Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста
презентация по логопедии
Материал содержит теоритический аспект взаимосвязи развития мелкой моторики и становления высших психических функций, а также систему коррекционно - развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». М. Горький
Мелкая моторика — слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук.
мелкая моторика – восприятие в предметной деятельности происходит развитие восприятия; ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета; чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно.
мелкая моторика –восприятие – высшие психические функции изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей; чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Этапы развития мелкой моторики Неспецифические манипуляции с предметами Осознанная деятельность целенаправленное планируемое восприятие Освоение действительности с помощью действий.
Обследование уровня сформированности мелкой моторики включает два аспекта: состояние кинестетической (статической) основы движений; состояние кинетической (динамической) основы движений.
Нарушения мелкой моторики поражения двигательного анализатора: ограничение подвижности (парезы); нарушений мышечного тонуса; насильственные и содружественные движения (гиперкинезы и синкинезии).
нарушения вестибулярной функции: трудностях сохранения позы; недостаточная координация сложных движений. несовершенство регуляции процессов торможения и возбуждения: неточность, моторная неловкость; трудности при смене направления движения; трудности при включении в движение разных мышечных групп.
Система коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие высших психических функций.
Задачи развития мелкой моторики: ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук; развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук; формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую; развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений; формирование динамической координации (координированной работы — одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук; развитие зрительно-моторной координации.
Принципы построения работы: выполнение игр и упражнений в игровой форме; осознание совершаемых действий («какой пальчик сейчас работает?», «пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?»); подбор игр и упражнений «от простого к сложному»; выполнение заданий на разных уровнях сложности: по подражанию, образцу, речевой инструкции; выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно; учет индивидуального темпа детей.
Классификация игр и упражнений по развитию мелкой моторики. 1группа - развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта (самомассаж, массаж кистей и пальцев рук). 2 группа — упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики — сопряженная гимнастика. 3 группа — упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук.
4 группа — упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу. 5 группа — самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, асимметрично, акцентуировано); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координации
массаж кистей рук Использование игр и упражнений по развитию мелкой моторики выполнение статического упражнения «Зайчик »
выкладывание узоров из мозаики игры с прищепками
откручивание – закручивание крышек Нанизывание бусин на шнурок
пристегивание кнопок игры с крупами
Использование дидактического пособия «Пальчиковые шаги» выполнение упражнения правой («ведущей) рукой .
выполнение упражнения левой рукой . выполнение упражнения двумя руками.
Коррекионно-развивающая работа должна быть направлена от «движения к мышлению» , а не наоборот.
” Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.” В. А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
описана система коррекционной работы с детьми с онр....
Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...
Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....
«Развитие мелкой моторики как средства влияния на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста с ОНР»
ldquo;Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”И. Кант...
ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)
Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных резул...
Сборник игр и упражнений на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
ДЛя педагогов-психологов, воспитателей ДОУ...