Технологическая карта занятия по лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Технологическая карта занятия по лепке с детьми ОВЗ (нарушение зрения)
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями: Физическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие.
Тема занятия: Аквариумные рыбки (пластилинография).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта занятия по лепке | 273.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями: Физическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие.
Тема занятия: Аквариумные рыбки (пластилинография).
Возрастная группа: подгруппа детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением зрения (слабовидение).
Цель занятия: сформировать умения передавать характерные особенности аквариумных рыб, используя нетрадиционную технику работы – пластилинографию.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания об аквариумных рыбах; закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы пластилинографии (отщипывание, надавливание, сглаживания); совершенствовать умения передавать особенности внешнего облика аквариумных рыб (форму головы, строение туловища, плавников, хвоста, глаз, характерную окраску); продолжать учить аккуратности в работе с пластилином; закрепить умение использовать пиктограммы в работе.
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, согласованность в работе обеих рук, согласованность глаз и рук, тактильной чувствительности, пространственной ориентировки (на плоскости); развитие формовосприятия, цветовосприятия, зрительной памяти, внимания, умения выполнять правильно инструкции педагога; развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, воображения; развитие словарного запаса детей, умения рассказывать о своих ощущениях.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать аккуратность, целеустремлённость; воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Дополнительные задачи:
Игровая: Развитие тонкой моторики, глазомера. тактильных ощущений, осязания.
Дидактическая: Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
Активизировать умственные способности детей.
Словарная работа: пластилинография, аквариум, чешуя, переливается, блестит, плавает, плавник, меченосец, гуппи, скалярия.
Планируемый результат занятия: создание коллективного панно «Аквариум»
Подготовительная работа: беседа «Кто живет в аквариуме?»; рассматривание альбома «Аквариумные рыбы»; разучивание пальчиковой гимнастики «Юбилей у окуня»; чтение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению», «Лиса и волк»; дидактические и пальчиковые игры; рассматривание картинок, беседы о подводном мире, о водоемах, словесные игры по лексической теме «Рыбы», дидактическая игра «Собери рыбку».
Материалы и оборудование: : иллюстрации с различными аквариумными рыбками на белом фоне, ширма «Аквариум» с одной рыбкой, резиновые рыбки на каждого ребенка, мягкий пластилин, музыкальный центр, музыкальная запись «Шум моря» и соната Бетховена, магнитная доска, пиктограммы, шаблоны рыб для каждого ребенка, солнышки – грустные и веселые, магнитная игра «Рыбалка».
Раздаточный: резиновые рыбки красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов, набор мягкого пластилина, шаблоны рыб для каждого ребенка, солнышки – грустные и веселые, стека, влажные салфетки для рук, доска для лепки на каждого ребенка, колпачки от фломастеров, пиктограммы.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап Продолжительность: 1мин. | Подготовка к совместной деятельности Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка. | Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д. Колокольчиком приглашаю детей встать в круг. - Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки! Наигрались в куклы, полистали книжки. А сейчас мы вместе отдохнём немного, В добрый путь, ребята, в добрую дорогу! Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас поздороваемся друг с другом. К солнышку потянулись, лучик взяли, К сердцу прижали, другу отдали. | Игровой моменты «Здравствуйте, девчонки» | Приветствие, участие в игре и пр. Настрой на работу. Дети выполняют. | Психологическая готовность. Настрой на занятие, создание позитивного настроения |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы 2 мин | Создание проблемной ситуации направление внимания детей; | - Ой, ребята, что я слышу… (запись с шумом моря) Правильно, это шум моря… - Ребята, как вы думаете, что в морских глубинах мы можем увидеть? Какие морские жители живут в море? Вы загадку отгадайте, Правильный ответ мне дайте. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле я не хожу, Рот есть, но не говорю. Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю. Кто это? | Беседа, анализ | Ответы на вопросы воспитателя. Отгадывание загадки. - Медузы, водоросли, морские звезды и т.д - Рыба. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом 5мин. Гимнастика для глаз Физкультминутка | Направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Усвоение закрепление, расширение, обобщение, систематизация знания об аквариумных рыбах. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | -Ребята, давайте вспомним сказки, которые мы с вами прочитали, в которых тоже говориться о рыбах. - Ребята у нас в группе есть необычный аквариум. (Показываю сделанную заранее ширму-аквариум, на которой изображена одна рыбка). Кто в нём живёт? - Ребята, рыбке очень скучно одной плавать в аквариуме, что мы можем сделать. чтобы ей стало веселее? - Правильно. - Садитесь на свои места. Давайте вспомним, какие рыбки живут в аквариуме. Показываю иллюстрации аквариумных рыб. - А сейчас пусть отдохнут наши глазки. Предлагаю детям снять очки. Закрываем мы глаза, Наши глазки отдыхают, Мы глазки открываем, И дружно поморгаем. Вправо - влево посмотрите, Вниз и вверх все поглядите. - Отдохнули? Хорошо. Предлагаю для рассматривания каждому ребенку резиновую рыбку. - Какой формы тело рыбки? - Какие по форме плавники? - Какой хвост? - Сколько глаз? - Есть ли у рыбки рот? - Чем покрыто тело рыбок? - Какие чешуйки по цвету и форме? Какого цвета рыбки? - Молодцы. - Вокруг меня скорей вставайте и со мною поиграйте. В синем небе облака, Под горой бежит река, Рано утром из реки, Тянут сети рыбаки. Много рыбы наловили, Вкусную уху сварили. | Беседа, показ, рассматривание, Решение проблемной ситуации. гимнастика для глаз ощупывание, вычленение частей тела. Физ.минутка | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. - Рыбка. - Мы можем нарисовать, слепить ей друзей. Дети садятся за столы. рассматривают, называют: гуппи, золотая рыбка, телескоп и т.д. Дети снимают очки, выполняют гимнастику для глаз. Закрывают глаза продолжают сидеть с закрытыми глазами. массаж круговыми движениями указательного пальца Одевают очки. Дети рассматривают рыбок, ощупывают, отвечают на вопросы. - Овальная. - Треугольные. - Два. - Есть рот. - Чешуйками. - Круглые, блестящие. Выполнение физ. минутки. Поднимают руки, присели, руки вперед. Имитируют движения, как бы перебирая сеть. Руки в стороны Круговые движения руками, как бы помешивая уху. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Овладение способами познавательной деятельности. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки. |
2.3 | Этап практического решения проблемы 10 мин. Пальчиковая гимнастика П\игра «Стая рыбок» | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Выбрать фон (в соответствии Закрепление правил, овладение практическими навыками с использованием выведенных правил. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. - Я предлагаю для нашей рыбки нарисовать друзей, а рисовать мы будем, не красками, не карандашами, а пластилином. Скажите, как эта техника рисования называется? Но сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать при работе в пластилиновой технике и последовательность работы. Предлагаю детям схему(рис 1) - Молодцы, вы хорошо знакомы с этапами работы. - Прежде, чем мы начнем работать, мы разомнем наши пальчики. - Пальчики мы разминаем, и работать начинаем. Пальчиковая гимнастика "Юбилей у окуня" Всю семейку пескарей Окунь звал на юбилей Он за стол их посадил, Чаю в чашки им налил,
Подал в вазочках варенье, И на блюдечке – печенье. Щука мимо проплывала, И застолье увидала. Окунь щуку в дом позвал, Чаем щуку угощал. Щука чай не захотела: «Пескарей бы я поела!» Им пришлось уплыть скорей. Вот так славный юбилей! - А теперь, выбирайте шаблон и приступайте к работе. Пластилин можете брать любого цвета. Работу выполняйте, за помощью обращайтесь. -Выполнять последовательность работы нам поможет табличка. Каждому ребенку даю схему выполнения. Включаю музыку. Оказываю индивидуальную помощь. Обращаю внимание на осанку. - Потрудились вы на славу, Предлагаю поиграть. «1-2-3 в рыбок нас ты преврати». В голубой водице плывет рыбок вереница. Чешуей златой сверкая, кружится, играет стая. П/игра «Стая рыбок» Пять маленьких рыбок ныряли в реке Лежало большое бревно на песке Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко Вторая сказала:- ведь здесь глубоко Третья сказала:- мне хочется спать . Четвертая стала чуть-чуть замерзать Пятая крикнула:- здесь крокодил Плывите скорее, чтоб не проглотил. | Беседа, работа с пиктограммами. Пальчиковая гимнастика Работа с пиктограммами Подвижная игра | Отвечают на вопросы - Пластилинография. Дети рассматривают схему. Объясняют технику выполнения. - начинать с самых маленьких деталей; - кусочки пластилина отщипывать маленькие; - скатывать шарики можно на доске или между ладошками; - наложить шарик пластилина на рисунок и растереть, не выходя за контур рисунка. Выполняют пальчиковую гимнастику. ладонями показываем «рыбку». делаем приглашающие жесты обеими ладонями, кладем ладонь на кулак, складывают ладони чашечкой, округляем ладони, растопыриваем пальцы, округляем ладони, вкладываем одну в другую. ладонями показываем «рыбку», показываем «бинокль», делаем приглашающие жесты обеими ладонями, кладем кулак на ладонь, грозим пальчиками складываем пальцы в щепотку. ладонями показываем «рыбку», разводим руки в сторону. Выбор детьми шаблонов. Самостоятельная деятельность детей, опираясь на схему. Дети работают под музыку. Выполнение упражнений имитация рыб. развести руки в стороны, имитация ныряния, грозят указательным пальцем, руки лодочкой под ухо. потереть кистями плечи. имитируют пасть крокодила, убегают. | Выполнение практической работы. Получение информации, необходимой для успешного решения проблемы. Овладение умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию. Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение навыка работы с пиктограммами |
Заключительный этап Рефлексия. Оценка выполненных работ. 2 мин. | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки, самоконтроля | - Поиграли, потрудились. А теперь пришла пора, Выставку создать друзья. Ну вот, теперь у нашей рыбки есть друзья! - Что мы сегодня делали? - Какой приём использовали? - Все справились с заданием? - Молодцы ребята. У вас получились хорошие работы, аккуратные и самое главное красивые. - Ребята, если вам понравилось сегодня работать, покажите веселое солнышко. Если не понравилось, то грустное. -А в награду за Ваш труд, я дарю Вам игру «Рыбалка». | Беседа, рассматривание. Рефлексия | Дети выставляют свои работы на ширму-аквариум. - Лепили рыбок - Пластилинография - Да, все. Оценивают работы, радуются работам друг друга, делятся впечатлениями. Дети выбирают солнышко. | Выражение личной позиции, оценки. Дети обладают положительным отношением к окружающему миру |
Рисунок 1.
|
|
|
Рисунок 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по лепке "Зернышки для цыплят" в первой младшей группе
Дети в игровой форме подготавливаются к предстоящему занятию, разогревают ручки и лепят зернышки для цыплят...
Технологическая карта занятия по лепке "Пингвин на льдине"
Технологическая карта занятия по лепке "Пингвин на льдине"....
Технологическая карта занятия по лепке старшая группа
Задачи: Образовательные: совершенствовать умение детей лепить по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности, расположение частей по величине; закреплят...
Технологическая карта занятия по лепке для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Пожарная лестница»
Цель занятия: формировать умение у детей лепить предмет, состоящих из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины.Цель занятия для ребенка: отработать умение раскатывать пластилин, со...
Технологическая карта занятия по лепке тема: «Зернышки для петушка » первая младшая группа
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой...
Технологическая карта занятия по Лепке для старшей группы
Лепка тема "Помощь Элле"...
Технологическая карта занятия по лепке для детей младшего возраста
Образовательные области: Продуктивный вид деятельности ( лепка) Тема занятия: «Солнышко из теста для Незнайки»Возрастная группа: Младшая группа Цель занятия: Формировать у младше...