Конспект занятия: лепка из соленого теста "Жаворонки - веснянки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)
Занятие разработано с учетом возрастных детей старшего возраста. На занятии дети знакомятся с народной традицией встречать весну "жаворонками", знакомятся со старинной технологией лепки "жаворонков-веснянок" из соленого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лепка из соленого теста "Жаворонки-веснянки" | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество автора: Антонова Татьяна Витальевна
Занимаемая должность: воспитатель
Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №22 «Журавленок»
Предмет: «Художественно-эстетическое развитие», лепка из соленого теста.
Тема: «Жаворонки-веснянки».
Продолжительность: 1 занятие (20 минут)
Группа: средняя
Технологии: презентация в программе Power Point, мультимедийное оборудование, музыкальный проигрыватель.
Аннотация: Занятие разработано с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста. На занятии дети знакомятся с народной традицией встречать весну «жаворонками», знакомятся со старинной технологией лепки «жаворонков – веснянок» из соленого теста. Занятие включает себя демонстрацию презентации «Жаворонки-веснянки» с применением мультимедийного оборудования, двигательно-речевые упражнения.
Конспект занятия:
Занятие: Лепка из соленого теста «Жаворонки-веснянки».
Задачи:
1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну
«жаворонками». Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок из соленого теста.
2. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом: замешивать, раскатывать шар в жгут и оформлять птичку традиционным способом: узлом из жгута. Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение), вытягивание (клюв), налепы (глаза).
3. Воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание привносить и/или сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные ритуалы и фольклорные праздники).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, рассматривание изображений жаворонков – вестников весны.
Словарная работа: «заклички».
Материалы и оборудование к занятию: презентация «Жаворонки-веснянки», аудиозаписи весенних закличек, музыкальный проигрыватель, лепные жаворонки-веснянки для показа детям, мука, соленое тесто, черный перец горошком, стека для резки теста и оформления изделий, доска для лепки, салфетки для рук.
Методические приемы: организационный момент «Собрались все детки в круг…», прием «загадки», беседа о весне, жаворонках – вестниках весны, просмотр слайдов «Жаворонки-веснянки», прослушивание аудиозаписи «Заклички весны», физкультминутка «Жаворонки, жаворонки…», самостоятельная деятельность детей, подведение итогов.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбненмся.
Мы пожмем друг другу руки,
Побежит тепло по кругу…
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хоти мы много знать!
Воспитатель: - Отгадайте мою загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …
— весна —
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему я такая нарядная? (Предположения детей). – А какой костюм на мне? (Ответы детей). – Правильно, на мне русский народный костюм. И мы с вами будем учиться встречать весну по старинным русским традициям. (Слайд 1).
- Отступила зима и мы ждём весну - красну. Как вы думаете, почему весну называют весна - красна? (Ответы детей). – Я думаю, еще и потому, что это приближение чего-то радостного, долгожданного.
- Русский народ каждый год праздновал приход весны. (Слайд 2).
- На Руси в народе говорили: "Жаворонки летят, весну на крыльях несут". У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. (Слайд 3).
- Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну (Слайд 4).
- А жаворонки, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну.
(Слайд 5).
- Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки - заклички. ( Слайд 6).
- Вот послушайте некоторые из них: (Слушание аудиозаписей закличек).
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам с чужой сторонушки.
Летел кулик из-за моря
Принёс кулик девять замков,
Кулик, Кулик, замыкай зиму
Отпирай весну, тёпло летечко
Чувиль-виль-виль.
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Жаворонок- жаворонок
Из-за моря к нам лети
Весну красную неси
С тёплым солнышком
С пшеничным зёрнышком
Воспитатель: - Давайте и мы с вами позовем жаворонков.
Физкультминутка.
Жаворонки, жаворонки, ( машущие движения руками)
Прилетайте к нам, ( «Зовущие» движения руками)
Приносите нам Весну-красну, (Руки приставить к лицу)
Красну солнышку, (показ кистями рук солнышка)
Тёплу гнёздышку! (гнездо» соединенными ладонями рук)
Жаворонки, прилетите, ( машущие движения руками)
Красну Весну принесите. (Руки приставить к лицу)
Принесите Весну на своем хвосту, (поочередное загибание пальцев рук)
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Воспитатель: - По русской традиции мамы и бабушки делали из теста маленьких птичек - "жаворонков". Внутрь каждого жаворонка прятали льняное семечко (для хорошего урожая). (Слайд 7).
Воспитатель: - Затем раздавали жаворонков детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели», тем самым благославляя их. ( Слайд 8)
(Показ лепных жаворонков).
Воспитатель: - А вы хотите слепить из теста такого жаворонка? (Ответы детей).
Для этого нам надо:
- Скатать шар.
- Раскатать из него небольшую колбаску.
- Сделать из колбаски узелок (петлю).
- Сформировать голову, клюв.
- Оформить глаза.
- Сплющить хвост и с помощью стеки выделить перья.
Показ технологической карты детям «Жаворонки-веснянки». (Слайд 9, 10 ).
Уточнение, насколько дети поняли последовательность и содержание трудовых действий. (По необходимости показ детям развернутого процесса или отдельных – более сложных- моментов – а именно « завязывание узелка из колбаски»).
Практическая часть. Самостоятельная работа детей по лепке жаворонков – веснянок. (Дети берут по кусочку теста, начинают лепить жаворонков).
(Помощь воспитателя по необходимости).
(Воспитатель следит за осанкой детей во время работы).
Воспитатель: - Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.
(Анализ жаворонков: веселый, грустный и т. п.)
- А как вы думаете, что же делали с этими птичками? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну. ( Слайд 10, 11, 12)
Сегодня и мы, как и прежде на Руси, будем зазывать птиц: (Проговаривание детьми вместе с воспитателем) (Слайд 13, 14)
Жаворонок!
В наше небо залети
Нашу землю освети
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови.
Воспитатель: - Ребята, кого мы с вами сегодня вылепили?
- Что вам понравилось на сегодняшней встрече?
- Что показалось трудным? ( Ответы детей).
Воспитатель: - Весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить её приход могут птицы. Поэтому существовал красивый обычай – выпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обрела природа.
Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по лепке из соленого теста ко Дню матери в старшей группе Тема: «Ромашки»
План-конспект по лепке из соленого теста ко Дню матери в старшей группеТема: «Ромашки» Цель: Учить лепить цветы из соленого теста. Научить использовать тесто для проявления творческих...
Конспект занятия лепки из соленого теста "Подснежники" средняя группа
Лепка из соленого теста «Подснежники» (средняя группа).Образовательная область: художественно – эстетическое, познавательноеПрограммное содержание:Образовательные задачи: -Учить передавать ...
Конспект НОД (лепка из соленого теста) "Плюшки - завитушки"
Программное содержание: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в пр...
Конспект занятия . Лепка из соленого теста в средней группе. Тема: «Улитка»
Конспект занятия . Лепка из соленого теста в средней группе....
Конспект НОД лепка из соленого теста панно «Осенний лес ».
Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение работать в команде....
Конспект НОД лепка из соленого теста «Мамин портрет».
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества....
конспект занятия "Лепка из соленого теста «Печенье для мам и бабушек»"
конспект занятия "Лепка из соленого теста «Печенье для мам и бабушек»"...
- Мне нравится (1)