Конспект нод художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема: "Русские матрёшки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka.docx80.84 КБ

Предварительный просмотр:

конспект НОД лепка в подготовительной группе по теме: «Русские матрешечки». Соленое тесто.

Педагог: Сапровская А.Н

Задачи:

- Художественная деятельность: учить применять знания по декоративному творчеству при создании образа в лепке; формировать правильные приемы лепки, показать новые приемы декорирования стэкой и «налепами»,  развивать интерес к лепке, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, умение создавать образ по указанной теме;

- Социализация: развивать интерес к народному искусству своего края и своей страны, воспитывать патриотические чувства к народному искусству.

- Коммуникация: учить правильно произносить художественные термины, давать развернутый анализ своей работе и работам товарищей.

Предварительная работа:

- просмотр научно-познавательного фильма об истории матрешки,

- знакомство с игрушкой Матрешка,

- выполнение рисунка матрешки по шаблону на НОД рисование.

Материалы  и оборудование:

- Для преподавателя: матрешки, иллюстрации с изображением матрешек, образец работы (рельеф матрешки, украшенный бусинами, покрытый лаком), шаблоны и окрашенное тесто на каждого ребенка, дидактическая игра.

- Для детей: картонка для сушки работы, доска для лепки, стэка, бусины для декора, баночка с водой.

Словарь:

- Матрешка -  русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера;

- Декорирование – украшение и отделка предмета различными материалами в соответствии с творческим замыслом автора;

- Налепы -  декоративные выступы или изобразительные элементы, прикрепляемые вручную из глины на керамические изделия (приклеиваются жидкой глиной до обжига) или в стекле горячим формованием. Прием налепов особенно характерен для народного искусства.

Ход НОД

Дети рассаживаются на местах. Приветствие.

Воспитатель:

- Ребята сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Ростом разные подружки,

Непохожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, 

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (Матрешка)

- Правильно ребята это матрешка, а кто из вас помнит, чем уникальна наша матрешка?  (в одной игрушке сразу несколько, ярко расписаны)

- У кого из вас дома есть матрешка?

- Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (сарафан, платок, бусы)

- А что у них может быть в руках? (самовар, букет, петушок)

- Чем украшены сарафаны наших матрешек? (цветами)

- Ну, раз вы все так хорошо знаете, я предлагаю вам сыграть в игру. Одна моя матрешечка упала и потеряла все свои украшения, и теперь никак не может расставить их на место. Поможете?

Дидактическая игра «Матрёшкн сарафан».

- Понравилась вам игра, ребята?

- А хотите вы слепить свою нарядную матрешку? Например, вот такую?

- Лепить мы с вами её будем не просто так, а из соленого теста, с которым вы уже знакомы.

- Но прежде чем приступить к работе, нам необходимо наши пальчики тоже разогреть.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик маленький,      (загнуть мизинец)

Этот пальчик слабенький,      (загнуть безымянный палец)

Этот пальчик длинный,         (загнуть средний палец)

Этот пальчик сильный,          (загнуть указательный палец)

Ну а это толстячок,              (загнуть большой палец)

А все вместе - кулачок!        (покрутить кулачком)

- Вот теперь можно и к работе приступать.

Показ приемов выполнения работы:

-сначала, выполняем по шаблону силуэт из теста того цвета,из которого задуман сарафан и платок,

- затем лепим круглое лицо из белого теста, рукава, ручки,

- теперь приступаем к букету, выполняем розочки приемом сворачивания, листочки, и веточки из зеленого теста,

- декорируем бусинами шею и платок,

- лепим глазки ротик, и щёчки, или прорисовываем стэкой.

Повторение с детьми этапов работы и приемов выполнения.

Самостоятельная работа детей.

Анализ работ. Во время самостоятельной работы воспитатель выбирает 3 детей и просит когда их назовут выйти к доске с работой. Под народную музыку дети выходят к доске.

Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о своей работе, в чем одета матрешка, что в руках, просить оценить наряды других матрешек.

- Ребята, вы все молодцы, у всех получились замечательные матрешки, теперь им нужно подсохнуть и тогда затвердеют и не испортятся.

Дети под музыку выходят из-за столов.

Конспект интегрированного занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Русская матрешка»

Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС подготовительной группе «Русская матрешка».

Автор:Сапровская Александра Николаевна.  Описание материала: представляю Вашему вниманию "Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС подготовительной группе по теме «Русская матрешка» Этот конспект познавательного занятия направлен на воспитание интереса и любви детей к народным игрушкам.
Будет полезен воспитателям старшых и подготовительных групп ДОУ.
Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС подготовительной группе «Русская матрешка».
Вид деятельности: пластилинография
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Русская матрешка»
Цель деятельности: 
Закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрешка.
Рассказать о различных способах раскраски Матрешки.
Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения).
Развивать творческое воображение.
Программное содержание
Образовательные задачи: дать представление детям о происхождении русской матрешки. 
Развивающие задачи: Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения).
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и любовь к народной игрушке. 
Предварительная работа:
Игра с Матрешкой.
Материалы и оборудование:
Матрешки различной росписи.
Трафареты матрешек из картона
Набор пластелина
Горох
Семечки
Влажная салфетка

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята, отгадайте загадку
В деревянной Машеньке 
Внутри кукла Сашенька. 
Открой куклу Сашеньку, 
А там - крошка Дашенька. 
А в сестрице Дашеньке 
Есть малютка Пашенька.
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.
Воспитатель: Сегодня Я Вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки.
Первая русская матрёшка появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства. 
На создание матрешки подвигло русских мастеров фигурка добродушного лысого старика, который был сделан мастерами из страны Японии.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее известных русских имён и означает это имя «Мать» у которой очень много детей. 
Давайте откроем матрешку и заглянем, сколько же у нее деток.
Матрёшки изготавливают из древесины, чаще всего из липы. Обычно первой вытачивают самую маленькую не открывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны. Посмотрите.
Сергиевскию матрешку, которую создают в городе Сергеев Пасад, можно распознать по цветастому платку, если изображена девушка, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.
Семеновская роспись матрешки, город Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. При этом основные детали очерчены черным контуром, что придает четкости всем линиям. Наряды, это простые сарафаны с цветочными узорами. А вот платок, обязательно покрывающий ее голову, всегда расписан горохом. 
Вятская роспись, матрешка родом из Вятки, легко отличается по общему образу: у такой матрешки застенчивая улыбка, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые. В узорах сарафана всегда присутствуют детали красного цвета. В то же время, сама по себе роспись простые круги-румяна на щеках, однотонные без бликов волосы и одежда. Главное определение, которое подходит игрушке – простота. 
Полховская матрешка родом из Поволжья.
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. "Цветы с наводкой" - наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и "пестрение" - украшение при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек.
Вот как много видов росписи Матрешек в нашей стране.
Ребята, давайте раскрасим наших матрешек?
Дети: Да
Воспитатель: Для начала немного разомнемся.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас мы будем раскрашивать пластелином. Как эта техника называется?
Дети: Пластилинография
Воспитатель: И украшать семечками и крупой.
В конце занятия воспитатель выставляет всех матрешек и с детьми рассматривают.
Приложение
Матрешка в технике "пластилинография", узоры выполнены с помощью гороха и семечек.

http://ped-kopilka.ru/upload/comments/34170_954f78781eab199b4aeed0047297a666.jpg.jpg

Конспект занятия по рисованию «Весёлые матрёшки» подготовительная группа

Педагог: Сапровская А.Н.                        Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Развивать навыки творческого рассказывании, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на выставку. А что вы там увидите, угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом

расскажет.

Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок — глаз,

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская 
(МАТРЁШКА)

Воспитатель: Правильно, одной из самых любимых игрушек в народе, у детей были матрёшки. Ребята, а вы хотите узнать откуда же пришла к нам эта занятная

игрушка?

Воспитатель: Тогда послушайте. Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из самой древности. На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Есть много предположений, как и когда она родилась. Вот одна из них. Около 100 лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку — куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже в русских костюм: в сарафан, фартуки, платочки. Этих кукол называли Матрёнами, ласково — Матрёшками.

Игра «Назови меня ласково»

Вот и ваши имена красивые, когда звучат ласково.

Воспитатель: Вернёмся к истории о матрёшке. Полюбилась россиянам эта игрушка.

Стали точить её из деревянного бруска на токарных станках. Фигурка матрёшки разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка.

Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещаются до 24 сестричек, и самые простые — всего 3 куколки. В начале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Их делают до сих пор: и под Москвой, в Сергиевом Посаде, и около Новгорода — в селе Семёнове, и недалеко от г. Мурома — в Полхов-Майдане. У каждого мастера, матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер. Но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель: Ну что, понравились вам игрушки? Я предлагаю поиграть с ними.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Восемь матрёшек», с чтением стихотворения.

Восемь кукол деревянных, круглощёких и румяных
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой — будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притёртую —
И сумеешь ты найти куколку четвёртую
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая

А внутри пустая, в ней куколка шестая
А в шестой — седьмая, а седьмой восьмая
Эта кукла меньше всех, чуть побольше чем орех.
Вот наставленные в ряд сёстры — куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим

М ответят куклы — Восемь!

Воспитатель: Тогда садитесь за столы и попробуйте сами расписать матрёшек

(бумажные силуэты матрёшек) как мастера — художники. Сначала обведите

силуэт матрёшки и все детали одежды чёрным карандашом, а затем

акварельными красками сделайте матрёшек цветными, яркими. Я

предлагаю пофантазировать вам ребята и раскрасить костюм вашей

матрёшки с помощью хохломской, гжельской, дымковской росписи.

Физ. минутка.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: После окончания работы предложить детям рассказать откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюма, почему костюм именно такой.

Ребята, за ваши красивые работы, в самой большой матрёшке на нашей выставке лежит угощенье. Давайте найдём эту матрёшку, угостим гостей и не забудем про себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта №1 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Направление: изобразительная деятельность (лепка) . Тема: «Русская народная песенка как у нашего кота…». Бублики для кота.

Технологическая  карта  №1 Образовательная область:  «Художественно-эстетическое развитие»Направление: изобразительная деятельность (лепка) .Тема: «Русская народная песенка как у н...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» Рисование на тему: «Русская красавица матрёшка. Украсим матрёшке сарафан» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...

Конспект ОД по познавательному развитию на тему: «Русские народные сказки»

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;Закрепить умение создавать структуру сказки с...

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки"....