Рекомендации воспитателям по развитию познавательной активности, интереса старших дошкольников к исследовательской деятельности.
консультация
Предварительный просмотр:
Рекомендации воспитателям по развитию познавательной активности, интереса старших дошкольников к исследовательской деятельности.
1. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.
2. Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности. Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получится. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.
3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.
4. Предлагаемый материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия.
5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).
6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.
7. Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.
Наша задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которой встречается ребенок в своей повседневной жизни.
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ.
В ходе проведения эмпирических исследований можно выделить несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.
Самое главное – подходите к этой работе творчески.
Для этого:
- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Полезные советы педагогам.
Меньше учитесь, больше делитесь. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют.
Поощряйте поисковую активность детей. В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую систему активность детей.
Активизируете внимание ребенка. С самого начала занятия, (прогулки) займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать.
Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в лаборатории и в природе. Прогулки и экскурсии, занятия в лаборатории показали, что дети на природе стараются найти что-нибудь интересное, учатся наблюдать и сами напоминают друг другу правило – «Не шуми».
Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным. Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребенка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций дает толчок к творчеству.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Только через месяц действия ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»
Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение: Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...
Выступление на тему: "Развитие познавательной активности ребенка в процессе опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы"
выступление было подготовлено для педагогического совета по теме:"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников"...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Развитие познавательной активности ребенка в процессе опытно- исследовательской деятельности"
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи &nd...
Развитие познавательной активности ребенка в прцессе опытно - исследовательской деятельности
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский...
"Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности"
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что а...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...