«Пластилинография как средство коррекции высших психических функций у обучающихся с ОВЗ»
консультация по аппликации, лепке
Лепка или пластилинография имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обоих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей.
Новизна программы заключается в применении новых способов и приёмов лепки для развития воображения, фантазии, образного и абстрактного мышления у обучающихся. Кроме того, программа направлена на получение не только предметных знаний и результатов, но и метапредметных (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
Скачать:
Предварительный просмотр:
В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья большое внимание уделяется ручному труду, а в частности привитию ручных умений и навыков.
«Трудовая деятельность является благоприятным условием обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде».
Сущность обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности и предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка. Творческая реабилитация – это форма общения и развития ребенка одновременно, основанная на изобразительной и коммуникативной деятельности. У ребенка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, нежели вербально.
Новизна кружка «Пластилинография» заключается в применении новых способов и приемов лепки для развития воображения, фантазии, образного и абстрактного мышления детей.
Контингент обучающихся это дети с умеренной умственной отсталостью, и другими комплексными нарушениями. Характерной особенностью таких детей является нарушение развития всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы. Поэтому для данной категории детей – пластилинография, является одним из значимых средств развития творческих способностей, коррекции имеющихся проблем. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.
В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможностями их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания занятий учитывается индивидуальный темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Занятия позволяют индивидуализировать сложные работы: более способным детям будет интересно сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Особое внимание уделяется созданию доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности ребенка, динамики творческого роста и стремлению узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
На занятиях используются индивидуальные или фронтальные формы работы, учитываются возрастные и психологические особенности детей.
Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.
- групповые – раз в неделю по 30-35 минут;
Для успешной реализации рекомендуется выполнять коллективные работы.
Занятия рассчитаны для детей, имеющих умеренную умственную отсталость с сопутствующими неврологическими и сенсорными нарушениями. Отсюда следует, что они носят комплексный развивающий характер, направленный на коррекцию, развитие высших психических процессов; как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей – способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей связанных с формированием следующих умений:
-ориентироваться в задании;
-контролировать свою работу.
-планировать свою работу и доводить ее до конца.
Занятия по «Пластилинографии» позволяют интегрировать различные образовательные сферы.
Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (социальное развитие и ОМ). В процессе работы происходит обыгрывание сюжета и выполнение практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и аквизицию словаря, развиваются сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопление социокультурного опыта. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируется. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, так же самостоятельно осуществлять движения во всех качествах: силе, длительности, направленности.
Данная программа занятий – обеспечивает своевременное всестороннее развитие личности ребенка (подростка) с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку (подростку) в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Цель – создание условий для социализации и адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе, их творческому развитию через освоение различных техник работы с пластилином. Развитие ручной моторики у детей посредством пластилинографии.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: - познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;
- совершенствовать навыки ручного труда посредствам лепки, научить восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;
- развивать психические процессы (пространственное воображение, внимание, зрительно-образную память, логическое и абстрактное мышление);
- развивать сенсорные способности (развивать мелкую моторику рук, глазомер детей),
-способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию основ художественно-эстетического вкуса.
- способствовать формированию нравственных качеств, таких как доброта, толерантность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
В сфере познавательных способностей формировать познавательную мотивацию и интересы; коммуникативные личностные качества; готовность и способность к сотрудничеству; способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью.
Принципы, лежащие в основе занятий.
-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным психофизическим возможностям ребенка);
-научности (обосновать материала, наличие методологической базы и теоретической основы);
-наглядности (иллюстрировать)
-демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и подростка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-от простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, подросток применяет свои знания в выполнении более сложных творческих работ).
Организация образовательного процесса.
Задачи:
- познакомить детей с пластилином
-организация рабочего места при работе, сопутствующие предметы и правила обращения с ними.
- применение в практических работах приемов (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание, соединение.)
-продолжить закрепление техник пластилинографии;
-закрепление знаний, умений и навыков в работе с пластилином.
-использование приемов (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание) в творческом оформлении работ.
Формы работы:
Беседы, занятия, индивидуальная работа, групповая работа, коллективно-творческая работа, конкурсы, выставки. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.
Методы организации образовательного процесса.
По способу организации занятий используются словесные, наглядные, практические методы обучения.
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в пластилинографии.
Наглядный – показ образца изделия, его анализ. Составления плана работы по изготовление изделия.
Практической последовательности – изготовления изделия под руководством педагога, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Ожидаемые результаты.
-соблюдать правила безопасности труда правильно организовать свое место и поддерживать порядок во время работы;
-виды, правила приемы техник лепки;
-бережное использование пластилина.
-поэтапно выполнять изделия из пластилина;
-рисовать несложные эскизы для рисования пластилином;
-ценить свой труд и труд другого человека.
-сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
-планировать и отслеживать качество своей работы.
Методические рекомендации по организации кружковой деятельности с детьми с ограниченными возможностями.
- Повышение интереса к кружковым занятиям:
-при составлении календарно-тематического планирования включать темы, связанные с интересами детей.
-на занятиях помимо пластилина использовать материалы (средства), имеющие значимость для детей. Например, на готовые поделки наклеивать пайетки, звездочки, бусины, бисер.
- Улучшение понимания инструкций:
-последовательное обучение восприятию простой инструкции. Переход от фронтальной к индивидуальной инструкции.
-уменьшение количества слов в инструкции.
- Повышение заинтересованности детей к собственному результату труда:
-после каждого проведенного занятия необходимо организовать выставку работ с мотивационно-положительной оценкой для каждого ребенка.
-для повышения заинтересованности детей к собственному результату необходимо включать в занятия игровые моменты.
Описание мероприятий в соответствии с тематическим планом.
Практическая работа с пластилином, творческие задания, игры.
Задачи: Познакомить с различными способами и разной техникой лепкой.
Воспитывать интерес к декоративно-оформительской деятельности, экспериментированию с формой. Разнообразить приемы декоративного оформления. Развивать глазомер, чувство формы, пропорции, художественный вкус.
Список литературы.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 88 с.
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 80 с.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 96 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
- Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. – М.: издательство «Российское педагогическое агентство»,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников.
Использование игровых методов и приемов как средство развитиявысших психических функций у будущих первоклассников.Программа дошкольного образования предусматривает развитие у детей впроцессе раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»
Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...
Мастер класс: " Развивающий тренажёр «Разноцветные окошки» как эффективное средство развития высших психических функций дошкольников."
Презентация знакомит с возможностями тренажера "Разноцветные окошки" по развитию высших психических функций у дошкольников....
Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста
Материал содержит теоритический аспект взаимосвязи развития мелкой моторики и становления высших психических функций, а также систему коррекционно - развивающей работы по развитию мелкой моторики рук ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР»
Пояснительная записка Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те кач...
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...
Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»
Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...