Конспект занятия: лепка из соленого теста "Жаворонки - веснянки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)

Антонова Татьяна Витальевна

Занятие разработано с учетом возрастных детей старшего возраста. На занятии дети знакомятся с народной традицией встречать весну "жаворонками", знакомятся со старинной технологией лепки "жаворонков-веснянок" из соленого теста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество автора: Антонова Татьяна Витальевна

Занимаемая должность: воспитатель

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №22 «Журавленок»

Предмет: «Художественно-эстетическое развитие», лепка из соленого теста.

Тема: «Жаворонки-веснянки».

Продолжительность:  1 занятие (20 минут)

Группа: средняя

Технологии:  презентация в программе Power Point, мультимедийное оборудование, музыкальный проигрыватель.

Аннотация: Занятие разработано с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста. На занятии дети знакомятся с народной традицией встречать весну «жаворонками», знакомятся со старинной технологией лепки «жаворонков – веснянок» из соленого теста. Занятие включает себя демонстрацию презентации «Жаворонки-веснянки» с применением мультимедийного оборудования, двигательно-речевые упражнения.

Конспект занятия:

Занятие: Лепка из соленого теста «Жаворонки-веснянки».

Задачи:

1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну

«жаворонками». Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок из соленого теста.

2. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом: замешивать, раскатывать шар в жгут и оформлять птичку традиционным способом: узлом из жгута. Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение), вытягивание (клюв), налепы (глаза).

3. Воспитывать  интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание привносить и/или сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные ритуалы и фольклорные праздники).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, рассматривание изображений жаворонков – вестников весны.

Словарная работа: «заклички».

Материалы и оборудование к занятию: презентация «Жаворонки-веснянки», аудиозаписи весенних закличек, музыкальный проигрыватель, лепные жаворонки-веснянки для показа детям,  мука, соленое тесто, черный перец горошком, стека для резки теста и оформления изделий, доска для лепки,  салфетки для рук.

Методические приемы:  организационный момент «Собрались все детки в круг…», прием «загадки», беседа о весне, жаворонках – вестниках весны, просмотр слайдов «Жаворонки-веснянки», прослушивание аудиозаписи «Заклички весны», физкультминутка  «Жаворонки, жаворонки…»,  самостоятельная деятельность детей,  подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель:  - Здравствуйте ребята!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбненмся.

Мы пожмем друг другу руки,

Побежит тепло по кругу…

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хоти мы много знать!

Воспитатель: - Отгадайте мою загадку:

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …
— весна —

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему я такая нарядная? (Предположения детей). – А какой костюм на мне? (Ответы детей). – Правильно, на мне русский народный костюм.  И мы с вами будем учиться встречать весну по старинным русским традициям. (Слайд 1).

- Отступила  зима и мы ждём весну - красну. Как вы думаете, почему весну называют весна - красна? (Ответы детей). – Я думаю, еще и  потому,  что это приближение чего-то радостного, долгожданного.

-  Русский народ каждый год праздновал приход весны. (Слайд 2).

 - На Руси в народе говорили: "Жаворонки летят, весну на крыльях несут". У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. (Слайд 3).

- Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну (Слайд 4).

- А жаворонки, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну.

(Слайд 5).

 - Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки - заклички. ( Слайд 6).

-  Вот послушайте некоторые из них:  (Слушание аудиозаписей закличек).

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам с чужой сторонушки.

Летел кулик из-за моря

Принёс кулик девять замков,

Кулик, Кулик, замыкай зиму

Отпирай весну, тёпло летечко

Чувиль-виль-виль.

Жаворонушки,

Прилетите к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Жаворонок- жаворонок

Из-за моря к нам лети

Весну красную неси

С тёплым солнышком

С пшеничным зёрнышком

Воспитатель: - Давайте и мы с вами позовем жаворонков.

Физкультминутка.

Жаворонки, жаворонки, ( машущие движения руками)
Прилетайте к нам,
 ( «Зовущие» движения руками)
Приносите нам Весну-красну,
(Руки приставить к лицу)
Красну солнышку, (показ кистями рук  солнышка)
Тёплу гнёздышку!  (гнездо» соединенными ладонями рук)
Жаворонки, прилетите, ( машущие движения руками)
Красну Весну принесите. (Руки приставить к лицу)
Принесите Весну на своем хвосту, (поочередное загибание пальцев рук)
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

Воспитатель:  - По русской традиции  мамы и бабушки делали из теста маленьких птичек - "жаворонков". Внутрь каждого жаворонка прятали льняное семечко (для хорошего урожая). (Слайд 7).

Воспитатель: - Затем раздавали жаворонков детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели», тем самым благославляя их. ( Слайд 8)

(Показ лепных жаворонков).

Воспитатель: - А вы хотите слепить из теста такого жаворонка? (Ответы детей).

Для этого нам надо:

  1. Скатать шар.
  2. Раскатать из него небольшую колбаску.
  3. Сделать из колбаски узелок (петлю).
  4. Сформировать голову, клюв.
  5. Оформить глаза.
  6. Сплющить хвост и с помощью стеки выделить перья.

Показ технологической карты детям «Жаворонки-веснянки». (Слайд 9, 10 ).

Уточнение, насколько дети поняли последовательность и содержание трудовых действий. (По необходимости показ детям развернутого процесса или отдельных – более сложных- моментов – а именно « завязывание узелка из колбаски»).

 

Практическая часть. Самостоятельная работа детей по лепке жаворонков – веснянок.  (Дети берут по кусочку теста,  начинают лепить жаворонков).

(Помощь воспитателя по необходимости).  

(Воспитатель следит за осанкой детей во время работы).

Воспитатель:  -  Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.

(Анализ жаворонков: веселый, грустный и т. п.)

 - А как вы думаете, что же делали с этими птичками? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну. ( Слайд 10, 11, 12)

Сегодня и мы, как и прежде на Руси, будем зазывать птиц: (Проговаривание детьми вместе с воспитателем) (Слайд 13, 14)

Жаворонок!

В наше небо залети

Нашу землю освети

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови.

Воспитатель: - Ребята, кого мы с вами сегодня вылепили?

- Что вам понравилось на сегодняшней встрече?

-  Что показалось трудным?  ( Ответы детей).

Воспитатель:  - Весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить её приход могут птицы. Поэтому существовал красивый обычай – выпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обрела природа.

Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по лепке из соленого теста ко Дню матери в старшей группе Тема: «Ромашки»

План-конспект  по лепке из соленого теста ко Дню матери в старшей группеТема: «Ромашки» Цель: Учить лепить цветы из соленого теста. Научить использовать тесто для проявления творческих...

Конспект занятия лепки из соленого теста "Подснежники" средняя группа

Лепка из соленого теста «Подснежники» (средняя группа).Образовательная область: художественно – эстетическое, познавательноеПрограммное содержание:Образовательные  задачи: -Учить передавать ...

Конспект НОД (лепка из соленого теста) "Плюшки - завитушки"

Программное содержание: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в пр...

Конспект занятия . Лепка из соленого теста в средней группе. Тема: «Улитка»

Конспект занятия . Лепка из соленого теста в средней группе....

Конспект НОД лепка из соленого теста панно «Осенний лес ».

Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение работать в команде....

Конспект НОД лепка из соленого теста «Мамин портрет».

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества....

конспект занятия "Лепка из соленого теста «Печенье для мам и бабушек»"

конспект занятия "Лепка из соленого теста «Печенье для мам и бабушек»"...