Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста
презентация по логопедии

Якунина Анна Алексеевна

Материал содержит теоритический аспект взаимосвязи развития мелкой моторики и становления высших психических функций, а также систему коррекционно - развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon melkaya_motorika.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста» Учитель – логопед Якунина А.А.

Слайд 2

«… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». М. Горький

Слайд 3

Мелкая моторика — слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук.

Слайд 4

мелкая моторика – восприятие в предметной деятельности происходит развитие восприятия; ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета; чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно.

Слайд 5

мелкая моторика –восприятие – высшие психические функции изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей; чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.

Слайд 6

Этапы развития мелкой моторики Неспецифические манипуляции с предметами Осознанная деятельность целенаправленное планируемое восприятие Освоение действительности с помощью действий.

Слайд 7

Обследование уровня сформированности мелкой моторики включает два аспекта: состояние кинестетической (статической) основы движений; состояние кинетической (динамической) основы движений.

Слайд 8

Нарушения мелкой моторики поражения двигательного анализатора: ограничение подвижности (парезы); нарушений мышечного тонуса; насильственные и содружественные движения (гиперкинезы и синкинезии).

Слайд 9

нарушения вестибулярной функции: трудностях сохранения позы; недостаточная координация сложных движений. несовершенство регуляции процессов торможения и возбуждения: неточность, моторная неловкость; трудности при смене направления движения; трудности при включении в движение разных мышечных групп.

Слайд 10

Система коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие высших психических функций.

Слайд 11

Задачи развития мелкой моторики: ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук; развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук; формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую; развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений; формирование динамической координации (координированной работы — одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук; развитие зрительно-моторной координации.

Слайд 12

Принципы построения работы: выполнение игр и упражнений в игровой форме; осознание совершаемых действий («какой пальчик сейчас работает?», «пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?»); подбор игр и упражнений «от простого к сложному»; выполнение заданий на разных уровнях сложности: по подражанию, образцу, речевой инструкции; выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно; учет индивидуального темпа детей.

Слайд 13

Классификация игр и упражнений по развитию мелкой моторики. 1группа - развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта (самомассаж, массаж кистей и пальцев рук). 2 группа — упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики — сопряженная гимнастика. 3 группа — упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук.

Слайд 14

4 группа — упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу. 5 группа — самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, асимметрично, акцентуировано); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координации

Слайд 15

массаж кистей рук Использование игр и упражнений по развитию мелкой моторики выполнение статического упражнения «Зайчик »

Слайд 16

выкладывание узоров из мозаики игры с прищепками

Слайд 17

откручивание – закручивание крышек Нанизывание бусин на шнурок

Слайд 18

пристегивание кнопок игры с крупами

Слайд 19

Использование дидактического пособия «Пальчиковые шаги» выполнение упражнения правой («ведущей) рукой .

Слайд 20

выполнение упражнения левой рукой . выполнение упражнения двумя руками.

Слайд 21

Коррекионно-развивающая работа должна быть направлена от «движения к мышлению» , а не наоборот.

Слайд 22

” Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.” В. А. Сухомлинский

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...