РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения. К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном, психическом и речевом развитии.
Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование психических процессов. Среди таких особенностей можно выделить:
- специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;
- специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);
- нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Групповая коррекционно-развивающая программа:
«Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР»
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения. К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном, психическом и речевом развитии.
Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование психических процессов. Среди таких особенностей можно выделить:
- специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;
- специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);
- нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
- отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;
- снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;
- специфические особенности произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);
- снижение мотивации деятельности.
Кроме этого, встречаются чаще дети с ТНР. Рассмотрим подробно.
Тяжелые нарушения речи(ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи. Характеристика детей с ТНР:
- Строгое ограничение активного словаря, стойкие ахроматизмы, Несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи.
- Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).
- Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию).
- Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
- Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.
Анализируя особенности детей с ЗПР И ТНР, мы пришли к выводу, что в основе нарушений лежат низкие показатели развития высших психических функций. Своевременное выявление детей с ЗПР и ТНР, а также, развитие психических функций ведет к полной или частичной компенсации нарушений. В настоящее время существует множество программ и методик по коррекции ВПФ. Однако, не все программы являются эффективными и применимы в условиях ДОУ. Это обуславливает необходимость создания эффективной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие познавательных процессов.
Данная групповая коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии со ФГОС ДО. Она направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Кроме этого, данная коррекционно-развивающая программа учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Она рассчитана на год с октября по апрель.
Сентябрь и май проводится диагностика развития высших психических функций. Форма проведения занятий: групповой игровой сеанс.
Длительность проведения занятий:
Младшая -15 минут
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут
Подготовительная группа – 30 минут.
Занятия проводятся 1раз в неделю.
Все занятия построены следующим образом:
- Вводная часть.
- Приветствие. Ритуал. Пальчиковые игры (1-2мин)
- Мотивация. Прояснение тематических понятий(1-2мин)
- Основная часть.
- Содержание занятия (Упражнения на коррекцию ВПФ) (5-12мин)
- Физкультминутка (1-2 мин)
- Содержание занятия (Упражнения на коррекцию ВПФ) (5-12мин)
- Заключительная часть.
Рефлексия (1-2 мин) (Что понравилось, что делали на занятии, в какие игры играли).
- Цели и задачи коррекционно-развивающей программы
В групповой коррекционно-развивающей программе: «Коррекция высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР» была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.
Цель: Коррекция и развитие высших психических функций у дошкольников с ЗПР, ТНР от 3 до 7 лет.
Задачи:
- Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
- Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально – типологических возможностей.
- Формирование психологического базиса для развития ВПФ.
Коррекция недостатков в моторно - двигательной сфере, развитие общей и мелкой моторики.
- Целенаправленное формирование ВПФ (развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений, формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, развитие творческих способностей).
- Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов (всестороннее развитие предметно-практической деятельности, целенаправленное формирование игровой деятельности, формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа, ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.
- Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере (формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения).
- Принципы построения программы
Групповая коррекционно-развивающая программа учитывает следующие принципы:
- Принцип развивающий. Данная программа реализуется на основе «зоны ближайшего развития».
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к дошкольникам.
- Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- Принцип доступности. Материал должен быть доступен для восприятия дошкольниками.
- Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
- Принцип наглядности. Все задания предъявляются ребенку в наглядной форме.
- Принцип повторения. Постоянное повторение необходимо для лучшего запоминания.
- Принцип смены разных видов деятельности. Одна деятельность сменяет другую.
- Содержательный раздел. Тематическое планирование
Тематический план занятий для детей 3-4лет
№ | Месяцы | Темы занятия |
1 | Октябрь | Тема1: «Осенние листочки». Знакомство с желтым цветом |
Тема2: «Целое и части». Разрезные картинки. Знакомство с зеленым цветом, учить собирать целое из частей. | ||
Тема3: «Целое и части». Разрезные картинки. Знакомство с красным цветом, учить собирать целое из частей. | ||
Тема4: «Игрушки нашей группы». Умение различать 2 цвета, красный и желтый. | ||
2 | Ноябрь | Тема5: «Профессия». Умение различать 2 цвета, желтый и зелёный. |
Тема6: «На птичьем дворе». Разрезные картинки: развитие умения собирать целое из частей | ||
Тема7: Разрезные картинки «Домашние животные». Развитие умения собирать целое из частей | ||
Тема8: Разрезные картинки «Дикие животные». Развитие умения собирать целое из частей | ||
3 | Декабрь | Тема9: «Подбери правильно по цвету». Развитие умения различать желтый, красный, зеленый |
Тема10: «Укрась салфетку». Развитие умения различать круг и квадрат и украшать квадратную салфетку кружочками | ||
Тема11: «Большой маленький». Развитие умений соотносить предметы по величине. | ||
Тема12: Разрезные картинки «Животные». Развитие умения собирать целое из частей | ||
4 | Январь | Тема13: Дидактическая игра «Угадай по описанию». Развитие умения угадывать предмет по его описанию |
Тема14: «Разложи фигуры по домикам». Развитие умения сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму. | ||
Тема15: «Новогодние игрушки». Разрезные картинки. Развитие умения собирать целое из частей | ||
Тема16: Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - развитие тактильных ощущений | ||
5 | Февраль | Тема17: «Мебель в доме». Учить различать понятия «под», «над», «внутри». |
Тема18: «Построй домик» - закрепление основных цветов, развивать умение соотносить. | ||
Тема19: «Мебель в доме». Учить различать понятия «под», «над», «внутри». | ||
6 | Март | Тема20: «Украсим комнату шарами». Продолжать учить умению соотносить основные цвета, называть. |
Тема21: Дидактическая игра «Отгадай-ка!» (яблоко, банан). Развивать умения различать вкус помощью с закрытыми глазками | ||
Тема22: Дидактическая игра «Подбери крышку к кастрюле» (блюдце к чашке). Учить подбирать предметы посуды по цвету, сопровождая свои действия речью. | ||
Тема23: «Букет для мамы!». Продолжать учить умению выкладывать узор из мозаики (по образцу) | ||
7 | Апрель | Тема24: «Работа с мозаикой: выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета». |
Тема25: «Работа с мозаикой: выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов». | ||
Тема26: «Работа с мозаикой: выкладывание «чередующегося ряда» через элемент: красный – синий – красный - синий и т.д.» | ||
Тема27: «Работа с мозаикой: выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики» | ||
Тема28: «Работа с мозаикой: выкладывание по образцу геометрической фигуры: треугольник». |
Тематический план занятий для детей 4-5 лет
№ | Месяцы | Тема занятий |
1 | Октябрь | Тема 1. «В гостях у Ушастика». Коррекция и развития внимания и памяти |
Тема 2. «Письмо от Белочки». Коррекция и развитие внимания и мышления» | ||
Тема 3. «Удивительные картинки». Коррекция и развитие восприятия. | ||
Тема 4. «Поле чудес». Учить запоминать предметы | ||
Тема 5. «Квадратная дорога» Восприятие формы | ||
2 | Ноябрь | Тема 6. «В желтом королевстве Восприятие цвета |
Тема 7. «В красном королевстве». Восприятие цвета | ||
Тема8. «В синем королевстве». Восприятие цвета | ||
Тема9. «В зеленом королевстве» Восприятие цвета | ||
3 | Декабрь | Тема10. «Четвертый лишний». Мышление |
Тема:11«Бусы.Последовательность фигур». Мышление. | ||
Тема12. «Выбор предметов игрушек по картинке». | ||
Тема13: «Группировка различных парных предметов по величине» | ||
4 | Январь | Тема14: «Группировка различных парных предметов по форме» |
Тема 15: «Группировка различных парных предметов по цвету» | ||
Тема16. «Целое и части». Разрезные картинки. Знакомство с зеленым цветом, учить собирать целое из частей. | ||
Тема17 «Внимательные ушки». Развитие слухового восприятия и памяти | ||
5 | Февраль | Тема 18 «Внимательные ручки». |
Тема19: «Клоуны». Учить находить отличия, слушать инструкцию. | ||
Тема20: «В гостях у Мишки». Развитие восприятия, ориентировке в пространстве. | ||
Тема21: «Бусы для обезьянки Чи-Чи». Развитие мелкой моторики, восприятия, ориентировке в пространстве. | ||
6 | Март | Тема22: «Украсим комнату шарами». Продолжать учить умению соотносить основные цвета, называть. |
Тема 23: Разрезные картинки «Животные». Развитие умения собирать целое из частей | ||
Тема24: Работа с мозаикой: выкладывание «чередующегося ряда» через элемент: красный – синий – красный - синий и т.д.» | ||
Тема 25: «Мебель в доме». Учить различать понятия «под», «над», «внутри». | ||
7 | Апрель | Тема26: «Разложи фигуры по домикам». Развитие умения сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму. |
Тема 27: «Разложи предметы по домикам». Разложить фрукты, овощи | ||
Тема28: «Разложи предметы по домикам». Разложитьпосуду, одежду | ||
Тема 29: «Палитра» Игра на внимание |
Тематический план занятий для детей 5-6лет
№ | Месяцы | Тема занятий |
1 | Октябрь | Тема 1 Восприятие |
Тема 2. Восприятие | ||
Тема 3. Внимание и память. Произвольность | ||
Тема 4. Внимание и память. Произвольность | ||
Тема 5Свойства внимания. Память | ||
2 | Ноябрь | Тема 6. Свойства внимания. Память |
Тема 7. Восприятие и внимание. Самоконтроль | ||
Тема8. Концентрация внимания. Самоконтроль | ||
Тема 9. Квест: «В поисках сокровищ» | ||
3 | Декабрь | Тема10. Фонематический слух. Мелкая моторика |
Тема11.Формирование приемов самоконтроля. Мелкая моторика. | ||
Тема 12. Ориентировка в пространстве. Моторика. | ||
Тема13. Мышление и речь | ||
4 | Январь | Тема 14. Ориентировка в пространстве, Внимание |
Тема 15. Произвольность. Самоконтроль. Фонематическое восприятие | ||
Тема 16. Память, мышление, внимание | ||
Тема17. Память, мышление, внимание | ||
5 | Февраль | Тема 18.Интеллектуальный КВН (совместно с родителями) |
Тема19. Произвольность. Самоконтроль. Память | ||
Тема 20 Память. Внимание. Фонематическое восприятие. Произвольность | ||
Тема 21. Внимание и память | ||
6 | Март | Тема 22. Внимание и память |
Тема 23. Произвольность внимания. Восприятие. Действие по правилу | ||
Тема 24. Произвольность внимания. Восприятие. Действие по правилу | ||
Тема 25. Мышление, речь, моторика | ||
7 | Апрель | Тема 26. Мышление, речь, моторика |
Тема 27 Мелкая моторика. Внимание. Память | ||
Тема 28 Мелкая моторика. Внимание. Память | ||
Тема 29 Мелкая моторика. Внимание. Память |
Тематический план занятий для детей 6-7лет
№ | Месяц | Тема занятий | |
1 | Октябрь | Тема: «Королева буква У» | |
Тема: «Королева буква А» | |||
Тема: «Королева буква О» | |||
Тема: «Королева буква Ы» | |||
Тема: «Королева буква Э» | |||
2 | Ноябрь | Тема: «Королева буква П» | |
Тема: «Королева буква Т» | |||
Тема: «Королева буква К» | |||
Тема: «Королева буква Х» | |||
3 | Декабрь | Тема: «Королева буква С» | |
Тема: «Королева буква Б» | |||
Тема: «Королева буква В» | |||
Тема: «Королева буква Г» | |||
4 | Январь | Тема: «Королева буква Д» | |
Тема: «Королева буква З» | |||
Тема: «Королева буква Ш» | |||
Тема: «Королева буква М» | |||
5 | Февраль | Тема: «Королева буква Н» | |
Тема: «Королева буква Ж» | |||
Тема: «Королева буква Л» | |||
6 | Март | Тема: «Королева буква Ф» | |
Тема: «Королева буква Ц» | |||
Тема: «Королева буква Ч» | |||
Тема: «Королева буква Щ» | |||
Тема: «Королева буква Р» | |||
7 | Апрель | Тема: «Королева буква Й» | |
Тема: «Королева буква Э» | |||
Тема: «Королева буква Я» | |||
8 | Май | Тема: «Королева буква Е» | |
Тема: «Королева буква Ю» | |||
Тема: «Королевы буква Ь и Ъ» |
- Планируемые результаты освоения программы с детьми ЗПР, ТНР
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь:
Целевые ориентиры освоения программы дошкольниками с ЗПР, ТНР
- Дети младшего возраста 3-4 лет:
∙ составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
∙ создает предметные конструкции из трех-пяти деталей;
∙ показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
∙ выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
∙ выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
∙ обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
∙ воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
∙ использует в игре предметы-заместители;
∙ усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
∙ обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
∙ обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
∙ знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.
2. Дети среднего возраста 4-5 лет:
- Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах; сравнивать два предмета по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;
- Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;
- Различать и называть части тела животного и человека.
3. Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет:
Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги; Различать понятия «много, один, по одному, ни одного. Знать размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий; владеть способами сравнения - приложения, наложения, составлять группы из предметов по заданным свойствам. Различать круг, треугольник, квадрат. Уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; сравнивать две группы предметов и выяснять где предметов больше, меньше, различать верх, низ левую, правую часть, середину. Называть времена года, отмечать их особенности.
4. Дети дошкольного возраста 6-7,7-8 лет:
Читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры; пользоваться знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
- Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей; высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; иметь представления о родном крае.
∙ ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
∙ ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
∙ ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
∙ ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
∙ у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
∙ ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
∙ ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Литература
- Арюкова, С. Л. Пушкинская «Коррекционно-развивающая программа для детей [дошкольного возраста с ЗПР». Школьный психолог, №20,2003г.
- Защиринская 0.В.Психология детей с задержкой психического развития. Речь. Санкт- Петербург.2003г.
- Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Б.А. Архипов, Е.В. Сафронова, Н.А. Иванова, В.М. Шегай, Т.Н-Ланина
- Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития А.В. Семенович, Е.А. Воробьева, Б.А. Архипов, Е.В. Сафронова, Н.А. Иванова, В.М. Шегай, Т.Н-Ланина
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие – Спб.: Детство – Пресс, 2006г
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
- Маркова Л.С. Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005
- Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
- Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003
- Руденко Т. А. Год до школы: от А до Я. Комплект материалов для подготовки к школе. - М.: Генезис, 2014.- 104с. +32л.- (В помощь дошкольному психологу). Методическое пособие
- Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно- методическое пособие / Под ред. Неретиной Т.Г..М., 2006
- Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М., 2008
- Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». - 3-е изд., перераб. - М.: Росткнига, 2009. - 270 с. - ISBN 978-5-7804-0348-1.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия. (в младшей, средней группе) Книголюб, М., 2004
- Шишкова С. Ю. «Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет»: АСТ; Москва; 2016 ISBN 978-5-17-100845-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»
Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...
ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)
Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных резул...
«Пластилинография как средство коррекции высших психических функций у обучающихся с ОВЗ»
Лепка или пластилинография имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,...
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья
Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...
Психолого-педагогическая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ «Социализация детей с ТМНР посредством применения нейроупражнений»
Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода для успешной социализации, а также обучить родителей и педагогов ...
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"...
Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»
Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...