Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация. Тема: «Русская матрёшка – как символ семьи»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель:
- приобщать детей к национально- культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке- символе русского народного творчества, с историей и истоками, с этапами изготовления изделия.
- привлечение родителей к совместному труду с детьми, ознакомление с декоративно-прикладному искусству, вовлечение в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_matreshka_kak_simvol_semi.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ с.Березовка»
группы дошкольного образования
Саратовская область Энгельсский район
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация.
Тема: «Русская матрёшка – как символ семьи»
Подготовила и провела воспитатель:
Жулмуканова Лаура Серкалиевна
2018г.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация.
Тема: «Русская матрёшка – как символ семьи»
Цель:
- приобщать детей к национально- культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке- символе русского народного творчества, с историей и истоками, с этапами изготовления изделия.
- привлечение родителей к совместному труду с детьми, ознакомление с декоративно-прикладному искусству, вовлечение в образовательный процесс.
Программное содержание:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуре, эстетический и художественный вкусы.
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа.
- прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам.
- учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.
- закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем; закрепить представление о цветовой гамме.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, чтение стихов о русских народных промыслах, разгадывание загадок;
- дидактические, подвижные и хороводные игры;
- рассматривание матрёшек и игры с ними.
Материал: Матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, клеёночки – подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек; ноутбук, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Вводная часть Организационно-мотивационный этап (создание благоприятного климата, постановка проблемы) | |
- Здравствуйте, ребята. Я на ярмарке была, Корзиночку вам принесла. Корзиночка не простая И товар в ней расписной. Что же в этой корзиночке? Открою секрет. Это - народная игрушка, а какая, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка? | Здравствуйте! Ответы детей. |
2.Основная часть Этап постановки проблемы | |
Этап ознакомления с материалом - Да, ребята, вы угадали. Это – матрёшка. Посмотрите, какая она? Воспитатель: что можно с ней делать? Вот послушайте, что я вам расскажу об этой игрушке. Матрёшка относится к декоративно- прикладному искусству. Декоративное это значит украшенное, красивое, прикладное- применяемое в быту, т. е. все изделия изготавливались для использования в повседневной жизни и ещё это искусство называется народным, т. к. всё это создавалось и создаётся народом. Матрёшка- удивительная игрушка! Матрёшке немногим более ста лет. Есть несколько версий, как родилась матрёшка. Первая- раньше у детей не было игрушек, родители сами придумывали для них игрушки из соломы, тряпок, фарфора, дерева. По другой версии она была прообразом ярко раскрашенные пасхальные яйца – «писанки». По третей версии прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи- Фукурумы- лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки пряталось пять фигурок поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой, т.к. раньше на Руси было распространено женское имя Матрена, поэтому куклу и назвали Матреной или Матрешкой. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет больше 100 лет. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин – расписал ее. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающие девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ) Этап практического решения проблемы Как вы думаете из каких пород деревьев делают матрешек? Древесину выдерживают в течение двух- трёх лет, а затем на станках вытачивают матрёшек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. Алгоритм изготовления матрёшки. (показ слайда)
- Матрешки бывают разные. Название им давали в зависимости откуда она родом, где сделана была матрешка. - Каких матрешек вы знаете? - А чем они различаются? - А теперь, ребята, давайте отдохнём. Физкультминутка: Л. Некрасова «Мы веселые матрешки» Мы веселые матрешки, ( руки на поясе, повороты с приседанием) Ладушки, ладушки, (хлопки) - А что означает имя «Матрена»? В основе имени лежало латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. «Матрешка – это матрона, достойная женщина, мать семейства, уважаемая госпожа. - Это символ семьи, многодетности. Она как хранительница, оберег». Первая матрешка была восьмиместная. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Наряду с женскими образами в ранний период развития сергиево-посадской матрешки часто встречались и мужские персонажи. Иногда матрешка представляла собой целую семью с многочисленными чадами и домочадцами. - А сейчас я вам покажу «семейные матрешки», которые подготовили ребята вместе со своими родителями. - Ребята к вам в гости пришла вот такая матрешка (выставляю на фланелеграфе матрешку из аппликации). Как вы думаете, почему она грустная? Воспитатель: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки. Перед работой пальчиковая гимнастика: Мы красавицы матрешки Разноцветные одежки Раз Матрена, два — Милаша, Мила – три, четыре – Маша, Маргарита это пять, Нас не трудно сосчитать. Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой). | Этап ознакомления с материалом Дети: - яркая, красивая, весёлая, разъёмная, интересная, румяная, деревянная и т. д. (играть, любоваться, разбирать и собирать). Дети рассматривают картинки. Открывают и рассматривают Этап практического решения проблемы (Ответы детей) – лиственница, липа, берёза, ольха, срубленных весной. Дети отвечают по алгоритму: (ответы детей: Загорские, Семеновские и Полхов – Майданские). (ответы детей: расписывали матрешек в разных местностях по разному). Выполняют движения и проговаривают слова. (ответы детей). (Показ рисунков). (ответы детей: она одна) Выполняют пальчиковую гимнастику Дети садятся за столы и под народную музыку украшают матрёшек. Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке). |
3.Заключительная часть (рефлексия) | |
Ребята, вы все молодцы! Давайте рассмотрим ваши работы. - Что было трудно делать? А что нет? Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии? Воспитатель обращает внимание детей на то, что работа удалась благодаря дружной совместной работе и старанию каждого из них. - Мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы все молодцы! Дружно работали! Чтение стихотворения А.Гришина детьми: Цветастое платье, | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети делятся впечатлениями от проделанной работы. Дети благодарят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Художественное творчество (аппликация). Тема: Новогодняя елочка.
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, восп...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Моя семья"
Данный материал будет полезен воспитателям при прохождении лексической темы "Моя семья"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Символы Санкт-Петербурга"
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Символы Санкт-Петербурга" будет полезен и воспитателям и родителям дошкольников. Его можно использовать не только в ходе НОД, а также в любое время ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий Тема: "Русская матрешка"
Конспектнепрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе(развитие речи, художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие) с использованиемздоровьесберегающих, игровых те...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»
Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информац...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе. Художественное творчество. Аппликация. Тема «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»
Цели:1. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.2. Закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем; закрепить представление о цветовой гамме.3. Воспи...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе. Художественное творчество. Рисование. «Красавицы - подружки»
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством - народной игрушкой.Задачи: Обогащать представления детей о народном искусстве. Учить составлять узор из отдельных элементо...