Конспект занятия по пластилинографии для подготовительной группы «Русская Матрешка».
Цель: выполнить модель матрешки в технике пластилинография.
Задачи:
1) Образовательные:
- дать детям представление о происхождении матрешки;
- познакомить детей с различными видами русской матрешки;
2) Развивающие:
- закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения);
- развивать мелкую моторику рук;
3) Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.
Материалы и оборудование: 1) Трафареты матрешек из картона по количеству детей; 2) Наборы пластилина; 3)Дощечки;
4) Стеки; 5) Влажные салфетки.
Методы и приемы работы:
1) Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.
2) Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
3) Практический: выполнение детьми собственной матрешки.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
Сегодня мы с вами поговорим о символе нашей страны. Но сначала отгадайте загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки) (1 слайд)
Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.
Воспитатель: Сегодня Я Вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки.
Первая русская матрёшка появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее известных русских имён и означает это имя: «Мать» у которой очень много детей.
Давайте откроем матрешку и заглянем, сколько же у нее деток. (2 слайд)
Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны. Посмотрите.
(3 слайд)Сергиевскую матрешку, которую создают в городе Сергеев Посад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами. Это самая простая матрешка.
(4 слайд)Семеновская роспись матрешки из города Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. Наряды, это простые сарафаны с цветочными узорами.
( 5 слайд)Вятская роспись, матрешка родом из Вятки, легко отличается по общему образу: у такой матрешки застенчивая улыбка, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые.
(6 слайд – последний)Полховская матрешка родом из Поволжья.
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
Вот как много видов росписи Матрешек в нашей стране.
Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек?
Дети: да.
Воспитатель: но для начала немного разомнемся.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Сейчас мы будем раскрашивать наших красавиц-матрешек пластилином. Как называется эта техника?
Дети: Пластилинография.
Воспитатель: Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете?
Дети (если они затрудняются с ответом, говорит воспитатель):Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.
Показ образца. Дети, посмотрите, с чего мы будем начинать нашу работу. (7 слайд) - Делаем волосы. Пластилин какого цвета можно использовать, чтобы сделать волосы? (желтый, коричневый). - Правильно! Я взяла желтый пластилин. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и слегка сжимаем пальцами, потом прилепляем на матрешку. Хорошо прижимаем, чтобы волосы матрешки не отпали. (8 слайд) - Затем голову матрешки украшаем ярким платком. Отщипываем от пластилина небольшие кусочки и размазываем их по платку матрешки подушечками пальцев (показать). (9 слайд) - Делаем для матрешки фартучек так же, как делали платочек. Выбираем контрастные цвета, чтобы платок и фартук не сливались. (10 слайд) - делаем матрешке платье. (11 слайд) - Украшаем матрешку цветочками, используем белый и желтый пластилин. Скатываем маленькие желтые шарики, размещаем их на платке или фартучке матрешки. Вокруг выкладываем белые шарики-лепестки. (12 слайд - готовая матрешка)
Дети, вы всё запомнили? Садитесь за свои рабочие места.
Дети выполняют работу, на фоне звучит музыка.
Методические рекомендации во время выполнения работы:
- стараемся не вылезать за контуры матрешки;
- используем подходящие цвета;
- хорошо размазываем пластилин;
- придавливаем цветы, чтобы они хорошо держались и т.д.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшей подружкой, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые.
А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)
- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Большое Вам спасибо за работу.