Конспект ОД по познавательному развитию на тему: «Русские народные сказки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Борисова-Гладкова Вероника Алексеевна

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;

Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;

Закрепить навыки детей пересказа сказок.

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему:

«Русские народные сказки»

для детей старшей группы

                       

                                                                                              Подготовила воспитатель

                                                                                  Борисова-Гладкова В.А.

Ярославль

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;

Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;

Закрепить навыки детей пересказа сказок.

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! Но посмотрите все страницы куда то исчезли! Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? 

Дети рассуждают, высказывают свои предположения.

Воспитатель: Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книжки? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по стране сказок! Ха-ха-ха!

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? Давайте поищем, может быть в группе есть волшебный предмет, который укажет нам путь.

Дети разыскивают в группе волшебный предмет. Приносят клубок.

Воспитатель: Молодцы ребята, во многих русских народных сказках он указывает путь героям. Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка .

Игра «Назови сказки»

Дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Давайте вместе скажем: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»

Клубочек покатился к сундучку.

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета?

Дети: Зелёная.

Воспитатель: Кто на ней изображен? 

Дети рассматривают и называют героев сказок.

Воспитатель: Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в сказке окажись, страна Сказок, покажись!». Вот мы и попали в страну Сказок!

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!

Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги.

Воспитатель: Ребята это письмо от Бабы Яги: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»

Моделирование сказок

Дети достают сказочных героев  и создают из них модели из сказок «Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»«Теремок». Дети называют сказку и героев.

Воспитатель:  И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета?

 Дети: Синяя.

Воспитатель: Кто изображен?

Дети: Медведи, Маша, волк, семеро козлят, мышка, лягушка, лиса, заяц.

Воспитатель:  Правильно, здесь изображены персонажи, которых мы с вами расколдовали. Давайте мы сами поищем, может, где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз: 

«Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! 

Идут, подходят к стульчикам, садятся.

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь?

Игра «Помогите!»

Воспитатель: Ребята, мы сможем помочь им, если отгадаем, что за сказка и какие герои просят у нас помощи.

Из конверта достаются карточки:

• «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» (Козлята, «Волк и семеро козлят»)

• «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» (Мышка, «Курочка ряба»)

• «Помогите! Я сломал домик зверей!» (Медведь, «Теремок»)

• «Помогите, я превратился в козленка!» (Иванушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

• «Помогите, у меня оторвался хвост!» (Волк, «Лисичка сестричка и серый волк»)

• «Помогите мне, сбежать из дома медведя» (Маша, «Маша и медведь»)

• «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета?

Дети: Красная.

Воспитатель: Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"

«Курочка Ряба»: Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")

Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)

«Репка»: Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

«Волк и семеро козлят»: Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться!

Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам.

Воспитатель: И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка - не знаю! Поможем, ребята?

 Игра «Собери сказку по картинкам».

 Дети кратко передают содержание сказок.

Воспитатель: Вот и оранжевая страничка, а клубок ведет нас дальше.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок)

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

(Козлята)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?

Дети: голубого.

Воспитатель: Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.

Игра «Персонажи беседуют».

Воспитатель: Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажете нам отрывок из сказки.

Выдаются шапочки: волка и лисы («Лисичка сестричка и серый волк»); зайца и петуха («Заюшкина избушка»); мышки и лягушки («Теремок»); волка и козы («Волк и семеро козлят»)

Воспитатель: Вот и жёлтая страница нашлась! Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его.

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Воспитатель: Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его.

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета?

Дети: Фиолетовая.

Воспитатель: У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета?

 Дети: Цвета радуги.

Воспитатель: Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;

лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;

весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! (воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка).

Воспитатель: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит.

Дети получают в подарок из сундука раскраски. Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, а самим отправиться в нашу группу.

Воспитатель: Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в группе окажись». Молодцы ребята. Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось? Что вам показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: русская народная сказка" Курочка Ряба"

Конспект разработан с целью развития речи, пополнения активного и пассивного словаря у детей раннего возраста. Для привлечения внимания используется эффект "появления" персонажа. Подвижная игра в ходе...

Конспект НОД по развитию речи тема: Русская народная сказка «Колобок».

Конспект НОД по развитию речи тема: Русская народная сказка «Колобок». Дидактическое упражнение «Где колобок».Дидактическое упражнение «Отгадай и назови» Программные задачи:1....

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм»

Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей в старшей группе по познавательному развитию «Мы любим русские народные сказки…»

Задачи:• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.• упражнять в словообразовании и словоизменении.• формировать умение распознавать эмоциональ...

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Русские народные сказки: колобок"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Русские народные сказки: колобок"...