Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Богданова Татьяна Борисовна

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Задачи:

• закрепить знания детей об основных признаках и явлениях осени; развивать умение составлять распространенные предложения с использованием мнемотаблиц;

• обогатить активный словарь относительными прилагательными по теме «Осень».

• развивать слуховую память и фонематический слух;

• развивать правильное речевое дыхание;

• развивать мелкую моторику рук.

• вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного;

• воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к природе.

Оборудование: Мнемотаблицы, шишки, орехи, листья, картинки (приметы осени, корзина, ширма, карточки животных, трубочки, кофейные зерна, картон, бассейн, магнитофон.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.

Л: У вас хорошее настроение?

2.Основной момент

Игра: «Назови себя ласково»

Л: Сделаем его еще лучше! Назовите себя ласково.

Д: Алешенька, Кирочка, Савушка и д. р.

Л: Молодцы! Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

Д: Осень.

Л: Ребята, давайте вспомним признаки осени. (Мнемотаблицы)

Д: Осень всегда приходит на смену лету. Становится холоднее. День становится короче.

- Что вы можете сказать про солнце? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые. Заканчивается сокодвижение.)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)

- С травой и цветами осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)

- Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края)

- Почему? (Нечем питаться. Нет насекомых.) Как называют этих птиц? (Перелетные)

- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, листовую подстилку, забираются под кору деревьев.) .

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме - укладываются спать на всю зиму: медведь, еж, барсук; меняют шкурку: заяц, белка, лиса; белка, еж - делают запасы на зиму)

- Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов. Одевают теплые вещи.

-Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму)

Л: А, сейчас давайте поиграем!

Игра "Спрячь слоги в ладошки".

Буду я сейчас водить,

Вслух слова произносить.

Слово нужно повторить,

И на части разделить.

Логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги:

Осень, грибы, дождь, тучи, листопад и т. д.

Л: Ребята, хотите отправиться в осенний лес? Занимайте места в вагонах. Дети поют песню.

Л: Вот и попали мы в осенний лес, полон разных он чудес. Светит солнышко, на деревьях разноцветные листочки, а высокие сосны тихо шумят.

Д: Ш- ш- ш – ш – ш …

Л: Скажем скороговорку про сосну: Шумели и шушукались

Верхи высоких сосен

(тихо и медленно, громко и быстро)

Л: Смотрите, на стволе, сидит пестрый дятел, с размаха ударяет клювом по коре«Тук! Тук! Тук!»(Дети повторяют хором)

Л: На самом краю тонких веток, вертятся синицы. Звонкими тонкими голосами звенят синицы«Зинь – синь! Зинь- синь! Зинь – синь!» (Дети повторяют хором)

Л: Смотрите, белка! Только белка беспокойно цокает«Цок! Цок! Цок!» (Дети повторяют хором)

Л: Почему же белка так беспокоится?

Д: Готовиться к зиме, делает запасы на зиму.

Л: Посмотрите, как много шишек на нашей поляне. Возьмите по одной шишке в руки.

Пальчиковая гимнастика «Шишки деткам»

Л: Ребята, поможем белочке собрать шишки еловые и сосновые?

(две корзины)

Л: Какие шишки сосновые: колючие, твердые, грубые, овальные.

А какие шишки еловые: шершавые, твердые, круглые.

Л: А, какие грибы белочка запасает на зиму?

Д: Грибы. Боровики, лисички, опята и т. д.

Л: Давайте приготовим белочке угощение, необычные грибы, из кофейных зерен. (Дети обводят зернами грибы по контуру)

Л: Стала наша белочка веселая, улыбнитесь покажите зубки.

Упражнение «Заборчик»

Игры на развитие речевого дыхания

Л: Радуются последним теплым дням насекомые. Вокруг себя обернись, в жуков примерных превратись.

Мы жуки. Мы жуки.

Мы живем у реки

Мы летаем и жужжим

Соблюдаем свой режим.

Мы здоровьем дорожим.

Ж – ж – ж – ж- ж….

Вокруг себя обернись, в комариков превратись.

З- з- з- з - з комар летит.

З- з- з- з – з комар звенит.

З- з- з- з - з какой он злой.

З – з – з – з гонится за мной.

З – з – з – з ….

Л: Ой, что это? Тучи надувает, солнце закрывает?

Д: Ветер. В – в – в – в…

Л: Налетел ветерок, разбросал по полянке листочки, как называется природное явление осенью, когда с деревьев опадают листья?

Дид. игра «Узнай дерево по листочку»

Л: С, какого дерева этот лист?

Д: Это листок клена, он кленовый; лист дуба, дубовый и др.

Дид. игра «Подобрать определения к слову листья»

Л: Какого цвета бывают листья?

Д: Зеленые, желтые, багряные, пурпурные т. д.

Л: Какой формы?

Д: Овальные, сердечком, похожие на ладонь. (Раздается шум воды)

Л: Ребята, где-то рядом лесное озеро. (макет водоема с листочками)

Л: Кая вода в лесном водоеме?

Д: Чистая, прозрачная, тихая.

Л: Сейчас я вам раздам волшебные трубочки, листочки будут плавать? Что для этого нужно сделать?

Д: Подуть, сильно подуть.

Л: Встаньте прямо, возьмите трубочки, поднесите их к губам. Сделайте вдох, начинайте дуть. (детям раздаются трубочки, под музыку они играют с листочками занятие заканчивается, подводятся итоги)

3.Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки показательного занятия в старшей группе на тему: "Путешествие по зеленой тропинке"

Занятие проводится с целью:1. Расширить и углубить представление детей о лесе, его растительном мире; продолжать учить сравнивать растения по листьям, семенам; закреплять знания о внешнем виде луговых...

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе по теме " Животные жарких стран"

Методическая разработка плана занятия в подготовительной группе для детей с ОНР " Животное из жарких стран"...

Методическая разработка: Интегрированное занятие в старшей группе на тему Зима

Конспект интегрированного занятия в старшей группе  "В гостях у Зимы". Интеграция областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие....

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Зима» с использованием новых технологий.

В связи со значительным ростом речевой патологии, актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию ...

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Путешествие в осенний лес"

Беседа об осени. Чтение стихов об осени. Дидактическая игра «С какого дерева листок». Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «Листики&ra...