Конспект НОД по познавательному развитию интереса старших дошкольников «Символ края — саратовский калач»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

- Расширить кругозор детей, о хлебе и народных традициях.

- Продолжать формировать интерес к малой родине, к традициям и культуре Саратовского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvol_kraya-saratovskiy_kalach.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с.Берёзовка» структурное подразделение

Конспект НОД по познавательному развитию интереса старших дошкольников «Символ края — саратовский калач»

Подготовила: воспитатель  Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Цели:

- Расширить кругозор детей, о хлебе и народных традициях.

    Задачи:

- познакомить детей с историей «Саратовского калача»;

- пополнить и углубить знания детей о хлебе, о народных традициях;

-обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба;

- воспитывать в детях любовь к родному краю и чувство гордости за свою

малую Родину;

- продолжать знакомить с различными профессиями работников сельского хозяйства; подвести к пониманию важности и значимости труда людей по выращиванию хлеба; дать знания о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника

Предшествующая работа:

Беседы об истории Саратова, о хлебе (его выращивании и изготовлении); заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; разучивание динамической и пальчиковой гимнастик на тему «хлеб»; сравнение колосков незрелой и спелой пшеницы, проращивание зёрен, зарисовка стадий роста; рисование и аппликация колосьев пшеницы, аппликация сельхоз техники, рисование и лепка из соленого теста разных видов хлебобулочных изделий.

Оборудование:

Картины «В поле»«В пекарне»; зёрна пшеницы, сухие колосья, проращенная пшеница, мука (пшеничная и ржаная, макет мельницы; модели уборочной техники; продукты и кухонный инвентарь, необходимый для замеса теста; шапки – маски колосков, костюм девушки-хозяйки; рушник; хлебобулочные изделия; листы бумаги, клей ПВА, манка, акварель, кисти, непроливайки.

Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Организационно-мотивационный этап

(создание благоприятного климата, постановка проблемы)

 (дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики)

Здравствуйте ребята!

Воспитатель читает стихотворение:  Стихотворение о Родине

За околицей цветут

Белые ромашки.

Тут и жаворонки поют

Над широкой пашней.

Теплый ветер принесет

Аромат смородины.

Так чего дороже нет?

Нет дороже ….

Здравствуйте!

(Родины)

2.Основная часть

Этап постановки проблемы

Да, ребята! Родина – это место, где вы родились, сделали первые шаги, живете со своей семьей, играете во дворе со своими друзьями, ходите в свой детский сад.

Воспитатель: А как называется край, в котором мы живём?

Воспитатель: Правильно – Саратовский. Наш Саратовский край – это наша малая Родина на берегу Великой русской реки Волги. В нашей стране очень много городов у которых есть своя визитная карточка, свой отличительный от других товар. Например, Тульский край славится самоварами и пряниками, Вологодский край – маслом, Оренбургский край – пуховыми платками.

А вы знаете, чем славится Саратовский край?

              Этап ознакомления с материалом

Саратов знаменит своим калачом!

Девушка – хозяюшка выносит калач. Ребята! Я для вас приготовила сюрприз. Подходите, посмотрите, аромат его вдохните! Это настоящий калач! Ставит на стол.

     Саратовский край издавна славился знаменитыми калачами – сдобным

хлебом с превосходным вкусом, ароматом. Саратовский калач считался

самым вкусным хлебом в России. Продавали его на ярмарках и торгах, где

всегда продавцы расхваливали свой товар.

Этап практического решения проблемы

Давайте и мы расхвалим наш калач.

Д/И «Похвали калач» 

- Ребята, а вы хотите узнать о Саратовском калаче? И почему именно он является одним из символов нашего края? Тогда

присаживайтесь и смотрим на экран.

Показ презентации: «Символ Саратовской губернии - калач»

1 слайд. Итак, ребята Саратовский калач по праву считается символом

нашего края.

2 слайд. Калач — старейший вид белого хлеба в России.
Известны только три его разновидности: муромский, московский и более поздний — саратовский. Название происходит либо от слов «коло» — «колесо», либо от татарского «калач» — выражения высокой степени аппетита.

3 слайд. Нет лучшего лакомства, чем саратовский калач — пышный, белоснежный под золотистой запеченной корочкой, ароматный — ешь ли его с сочным сахарным арбузом, запиваешь ли парным молоком или просто подаешь к чаю с вареньем, как самый изысканный десерт!

4 слайд.Впервые продемонстрировали калач саратовские хлебопеки на

Нижегородской ярмарке 110 лет назад. Они испекли из фирменной муки

огромный калач  весом в 500 килограмм и высотой в сажень (2,1336 метра). Неплохой получился каравай — выше двух метров. И разрешили всем желающим сидеть на нем и даже прыгать. Особенность этого калача была в том, что он вновь принимал первоначальную форму. Так в чем же был его секрет?

5 слайд. Особый сорт пшеницы – знаменитая саратовская белокурка, которая

росла только в некоторых районах Саратовской губернии, где сочетаются

особенные природные факторы, которых нет ни где в России.

6 слайд. Для саратовского калача использовался особый помол пшеницы,

который хранили в тайне наши земляки – мукомолы. Мука эта была очень

дорогая. Рецептура знаменитого саратовского калача была разработана знаменитым хлебозаводчиком Филипповым, выпекалась только из саратовских пшениц, рецептура держалась в строгом секрете, а готовые калачи поставлялись к царскому столу. И.Н. Филиппов, основал в 1886 году в Саратове булочную, на базе которой, в 1923 году появился хлебокомбинат им. Стружкина.

7 слайд. Рецепт калача стал народным достоянием . Одним из самых ярких особенностей калача – его способность долго не черстветь.

8 слайд. В Саратове существует крупнейший в Европе «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-востока», занимающийся селекционной работой. Сорта твёрдых пшениц, выведенные в нём, считаются лучшими в мире.
9 слайд. В наше время уже не так часто в магазинах можно купить калач. Его

пекут на праздники и торжества. Саратовская областная Дума в Постановлении от 17.07.2002 N 70-2933 "О Дне саратовского калача» указала, что «в целях восстановления и укрепления саратовской марки хлеба - саратовского калача, постановило: объявить третье воскресенье июля (ежегодно) Днем саратовского калача. Ежегодно проходит фестиваль «Саратовский калач», где можно попробовать калач с душистым чаем, медом

и вареньем.

10 слайд. В качестве сувенира в советское время саратовские калачи вывозили пассажиры круизных и рейсовых теплоходов, а позже поездов и самолетов. Это объясняется той особенностью, что саратовский калач долго не черствеет.

11 слайд. Сегодня саратовские калачи выпекают ЗАО «Сокур-63», ОАО «Энгельский хлебокомбинат» и ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина». Вес обычного саратовского калача 1560 г. Восстановлена уникальная рецептура Саратовского калача: мука -100 кг (пшеница твердых сортов), дрожжи – 1,5 кг сахар – 2 кг маргарин – 2кг соль - 2кг. Верх калача смазывается специальной помазкой (заваривается мука с пищевой содой), чтобы не растрескивалась корочка. Тесто для калачей готовится опарным способом.

12 слайд. А сколько пословиц придумал русский народ о калаче.

«С калача – бело личико»

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

«Вольному помогает врач, а голодному - калач»

13 слайд. О САРАТОВСКОМ КАЛАЧЕ
И прежде чем он появился
На завтраке в доме твоем
Над ним землепашец трудился
Над ним колдовал агроном
И пекарь в пахучее тесто
И дрожжи, и душу вложил
В печи отыскалось место
И дело огонь завершил.
И вот он выходит на сцену
Итоги рабочих удач
Имеющий малую цену
Бесценный пшеничный калач.
Н. Палькин, Саратов

14 слайд. Саратовский поэт Исай Григорьевич Тобольский (1921—1995) написал стихотворение "ПЕСНЯ О РОДНОМ ГОРОДЕ":
Города судьбой своей схожи,
Погостить в любом из них готов,
Но родной Саратов мне дороже
Всех иных на свете городов.
Поезжайте в разлюбые дали,
Расспросите даже москвичей:
Все, конечно, калачи едали,
Но не лучше наших калачей.

Вопросы:

1 В чем был секрет калача?

2 Где и как продавали калач?

3 Где мы с вами можем попробовать саратовский калач?

Вывод: теперь мы с вами знаем почему саратовский калач является

символом нашего края.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Физминутка «Колосок»

В землю зернышко попало,

Прорастать на солнце стало

Дождик землю поливал,

Росточек прорастал

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

А сейчас поиграем в игру "Цепочка".

(Воспитатель задает вопрос, дети отвечают и подбирают подходящую сюжетную картинку).

- Кто вырастил пшеницу? 

- Откуда пшеница? 

 - Откуда зерно? 

- Из чего мука? 

 - Из чего пекут хлеб? 

- Из пшеницы какая мука получается? 

- А из ржи? 

     - Что делают в пекарне? 

- Скажите, куда мы с вами пришли? 

 - Что можно испечь из муки? 

 - Как можно назвать всё перечисленное вами двумя словами? 

 - Какие продукты нам нужны, чтобы замесить тесто? 

 - Как называется профессия человека, который на хлебозаводе и в пекарне? 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать пекарями.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Муку в тесто замесили (месим тесто)

А из теста мы слепили (перекладываем с одной руки в другую)

Пирожки и плюшки, (сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечем в печи.

Продуктивная деятельность: декоративная аппликация «Калач»

Инструкция: На листе по силуэту наносим клей ПВА , затем насыпаем сверху манку и ждём, когда высохнет. Затем с помощью кисти и акварельной краски разукрашиваем декоративную аппликацию. Работаем аккуратно, пользуемся салфетками и не забываем технику безопасности.

Этап ознакомления с материалом

Саратовский!

(Ответы детей)

Этап практического решения проблемы

( ароматный,румяный, душистый, круглый, красивый, вкусный).

Ответы детей.

Просмотр презентации

(Особый сорт зерна)

(На торгах и рынках, пекли только в нашем крае)

(Фестиваль

Саратовский калач)

Выполняют движения, проговаривая слова

(Хлеборобы)

(Выросла в поле)

(Из колоса)

(Из зерна)

(Из муки)

(белая, пшеничная)

(тёмная, ржаная)

(Пекут хлеб)

Дети проходят к экспозиции: на столе размещены продукты и кухонные принадлежности для изготовления хлеба.

(в пекарню).

(хлеб, булки, пирожки, пироги, печенье, пряники)

(хлебобулочные изделия)

(мука, вода, яйца, соль, сахар)

(пекарь)

Выполняют пальчиковую гимнастику, проговаривая слова.

Выполняют поэтапно, соблюдая инструкцию.

3.Заключительная часть (рефлексия)

Ребята, вы все молодцы! Давайте рассмотрим ваши работы.

- Что было трудно делать? А что нет?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что работа удалась благодаря дружной совместной работе и старанию каждого из них.

- Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

- Мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы все молодцы! Дружно работали!

 

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. Дети делятся впечатлениями от проделанной работы.

Дети благодарят и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе«Гордость края – саратовский калач»

Конспект НОД в старшей группе«Гордость края – саратовский калач»...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в старшей группе "Лес нашего края"

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры....

Конспект СОД по познавательному развитию для старших дошкольников «Есть такая профессия Родину защищать « Моряки»

Конспект СОД по познавательному развитию для старших дошкольников «Есть такая профессия Родину защищать « Моряки»...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: « Государственные символы России».

НОД формирующая представления о сущности и значении государственных символов России....

Конспект НОД по познавательному развитию для старших дошкольников на тему: «Один дома»

Конспект НОД по познавательному развитию для старших дошкольников на тему: «Один дома»Цель: Научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребёнок остаётся один.Задачи: Расширит...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Государственные символы России»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Государственные символы России»Цель: способствовать формированию системных представлений о государственной символике родной с...