Дерево».)

Интеграция по областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседы на тему: «Грибы», «Правила поведения в лесу», «Деревья наших лесов», дидактическая игра: «Собери грибок».

 

Форма деятельности: игровая с использованием ИКТ.

Развивающая среда: групповая комната.

Методические приемы: наглядно- зрительные, практический.

Материал: ноутбук, картинки с изображением: деревьев, грибов, животных, хвостиков, ежика, домика; д.игра: «Собери грибок»; грибочки из теста; ежики из теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД.

Воспитатель и дети находятся в групповой комнате.

Воспитатель: «Дети, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

 Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, куда мы отправимся путешествовать.

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов.

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно- комаров.

Там всегда полно чудес-

Я люблю прогулки в …. (лес)!

Воспитатель: «Правильно, мы отправляемся в лес.

Дети с воспитателем идут под музыку в воображаемый лес.

Воспитатель: «Ребята, какая красивая полянка.

Запись: звуки леса (пение птиц, полет насекомых, шум листьев, вой волка, лай собаки).

Воспитатель: «Что вы слышите»? (дети перечисляют)

Воспитатель: «А какой воздух»? (чистый)

Воспитатель: «Почему»? потому что в лесу много деревьев)

Воспитатель «Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха.

Дети стоя в кругу

, выполняют дыхательную гимнастику.

Воздух свежий мы вдыхаем, руки к солнцу поднимаем.

Выдохнули, опустили и еще раз повторили.

Заходит старик- Лесовик.

Лесовичок: «Здравствуйте, я- старик-Лесовик. По лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю. Зверюшек защищаю, добрых людей ягодами угощаю. И пропущу вас в лес, когда узнаю, что вы действительно любите природу, многое знаете о ней. А знаете ли вы правила поведения в лесу?

 

 

Воспитатель: «Лесовичок, дети знают правила поведения в лесу. Вероника,

 скажи, что нельзя делать в лесу (шуметь, пугать птиц и животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор. Разорять гнезда).

Лесовичок: «Молодцы. Ко всему живому надо бережно относится. Добрый

Человек никогда не будет губить природу, будет лес любить и оберегать. Я вас пропускаю дальше, идите, и помните, что природу нужно охранять. Я   пойду, обойду свои владения, проверю все ли в порядке. Встретимся с вами позже.

Дети и Воспитатель отправляются под музыку в путь. На экране появляются деревья: елка и береза.

Воспитатель: «Дети, посмотрите, какие деревья вы видите?

Воспитатель: «Одинаковые они или разные? (разные). Чем отличаются? Чем похожи? Как мы называем деревья, на которых растут листья? (лиственные).

А с хвоей? (хвойные). Молодцы, а как вы думаете, зачем нужны деревья? (дерево через листья выделяет кислород, которым мы дышим).

Правильно, а как вы думаете, интересно быть деревом? (да).

Давайте с вами превратимся в деревья.

Кинезиологическое упражнение «Дерево».

Выполняется под спокойную музыку.

Исходное положение_ сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить ее руками. Представьте, что вы семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх, напрягите тело и выпрямитесь. Подул ветер, вы раскачиваетесь как дерево.

Воспитатель: «Молодцы, вы показали красивые деревья! Ой, ребята, посмотрите, что растет на поляне? (грибы). Правильно. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Какие грибы мы не употребляем в пищу? (несъедобные), а какие можно употреблять (съедобные). Посмотрите, какой красивый гриб! Как он называется? (мухомор). (показывает на ноутбуке). Он съедобный? (нет). Правильно, он ядовитый, но уничтожать этот гриб нельзя, так как многие животные с помощью этого гриба лечатся. А этот гриб как называется? (белый) Он съедобный? (да).

Давайте поиграем в игру: «Собери грибы».

Делим детей на три подгруппы. Первая подгруппа собирает в корзину, только съедобные грибы, вторая подгруппа собирает в корзину несъедобные грибы, а третья подгруппа собирает грибы из пазлов.

 

Молодцы, правильно собрали грибы! Но не забывайте, что в лес за грибами можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

Слышится шорох.

Воспитатель: «Дети, кто это шуршит в траве»? (ежик).

На экране появляется ежик.

Воспитатель: «Правильно. А чем питается ежик? (яблоками, грибами). Смотрите, здесь под деревом корзина, а в корзине шарики. На кого они похожи?(на ежиков). А как вы думаете, кто их там оставил? ежик). Правильно, наверное, он их оставил, чтобы мы с

ними поиграли.

Пальчиковая игра: «Ежик» с использованием шарика Су-Джок.

Ежик, ежик, хитрый еж,

На клубочек ты похож (дети катают шарик между ладонями).

На спине иголки (массажные движения большого пальца).

Очень, очень колкие (массажные движения указательного пальца).

 

Хоть и ростом ежик мал (массажные движения среднего пальца).

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца).

А колючки тоже (массажные движения мизинца).

На ежа похожи.

(дети катают шарики Су-Джок между ладонями).

Воспитатель: «Отдохнули, скажите, какие еще животные живут в лесу? (белка, волк, лиса, медведь, заяц). (на экране появляются животные).

Правильно, давайте поиграем в игру «Чей хвост». Нам нужно отгадать, кто из животных потерял хвост.

На экране появляются хвосты животных: (белки, лисы, волка, медведя, зайца).

Воспитатель: «Дети, чей хвост»?

Молодцы, ну, что идем дальше.

Дети и воспитатель идут под музыку, на экране появляется избушка.

Воспитатель: "Дети, а как вы думаете, чья избушка»? (Лесовичка). Я тоже думаю, что в этой избушке живет Лесовичок».

Выходит старик - Лесовик.

Лесовичок: «Здравствуйте, дети! Вот мы с вами и встретились опять! Здесь я живу.

Ребята, я хочу вам загадать лесные загадки! Отгадаете? (Лесовичок загадывает лесные загадки).

Загадки:

1.Весной веселит,

Летом холодит,

Зимой согревает. (дерево)

2.Зимой и летом

Одним цветом. (елка)

3.Зимой белый,

Летом серый. (заяц)

4.Ползун ползет,

Иголки везет. (ежик)

5.Зимой спит-

Летом ульи ворошит. (медведь)

6.Стоит Антошка

На одной ножке;

Его ищут,

А он не откликается. (гриб)

Молодцы! Правильно отгадали загадки!

Ребята, вы отгадали загадки, все знаете о моем лесе и за это я хочу вас угостить своими вкусными грибочками. (угощает грибочками)

Дети прощаются с Лесовичком и под музыку возвращаются в детский сад.

Воспитатель: «Вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось?

Мне тоже понравилось с вами путешествовать. Все молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности организации речевого развития дошкольного возраста».

Слайд 2

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Слайд 3

Задачи речевого развития в ФГОС ДО 1. овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим), 2. обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы) 3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

Слайд 4

4. развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия) 5. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей) 6. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 7. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Слайд 5

Принципы развития речи: -принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; -принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, -принцип развития языкового чутья, -принцип формирования элементарного осознания явлений языка, -принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, -принцип обогащения мотивации речевой деятельности, -принцип обеспечения активной языковой практики.

Слайд 6

Основные направления работы по развитию речи детей 1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Слайд 7

Формы и методы работы по речевому развитию 1.Наглядные: - Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) - Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам) - Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. - Практические : дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Слайд 9

Как же речевое развитие связанно с другими видами деятельности? 1. Игровая деятельность. Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагогу необходимо: развивать потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре.

Слайд 11

2. Познавательно - исследовательская деятельность . Речевое развитие напрямую связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Формирование речевых умений происходит в три этапа.

Слайд 12

На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого. На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т.д.) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед (с учётом возраста). На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире (с учётом возраста).

Слайд 13

3. Коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико-фонематические процессы, связная диалогическая речь. В результате коммуникативной деятельности у детей формируются представления о речи как средстве общения; о речевом этикете; доступных речевых средствах; о звуках и их различии (гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные); об элементах звукового и слогового анализа; о способах согласования слов в словосочетаниях и конструирования предложений; представления об интонации, темпе речи, силе и высоте звука, ритме.

Слайд 14

4. Восприятие художественной литературы и фольклора В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. В процессе восприятия художественной литературы и фольклора происходит понимание текста на слух, а на рефлексивном этапе дети инсценируют произведение, поют, что способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 15

5. Конструирование Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.

Слайд 17

6. Изобразительная деятельность Обогащение словарного запаса ребёнка-дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция). В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка). Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.

Слайд 19

7. Музыкальная деятельность В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия. При специально организованной деятельности дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных про изведений.

Слайд 21

8. Самообслуживание и элементарный бытовой труд В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально-положительное реагирование на просьбы и требования взрослого. Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими.

Слайд 22

9. Двигательная деятельность Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных классов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие: - Речь педагога; - Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; - Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Слайд 24

Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей , приобщает их к культуре устного высказывания.

Слайд 25

. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям : 1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. 2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. 3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. 4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. 5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания. 6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности 7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Слайд 26

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Слайд 27

Каждый педагог – творец технологии , даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества . Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Творите сами . Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Слайд 28

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки показательного занятия в старшей группе на тему: "Путешествие по зеленой тропинке"

Занятие проводится с целью:1. Расширить и углубить представление детей о лесе, его растительном мире; продолжать учить сравнивать растения по листьям, семенам; закреплять знания о внешнем виде луговых...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка "Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Космическое путешествие"

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по центрам активности (математический, творческий). Лексическая тема: "Космос"...

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»...

КОНСПЕКТ развлечения в старшей группе на тему: «Лесное путешествие» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: формирование начал экологической культуры, навыков экологически прпвильного поведения в лесу.Задачи: 1. Учить детей понимать ценность природы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Методическая разработка по экологии в старшей группе «Развитие кругозора в области местного биологического разнообразия: Деревья вокруг нас»

Дать детям обобщенное представление о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органа; листья,...