Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Технологическая карта занятия по рисованию "Красками разными"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsveta_dlya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать эмоциональный настрой. | Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Давайте вместе с вами попробуем отгадать загадки, чтобы понять о чем мы с вами сегодня будем говорить: У малины и клубники, Помидора и брусники Вкус, конечно, очень разный, Ну а цвет похожий — … (Красный) У тебя ответ найдётся, Цвет какой имеет солнце? (Желтый) Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали. Правильно, сегодня мы с вами поговорим на необычную тему: «Цеветовидение» | Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети внимательно слушают и отгадывают загадки. |
2. | Основной этап | Подвести детей к теме занятия. | Воспитатель: А сейчас я вам поподробнее расскажу о науке, которая называется Цеветовидение. Цветовидение– это наука, которая помогает лучше понять особенности цвета и использовать его в живописи и ДПИ(декоративно прикладное искусство) Возникла она еще в 4 веке до нашей эры. Древнегреческий ученый Аристотель попытался объяснить цвета. Леонардо Да Винчи создал свой тракт о живописи. Он образовал цветоряд 6 цветов и привязал их к природным стихиям: БЕЛЫЙ – свет ЖЁЛТЫЙ – земля ЗЕЛЕНЫЙ – вода СИНИЙ – воздух КРАСНЫЙ – огонь ЧЕРНЫЙ – тьма Все цвета спектора располагаются в определённой последовательности: КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЖЁЛТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ ГОЛУБОЙ СИНИЙ ФИОЛЕТОВЫЙ | Игровой. Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Расширение знаний детей о цветовидение. |
2.1. | Этап постановки проблемы | Повторить пройденный материал. | Воспитатель: Кто помнит считалочку о цвете? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан) | Словесный: рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Уточнение знаний о цветах радуги. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство с новым материалом. | Воспитатель: дети давайте вместе с вами рассмотрим картинку с радугой и прочтем стишок, показывая на нужный цвет. | Словесный: -рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Прослушав воспитателя, дети правильно отвечают на заданные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Выполнение заданий. | Воспитатель: Задание: А теперь давайте мы нарисуем сектор, но не обычный, а в виде радуги. И так берем краски и начинаем рисовать. С какого цвета мы начнем рисовать? (дети рисуют радугу: К,О,Ж,З,Г,С,Ф)) Вот молодцы! Красивые радуги у нас получились. (мини выставка на доске) А знаете, ребята, что все цвета так же делятся на: - хроматические т.е это цветные - ахроматические т.е не цветные – это белый, черный и все оттенки серого А как вы думаете, можно ли нарисовать картину только серыми красками? Почему? Задание: Давайте возьмём с вами листочки и на листочках попробуем сделать оттенки серого. А теперь попробуем эксперимент. Мне нужно 2 человека и дам вам по бабочке. 1.человек раскрашивает разноцветными красками 2. человек только черным, белым и оттенками серого. А теперь сравним: чем различаются и почему? Все цвета спектора можно разделить на две группы: - теплые: красный, оранжевый, желтый и все те в которых оттенки этих цветов. Эти цвета ассоциируются с огнем и солнцем. - холодные: синий, фиолетовый, голубой и все те в которых есть оттенки этих цветов. Ассоциация со льдом, снегом, лунным цветом и водой. А так же есть составные цвета т.е. производные которые можно получить при помощи смешивания. К Ж С Цвета которые находятся в спектре друг на против друга дополнительные Цвета О З красный – зеленый Фиолетовый – желтый Ф синий – оранжевый | Словесный – уточнение воспитателем последовательности выполнения работы. Практический – работа детей за столами. | Выполняют задание. | Дети выполняют работу в соответствии с указаниями воспитателя. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. | В.: Что нового узнали сегодня? Понравилось ли вам? Почему? А знаете ли вы, что по краскам можно определить настроение человека. Если он рисует яркими красками, то настроение хорошее, темными – плохое. Какая краска принадлежит вам сегодня по настроению? (ответы детей) | Словесный - беседа. | Дети рассматривают свои рисунки, отвечают на вопросы воспитателя. | Дети правильно оценивают свои работы, Говорят о том, что у них получилось, а что нет. Правильно отвечают на вопросы воспитателя. |
Приложение 4
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать эмоциональный настрой. | Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: Люблю я плавать и плескаться Где холодная вода. В снежных кучах кувыркаться, Где зима всегда-всегда. Белый мех и жира слой Выручат в беде любой. (Белый медведь). Правильно. Сегодня мы будем рисовать белого медведя. | Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети внимательно слушают и отгадывают загадку. |
2. | Основной этап | Подвести детей к теме занятия. | Воспитатель: Давайте вспомним где живут белые медведи? В холодных странах, где вечнaя зима. Да, зима – это трудное, холодное, но в то же очень красивое время года. Давайте сейчас закроем глазки и представим, что мы оказались на Северном полюсе. Дует холодный ветер, воет вьюга, вся земля покрыта снегом, а неподалеку гуляет большой белый полярный медведь. Рассмотрите его. А сейчас открывайте глаза. Кто может что-то интересное рассказать о белых медведях? (рассказ 1-2 детей о медведе) | Игровой. Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Расширение знаний детей о белых медведях. |
2.1. | Этап постановки проблемы | Повторить пройденный материал. | Воспитатель: Давайте рассмотрим медведя, который изображен на нашей картинке. | Словесный: рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Уточнение знаний о белом медведе. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство с новым материалом. | Воспитатель: Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У медведя есть большая круглая голова. Она расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей. На голове у медведя есть маленькие, полукруглой формы уши. На морде у мишки глаза и нос. Они черненькие как угольки. У медведя большое овальное туловище. У медведя мощные, удлиненные, овальной формы лапы, расположены внизу туловища их 4, 2 передние и 2 задние. На лапах когти. И еще у медведя есть хвостик. Ребята, какого цвета медведь? Дети: Белого. Правильно, а когда на него светит солнце, у него бледно желтый оттенок шерсти. | Словесный: -рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Прослушав воспитателя, дети правильно отвечают на заданные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Выполнение заданий. | Воспитатель: -Нам с вами нужно в центре листа нарисовать большого медведя. С чего начинаем рисовать? (с головы, затем туловище, и 4 лапы, хвост.) Делим лист горизонтально пополам и проводим линию горизонта. С помощью голубой краски раскрашиваем небо. Нижнюю часть листа раскрашиваем с небольшим оттенком – снег. Рисуем медведя, старaясь точно передать особенности внешнего вида животного (нос, глаза, уши, хвост) Воспитатель: А теперь давайте мы с вами немного подвигаемся. Физ. минутка: Мы веселые ребята Наше имя медвежата (идут по кругу) Любим по снегу шагать, Ноги выше поднимать. (идут с высоким подниманием колен) Вдруг мы рыбу увидали, (останавливаются, смотрят вдаль) Быстро, быстро побежали (бегут по кругу) В воду прыгнули и хвать (подпрыгивают и приседают) Не уйти от нас опять. | Словесный – уточнение воспитателем последовательности выполнения работы. Практический – работа детей за столами. Покaз и объяснение способа рисования. | Выполняют задание. | Дети выполняют работу в соответствии с указаниями воспитателя. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. | Воспитатель: Давайте полюбуемся нашими мишками. Какие они все получились красивые, пушистые. Теперь вы можете дома самостоятельно нарисовать таких медведей и порадовать родителей. А этими белыми красавцами мы украсим нашу выставку. Как думаете всё у вас удалось ? Чей рисунок вам больше всех нравится ? Объясните почему ! | Словесный - беседа. | Дети рассматривают свои рисунки, отвечают на вопросы воспитателя. | Дети правильно оценивают свои работы, Говорят о том, что у них получилось, а что нет. Правильно отвечают на вопросы воспитателя. |
Приложение 5
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать эмоциональный настрой. | Воспитатель сообщает детям, что сегодня в детский сад пришло письмо, адресованное старшей группе, письмо из страны «Разноцветная» от её жителей. Дети /самостоятельно/ читают на конверте, что письмо от жителей маленькой волшебной страны «Разноцветная» /Письмо с изображением человечков/ | Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Прослушивание чтения письма воспитателем. |
2. | Основной этап | Подвести детей к теме занятия. | Воспитатель: Чтение письма: Привет мальчики и девочки старшей группы детского сада № 4 г. Старый Оскол. Мы знаем, что вы очень добрые, отзывчивые, умные дети. Поэтому мы обращаемся к вам с большой просьбой. Раньше наша страна была яркая, красивая, разноцветная, Но случилась беда, на нашу страну напал Злой волшебник Резинка и стёр краски в нашей стране, мы смогли спасти только синюю, красную и жёлтую краску. И мы теперь не знаем, как сделать так, чтобы наша страна снова стала яркой, разноцветной, красивой. Ребята помогите нам оживить нашу страну. Жители страны «Разноцветная» | Игровой. Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Расширение знаний детей о волшебной стране «Разноцветная» |
2.1. | Этап постановки проблемы | Повторить пройденный материал. | Воспитатель: - Ребята от кого пришло письмо? (Ответы детей) -Что случилось в этой стране? (Ответы детей) -Вы хотите помочь жителям этой страны? (Ответы детей) -Как мы можем помочь жителям этой страны? (Ответы детей) -Но в стране остались только три цвета краски. Как же сделать её разноцветной? (Ответы, предположения детей) Если мы хотим и можем помочь жителям разноцветной страны, тогда отправляемся в путь! | Словесный: рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Уточнение знаний о полученном письме. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство с новым материалом. | Физкультминутка Мы шагаем друг за другом Лесом и красивым лугом Мы по мостику пойдём На тот берег попадём Дальше, дальше мы шагаем Ноги выше поднимаем Мы преграду перейдём И по кочкам мы пойдём (Воспитатель и дети подходят к проектору) Воспитатель: Вот мы и попали в страну «Разноцветную». Ребята, какие краски остались в стране? (Ответы детей: красная, синяя, жёлтая). - А как получить другие цвета? (Ответы детей). - Я приглашаю вас посмотреть и вспомнить, как правильно смешивать краски, что - бы получить новые цвета. Мы вместе с вами оживим- раскрасим фруктовый сад в стране «Разноцветной» (Дети садятся у проектора. Смотрят презентацию) Воспитатель: - Светило яркое солнышко. Но вдруг набежала синяя тучка, и полил синий дождик, смешались синие капельки дождя с жёлтыми солнечными лучами и окрасили листья на дереве в какой цвет? (Зелёный). - Правильно, вот посмотрите на схему. Какие цвета смешались между собой, и получился зелёный? (Ответы детей - синий и жёлтый) - На дереве висели ещё не созревшие красные сливы. И вот на них упали синие капельки дождя, и сливы сразу же созрели и стали какого цвета? (Фиолетового цвета). - Правильно, вот и на схеме показано, как получился фиолетовый цвет. Какие цвета смешались между собой, и получился фиолетовый цвет? (Ответы детей - красный и синий) - Ну вот, кончился дождик, и снова выглянуло солнце. Оно согрело своими жёлтыми лучами красный цветок, который рос возле дерева и цвета смешались, вспорхнула с цветка бабочка, какого цвета? (Оранжевого). -А какие цвета смешались между собой и получился оранжевый цвет? (Ответы детей - жёлтый и красный) Воспитатель: Вот мы и помогли жителям волшебной «Разноцветной» страны раскрасили фруктовый сад. | Словесный: -рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Прослушав воспитателя, дети правильно отвечают на заданные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Выполнение заданий. | Воспитатель: Ой, ребята слышите кто- то плачет? Вы не знаете, кто это? (Ответы детей) -А, я кажется знаю. В стране разноцветной есть не только сад, но и огород, где растут овощи. Но и на огороде тоже побывал волшебник Резинка и стёр краски с овощей. Давайте поможем, оживим огород? - А что - бы узнать, кто плакал в огороде, жители волшебной страны оставили нам загадки. (Деятельность за столами) Первая загадка: Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Ответы детей - морковь) (На мольберте воспитатель вывешивает шаблон моркови). Воспитатель: Да, это морковь! Какого она цвета? (Ответы детей – белая) -Волшебник стер краску и она теперь белая. А какого цвета должна быть морковь? (Оранжевой) - Посмотрите, у вас на столах стоит в стаканчиках окрашенная вода. Какого цвета вода? (Ответы детей: красного, жёлтого и синего цвета) -Как вы думайте, какие 2 цвета надо смешать, чтобы получился оранжевый цвет? (Ответы детей - красный и жёлтый). -Давайте проверим. Отлейте в чистый стаканчик немного красной водички и добавьте туда же жёлтой водички. Какой цвет получился? (Ответы детей - оранжевый) -Молодцы! Поглядите, морковь стала тоже оранжевой. (Перевернуть шаблон моркови на яркую сторону) -Поля, какого цвета стала твоя вода, какие цвета ты для этого смешивала? -Уля Е. выбери схему, которая подходит к нашему опыту. (Предложить вывесить на мольберт нужную схему смешивания цветов) -Вот вам и вторая загадка: Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком. (Ответы детей- огурцы) (На мольберте воспитатель вывешивает шаблон огурца). -Этот огурец белый, а какого цвета он должен быть? (Ответы детей - зелёного). -А какие цвета надо смешать, чтобы получился зелёный? (Ответы детей - синий и жёлтый). Давайте,проверим: отлейте в чистый стаканчик синей водички и туда же жёлтой водички. Какой цвет получился? (Ответы детей - зелёный) -Перевернуть шаблон огурца на яркую сторону. Наш огурец тоже стал зелёным, значит вы всё сделали правильно! -Дима, какого цвета стала твоя вода, какие цвета ты для этого смешивал? -Арсений подбери схему, которая подходит к нашему опыту. (Предложить вывесить на мольберт нужную схему смешивания цветов) - И вас ждёт третья загадка: На грядке сидит Фёкла, а зовут её…. (Ответы детей - Свёкла) (На мольберте воспитатель вывешивает шаблон свёклы). -А какого цвета свёкла? (Ответы детей - Фиолетового). -А сейчас какого цвета свёкла? (Белого) -Как можно получить фиолетовый цвет? (Ответы детей- смешать красный и синий цвет) -Давайте проверим. Отлейте в стаканчик красную водичку и синюю. Какой цвет получился? (Ответы детей - Фиолетовый). Да и вы оживили свёклу. -Егор, какого цвета стала твоя вода, какие цвета ты для этого смешивал? -Соня подбери схему, которая подходит к нашему опыту. (Предложить вывесить на мольберте нужную схему смешивания цветов) Воспитатель: Вы, ребята молодцы! Вы раскрасили огород в стране «Разноцветной» Повторение и развивающие задания. Воспитатель: Ребята мы вместе и огород раскрасили яркими цветами и сад фруктовый. А сам город остался не ярким, не разноцветным. Ребята для того чтобы раскрасить город, а это очень сложная работа, предлагаю выбрать себе дружочка и объединиться в пары. Для каждой пары есть часть улицы волшебного города. Чтобы раскрасит дома, вернуть им прежний цвет, надо правильно раскрасить детали домов.В этом нам поможет схема: каждой цифре на доме соответствует – определенный цвет, посмотрите на мольберт. -Какой цвет соответствует цифре «1»? (Ответы детей – зелёный). -Какой цвет соответствует цифре «2»? (Ответы детей – фиолетовый). -Какой цвет соответствует цифре «3»? (Ответы детей – оранжевый). - Возьмите палитры и смешайте краски так, чтобы получились цвета: зелёный, фиолетовый, оранжевый. Договоритесь, кто и что в вашей паре будет раскрашивать, и каким цветом, но не забывайте, что каждой цифре соответствует определённый цвет. Если вы забыли, как получить цвета, посмотрите на схемы-подсказки. (Со стола дети берут себе палитры с красками и кисточки и приступают к самостоятельной работе в парах) Воспитатель уточняет: - Как вы в парах получили нужные цвета? - Какие краски вы смешали, чтоб получить зелёную краску? -А ты, Сеня, какие краски смешал, чтоб получить оранжевую краску? (Индивидуальные ответы детей) Готовые работы дети раскладывают на полу и рассаживаются возле работ. | Словесный – уточнение воспитателем последовательности выполнения работы. Практический – работа детей за столами. | Выполняют задание. | Дети выполняют работу в соответствии с указаниями воспитателя. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. | Воспитатель: Посмотрите, какие красивые и разноцветные дома получились. Вы, молодцы, раскрасили город. - О чем просили нас жители страны? (ответы детей) - Ребята, а как вы считаете, мы справились с задачей? (Ответы детей) - Почему вы считаете, что мы помогли жителям страны Разноцветной? (Ответы детей) - Смотрите ребята нас вышли встречать жители страны разноцветные человечки. Человечки очень рады, что вы помогли им раскрасить снова их страну. А давайте расскажем человечкам, как мы это сделали? (Выводы детей, индивидуальные ответы детей). - Вам было сложно, трудно? (Ответы детей) Воспитатель: Жители очень рады и благодарны вам. И в память о нашем путешествии человечки хотят вам подарить маленькие, волшебные раскраски, чтоб и у вас была своя маленькая страна, которую вы и раскрасите. -А теперь нам пора возвращаться в детский сад. | Словесный - беседа. | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети правильно оценивают свои работы, Говорят о том, что у них получилось, а что нет. Правильно отвечают на вопросы воспитателя. |
Приложение 6
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать эмоциональный настрой. | Воспитатель: Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путе шествие в страну цвета. Какие цвета вы знаете? Назовите свой любимый цвет. Почему он вам нравится больше других? Зачем нужны разные цвета? Представьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно-белый мир? | Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети правильно отвечают на вопросы. |
2. | Основной этап | Подвести детей к теме занятия. | Воспитатель: Сказка о том, как появился разноцветный мир. Давным-давно, когда весь мир был только белым и чёрным, жили на земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света. Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся цветом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю чёрным покрывалом, и все предметы становились чёрными-пречёрными. Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным искрящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи. Одна фея была голубой, другая розовой, третья - фиолетовой, четвёртая – оранжевой… Фей было много: всех цветов и оттенков. - Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света, - вам предстоит нелёгкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать её разноцветной, нарядной и радостной. Только взмахнула Голубая фея волшебным голубым лучом, как посыпались на Землю голубые искры света – и сразу заголубели васильки и незабудки, вода в озёрах и небо над Землёй. Только взмахнула Розовая фея своим волшебным лучом, как полились на Землю розовые потоки света – и сразу порозовели щёки у детей, розы в садах и лесные гвоздики, а розовый рассвет осветил облака в утреннем небе. Славно потрудились все феи. С той поры преобразилась земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов. | Игровой. Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Расширение знаний детей о цветах мира. |
2.1. | Этап постановки проблемы | Повторить пройденный материал. | Воспитатель: Что интересного узнали вы из этой сказки? (Ответы детей). | Словесный: рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Уточнение знаний из прочитанной сказки. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство с новым материалом. | Воспитатель: Выберите себе квадратик любого цвета (Дети выбирают квадратики из картона). Теперь вы феи. Назовите себя (Я – синяя фея, Я – Красная фея…). | Словесный: -рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Прослушав воспитателя, дети правильно отвечают на заданные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Выполнение заданий. | Игра на внимание. В: Посмотрим, насколько внимательны Феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой квадратик поднимает «Синяя фея», если он красный – то «Красная»… А если предмет бывает разных цветов, то свои квадратики могут поднять сразу несколько фей. Например: какого цвета бывает роза? Дети: Красная, белая, желтая. В.: Правильно, она бывает и белой и красной, и жёлтой… Приготовились? Слушайте. Апельсин, снег, море, небо, василёк, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, колокольчик, лес, одуванчик, баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, цыплёнок, сливы, трава, ворона, заяц. 1 б. Давайте посмотрим на картины (демонстрируются иллюстрации с изображением цветов, животных, заката, моря, гор и т.д.). Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет? Синяя фея. Я окрасила в синий цвет воду, цветы, вечернее небо… Жёлтая фея. Я окрасила в жёлтый цвет солнце, цыплят, одуванчики. И так далее. Упражнение № 1. Цветик – семицветик. В.: Посмотрите на этот волшебный цветок. Кто знает название этого цветка? Почему его так называют и почему он волшебный? Дети: У цветка лепестки разного цвета. Он из сказки, он волшебный. В.: Правильно, он может исполнять желания. Надо только оторвать лепесток и сказать волшебные слова. Упражнение № 2. «Дышим правильно». В.: Загадайте желание и оторвите лепесток от волшебного цветка. Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно… Вдыхаем носом, а выдыхаем – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик. Дети выполняют упражнения на дыхание. В.: Молодцы. Хорошо. Ваше желание непременно сбудется. Упражнение № 2. Раз-но-цвет-ный В.: У волшебного цветка все лепестки разных цветов. Как, одним словом назвать его цвет? Дети: Разноцветный. В.: Правильно. Он раз-но-цвет-ный. Это очень длинное слово. И чтобы оно легко произносилось, поделим его на части. Сначала дети проговаривают слово «разноцветный» вместе с педагогом, отхлопывая части слов, подсчитывают количество частей в слове. Затем ребенок проговаривает слово по слогам. Слово проговаривается 3-4 раза. Физкультминутка Я сижу рисую. (Встряхиваем руками.) Красок много у меня - Выбирай любую. (Хлопки в ладоши.) Я раскрашу целый свет (Руки в стороны.) В самый свой любимый цвет: (Повороты туловища влево-вправо.) Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.) Оранжевое море, (Присели, руки вниз.) Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.) Оранжевый верблюд. (Руки на пояс.) Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.) Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.) Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.) Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.) | Словесный – уточнение воспитателем последовательности выполнения работы. Практический – работа детей за столами. | Выполняют задание. | Дети выполняют работу в соответствии с указаниями воспитателя. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. | Сегодня мы побывали в волшебной стране, где встретились с самыми разными цветами. Что вам больше всего понравилось на занятии? | Словесный - беседа. | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети оценивают свою работу на занятии. Говорят о том, что у них получилось, а что нет. Правильно отвечают на вопросы воспитателя. |
Приложение 7
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать эмоциональный настрой. | Педагог: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас побывать в стране Рисовандии. -Как вы думаете, кто живет в этой стране? Дети называют варианты ответов, перечисляя все то, что нам нужно для рисования, педагог выкладывает на фланелеграф картинки с изображением изобразительных материалов Педагог: А кто правит этой страной? Дети: Художник (педагог выкладывает на фланелеграф художника) Педагог: Сегодня у нас будет возможность не только побывать в этой стране, но и поучаствовать в ее жизни. | Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети внимательно слушают. |
2. | Основной этап | Подвести детей к теме занятия. | Воспитатель: Дело в том, что краски, которые живут в этой стране, как и вы, ребята, любят пошалить и похулиганить, и тогда они, задевая друг друга, мажутся и становятся грязными. - Как вы думаете, ребята, получится у Художника нарисовать красивую картину грязными красками? Дети: Нет Педагог: Поэтому художник решил расселить краски в замки и нарисовал для них два замка: замок холодных цветов и замок теплых цветов Педагог с детьми расселяет краски по замкам, классифицируя их на холодные и теплые, проводя ассоциации с временами года Красный (ягоды, цветы) Желтый (солнце) Оранжевый (апельсин, абрикос) Зеленый (трава) Коричневый (земля, песок) Голубой ( лед) Фиолетовый (ночь) Синий (море) Физминутка «Холодно - тепло». Педагог поочередно показывает детям картинки с изображением цветных карандашей, а дети при виде теплого оттенка карандаша хлопают в ладоши, а холодного, топают ногами. | Игровой. Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Расширение знаний детей о том где живут краски. |
2.1. | Этап постановки проблемы | Повторить пройденный материал. | В: Давайте поможем, ребята, Художнику расселить краски по замкам, а помогут нам в этом малыши-карандаши - дружные ребята. Но перед началом работы разделите карандаши в вашей коробке на холодные и теплые цвета | Словесный: рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Уточнение знаний о предстоящей работе. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство с новым материалом. | Дети делят карандаши на холодные и теплые цвета. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания | Словесный: -рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Прослушав воспитателя, дети правильно отвечают на заданные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Выполнение заданий. | В.: А теперь нужно раскрасить один замок холодными цветами, а другой теплыми В процессе раскрашивания, педагог напоминает правила раскрашивания: в пределах контура, в одном направлении и без беленьких окошечек. Ближе к окончанию выполнения задания создается ситуация: В.: Как вы думаете, ребята, получится ли у Художника нарисовать красивую картину одними холодными цветами? А одними теплыми? В.: Нет В.: Правильно ребята! Поэтому давайте перекинем между замками мостик дружбы, на котором краски могли бы встречаться, а Художник мог бы рисовать красивые картины красками холодных и теплых цветов. Дети дорисовывают мостик дружбы, можно в виде радуги. В.: Как вы думаете, ребята, кто мог бы жить в замке теплых цветов Дети: Ягоды, солнце, трава, цветы, лето В.: А в замке холодных цветов? Дети: Снегурочка, снежинки, снеговик, сосульки Если остается время, дети дорисовывают под замком холодных цветов сугроб, а вокруг его снежинки; под замком теплых цветов траву, цветы, ягоды, а над замком солнце. В то время, когда дети выполняют последнее задание, педагог проходит и спрашивает у детей, в каком замке и какие цвета у них на листе теперь живут. | Словесный – уточнение воспитателем последовательности выполнения работы. Практический – работа детей за столами. | Выполняют задание. | Дети выполняют работу в соответствии с указаниями воспитателя. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. | Воспитатель: Скажите, ребята, где мы с вами сегодня побывали Дети: В стране Рисовандии В.: Кто правит этой страной? Дети: Художник В.: В чем мы помогли сегодня Художнику? Дети: Расселили краски в замки холодных и теплых цветов. В.: Спасибо, ребята, за работу. Пригласите родителей посмотреть нашу выставку работ. | Словесный - беседа. | Дети рассматривают свои работы, отвечают на вопросы воспитателя. | Дети правильно оценивают свои работы, Говорят о том, что у них получилось, а что нет. Правильно отвечают на вопросы воспитателя. |
Приложение 8
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать эмоциональный настрой. | Воспитатель. Ребята, давайте с вами поразмышляем и поговорим о том, что такое радость. Дети. (Ответы детей). Воспитатель. В давние-давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце похожи по своему значению. Ребята, вспомните слова, похожие по звучанию на «радость». Дети. (Ответы детей). Воспитатель. А сейчас я прочитаю литературное произведение о радуге , а внимательно послушайте. Ах, ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Не дай дождичка, дай мне вёдрышко. Чтобы детям погулять, Чтоб теляткам поскакать, Нужно солнышко, Колоколнышко! Воспитатель. Ребята, а как можно «расшифровать» слово «радуга»? Дети.( Солнечная дуга солнца, или дуга радости, радостная дуга). Воспитатель. А кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик или светило солнышко, какие чувства вызвала радуга у людей, которые её видели?). Дети. (Ответы детей) | Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. |
2. | Основной этап | Подвести детей к теме занятия. | Воспитатель. А теперь давайте уточним представление о радуге как атмосферном явлении. Радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. Воспитатель. Ребята, а знаете ли они цвета радуги? Дети. (Ответы детей). Воспитатель. А всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке (или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке)? Дети. (Ответы детей). (После ответов детей показать наглядное пособие «Радуга» ) | Игровой. Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Расширение знаний детей о природном явлении радуга. |
2.1. | Этап постановки проблемы | Повторить пройденный материал. | Воспитатель. А теперь назовите мне цвета, начиная с верхней дуги. Дети. (Ответы детей). | Словесный: рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Уточнение знаний о расположении цветов в радуге. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство с новым материалом. | Воспитатель. А теперь я предлагаю вам запомнить шуточный текст (мнемонический приём), который поможет на всю жизнь запомнить порядок расположения цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Ребята, обратите внимание, что первый звук(буква) каждого слова совпадает с первым звуком(буквой) в названии цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. (Дети хором несколько раз повторяют текст). Воспитатель. А сейчас я вам прочитаю стихотворение Г.Лагздынь «Радуга» а вы внимательно послушайте: В радуге – семь дужек, Семь цветных подружек! Красная дужка – оранжевой подружка! Желтая дужка – зеленой подружка! Голубая дужка – синей подружка! Фиолетовая дужка – всем дужкам подружка! А пойдут, как обниматься Разноцветных семь подружек, Начинают тут сливаться В белый цвет – семь ярких дужек! Семицветная дуга – наша РА-ДУ-ГА! | Словесный: -рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Прослушав воспитателя, дети правильно отвечают на заданные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Выполнение заданий. | Воспитатель. А сейчас я вам нарисую и покажу, как одна дуга накладывается на другую (красная на жёлтую, жёлтая на синюю), и в результате получаются новые цвета – оранжевый, зелёный). Дети берут кисточки, акварельные краски и экспериментируют с цветом, смешивая красный с жёлтым и жёлтый с синим. Воспитатель. А теперь давайте нарисуем большие – красивые и радостные картины про радугу, а я вам прочитаю стихотворение С.Маршака «Радуга»: В небе гром, гроза. Дождь прошел. Трава блестит, Поскорей, поскорей Подвижная игра. Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Разноцветные ленточки». Мы сами сейчас сделаем радугу. Воспитатель раздает детям ленточки всех цветов радуги. По команде «дождь идет» дети бегают, а по команде «радуга» дети выстраиваются по порядку цветов радуги, подняв вверх ленточки. (Игру можно повторить 2-3 раза). После игры дети садятся на места. | Словесный – уточнение воспитателем последовательности выполнения работы. Практический – работа детей за столами. | Выполняют задание. | Дети выполняют работу в соответствии с указаниями воспитателя. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. | Дети оформляют альбом «Радуга-дуга». ( Через 3-5 дней напомнить детям мнемонический приём для запоминания последовательности цветовых дуг в радуге («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). К – красный глаз: знак светофора. О – отражение такси. Ж – жёлтый лютик у забора. З – зеленеют колоски. Г – голубые брызги неба. С – синеют в лужах окна. Ф – фиолетовый закат. Расписался дождь на луже: «Ваш художник. Очень рад!» Чтение стихотворения В.Шипуновой «Про радугу» | Словесный - беседа. | Дети рассматривают свои рисунки, отвечают на вопросы воспитателя. | Дети правильно оценивают свои работы, Говорят о том, что у них получилось, а что нет. Правильно отвечают на вопросы воспитателя. |
Приложение 9
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать эмоциональный настрой. | В. Ребята, смотрите, кто к нам сегодня прилетел: Это что за чудо-птица, Или маленький цветок? Разноцветная, кружится С лепестка на лепесток. Догадались? Конечно, это бабочка! Хотя лето уже прошло, пока тепло, бабочка кружится и летает над цветами, сама такая же яркая и разноцветная, как летние цветы. Но осенью солнце греет все меньше, а цветы без света и тепла вянут. Поэтому бабочка залетела к нам в гости погреться и поискать цветы, ведь ей без них так грустно. | Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. |
2. | Основной этап | Подвести детей к теме занятия. | Давайте порадуем бабочку и нарисуем много красочных и ярких цветов. А чтобы нам легче было вспомнить лето, я включу музыку, а вы представьте, как будет порхать бабочка над цветами, а потом расскажите мне, что вы представили и какие это были цветы (звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Вы слышите, какая эта музыка лёгкая и мелодичная, она переливается разными красками, солнечная, игривая, радостная и яркая, как лето. (Дети делятся впечатлениями о музыке и своими представлениями.) В. Давайте потренируемся, прежде чем рисовать цветы на бумаге, нарисуем их в воздухе (дети берут кисточки и делают в воздухе круговые движения — раз цветок, два, три). | Игровой. Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Расширение знаний детей о цветах. |
2.1. | Этап постановки проблемы | Повторить пройденный материал. | Кто готов рисовать бабочке цветы? У всех хорошее настроение? Но помните, бабочка выбирает самые яркие и большие цветы, надо постараться, чтобы ваши цветы ей понравились. (Музыка звучит все занятие). | Словесный: рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Уточнение знаний о цветах. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство с новым материалом. | Бабочки — одни из самых красивых насекомых, они похожи на живые цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев сказочная. Одни бабочки питаются нектаром цветов, другие — соком деревьев и забродившим соком фруктов. Но бабочки любят только самые яркие цветы, так давай те постараемся нарисовать самые красивые цветы для нашей бабочки. | Словесный: -рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Прослушав воспитателя, дети правильно отвечают на заданные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Выполнение заданий. | Первый цветок, самый большой, мы нарисуем в центре листа, у него круглая серединка и круглые лепестки вокруг. Сначала он был желтый, но когда рос, его пригревало солнышко и своими лучиками оставило красные следы-полоски на лепесточках и точки в середине. Рядом с ним вырос второй цветок, у него маленькая середина и длинные тонкие лепестки. Пока он рос, был все время недоволен, что не слишком яркий, поэтому в нем смешалось сразу несколько красок: красная (дети рисуют длинные мазки из центра наружу, слегка закругляя); желтая (в такой же технике, некоторые мазки накладывают на красный цвет, некоторые отдельно, все это произвольно), и синяя краска. Третий цветок необычный, он похож на колосок, у него длинный стебель, на котором растут маленькие цветы. Вначале они были синие, но потом солнышко решило добавить красной краски, и цветок сразу повеселел (дети рисуют стебель — длинный мазок, вокруг него примакиванием синие цветы, а сверху — произвольно, не обязательно точно попадая в контур синей краски — красную краску, используя тот же прием). Теперь вы можете дорисовать по желанию любые цветы, которые вы видели или придумали сами, листики. Пока наши работы подсыхают, давайте поиграем в музыкальную игру «Проснулись жуки и бабочки». | Словесный – уточнение воспитателем последовательности выполнения работы. Практический – работа детей за столами. | Выполняют задание. | Дети выполняют работу в соответствии с указаниями воспитателя. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. | Цветы готовы, мы сделаем поляну для нашей бабочки. (Рисунки выкладываем на полу в большой круг, бабочка летает, выбирая самые удачные цветы, дети объясняют, почему ей понравились эти цветы, как сделать цветок ярче, больше и привлекательнее). В. Молодцы! Теперь бабочка сможет жить у нас всю зиму, ведь здесь у нее столько красивых цветов. | Словесный - беседа. | Дети рассматривают свои рисунки, отвечают на вопросы воспитателя. | Дети правильно оценивают свои работы, Говорят о том, что у них получилось, а что нет. Правильно отвечают на вопросы воспитателя. |
Приложение 10
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Создать эмоциональный настрой. | Через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием. | Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети внимательно слушают рассказ воспитателя и правильно отвечают на вопросы. |
2. | Основной этап | Подвести детей к теме занятия. | Воспитатель: Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, хотя вы уже с нетерпением ждете зиму, и нарисуем тех самых красочных бабочек, которых мы видели на прогулках. Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку: Воспитатель: А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы). Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними. | Игровой. Словесный – рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Расширение знаний детей. |
2.1. | Этап постановки проблемы | Повторить пройденный материал. | Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? | Словесный: рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Знакомство с новой техникой рисования |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Знакомство с новым материалом. | Воспитатель: Он называется “монотипия”. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной паре не важно на правой или на левой, мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы, любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками. | Словесный: -рассказ воспитателя. | Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Прослушав воспитателя, дети правильно отвечают на заданные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Выполнение заданий. | Воспитатель: Произошло волшебство! Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши красочки, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) | Словесный – уточнение воспитателем последовательности выполнения работы. Практический – работа детей за столами. | Выполняют задание. | Дети выполняют работу в соответствии с указаниями воспитателя. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов. | (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхает клей, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте). | Словесный - беседа. | Дети рассматривают свои рисунки, отвечают на вопросы воспитателя. | Дети правильно оценивают свои работы, Говорят о том, что у них получилось, а что нет. Правильно отвечают на вопросы воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (конструирование) в старшей группе.
Технологическая карта занятия нужна для проведения занятий с детьм. Чтобы не заглядывать постоянно в методическое пособие, вы можете использовать её на занятии и держать переж собой как подсказку....
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Насекомые»
Технологическая карта занятия Образовательная область: Художественно-эстетическое развитиеТема занятия: «Насекомые»Возрастная группа: подготовительнаяЦель занятия: Расширить знания де...
Технологическая карта занятия по художественно - эстетическому развитию в младшей группе.
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитиеТема занятия:«Снежки»Возрастная группа: младшая группаЦель занятия:Формирование навыка работы рисования с гуашью, че...
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) "Воробей. Лепка птицы из пластилина"
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) "Воробей. Лепка птицы из пластилина"...
технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) , Тема: "Открытка для мамы"
ОД занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию), тема: "Открытка для мамы". Для детей группы компенсирующей направленности с амблиопией и косоглазием.Возраст детей от 5 ...
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (апплекация)...
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию для детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста Тема: «Божья коровка»
Цель: формирование представлений о насекомом «Божья коровка» посредством лепки из пластилина с использованием нетрадиционного материала - скорлупы грецкого ореха в изобразительной деятельн...