Информационно-исследовательский проект "Не обижайте муравья!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шарова Светлана Александровна

Проект «Не обижайте муравья!» знакомит  с жизнедеятельностью муравьёв, их строением, социальным   устройством муравейника и его строением, рассказывает о том, что такое формикарий и для чего его используют люди.             

 Тип проекта: информационно-исследовательский.

 Продукт проекта:  создание системы работы по формированию представлений детей о муравье, важнейшем жителе природы, трудолюбивом санитаре леса, воспитание бережного гуманного отношения к природе.

 Данная работа учит искать и использовать информационные ресурсы, способствует изучению найденной информации (о муравьях, описать их строение, социальное   устройство муравейника и его строение, устройство формикария и т.д., опытным путем наблюдение за поведением муравьёв в природе, понимание значения муравьев в природе), а также развивает творческие и коммуникативные способности детей.

 Проект имеет познавательный характер, и будет интересен всем, кто изучает окружающий мир. Выполненная работа актуальна, интересна и увлекательна, потому что муравьи занимают важное место в экосистеме леса. В ходе работы пополнились знания научной терминологией, находя материалы по исследованию. Эта работа развивает внимательность, наблюдательность, терпение, умение сравнивать, делать выводы и доказывать их. На практике «маленькие открытия» совпали с научными взглядами по биологии. Полученные результаты помогли поменять отношение ко всем живым организмам, а особенно к муравьям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Информационно-исследовательский проект "Не обижайте муравья!"82 КБ
Файл Беседа с детьми на тему "Муравья - друзья или враги?"14.82 КБ
Файл Беседа с детьми "У каждого муравья своя профессия"15.14 КБ
Файл Беседа с детьми "Не обижайте муравья!"14.85 КБ
Файл Исследовательская деятельность: Формикарий, Эксперименты16.74 КБ
Файл Наблюдение за муравьями15.12 КБ
Файл Картотека подвижных игр на тему "Муравьи"16.64 КБ
Файл Дидактические игры на тему "Муравьи"13.5 КБ
Файл Беседа с детьми на тему: "Муравейник - мноэтажный дом"14.96 КБ
Файл Экологическое познавательное развлечение "Весёлый муравейник"18.74 КБ
Файл Театрализованная сценка "Муравьи и бабочка"15.42 КБ
Файл Занятие с детьми подготовительной группы "Путешествие с муравьишкой"19.09 КБ
Файл Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Путешествие с насекомыми"18.26 КБ
Файл Конспект занятия для детей подготовительной группы "Муравьи - санитары леса"17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №6 «Синяя птица»

г. Малоярославец Калужской области

ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Не обижайте муравья!»

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы «Бабочка»

Воспитатели: Шарова С. А., Соломатникова Ю. С.

Консультант: Данилова Т. Ю.

Родители воспитанников

г. Малоярославец

Содержание.

№ п/п

Название

Страница

1

Структура проекта (тема, обоснование темы, актуальность и новизна, цели и задачи)

3-5

2

Планирование деятельности на этапах реализации проекта (алгоритм реализации проекта)

6-9

3

Литература

10

Приложения:

Перспективный план работы с детьми

Конспект  занятия «Путешествие с муравьишкой»

Конспект  занятия «Муравьи-санитары леса»

Конспект экологической сценки «Муравьи и бабочка»

Конспект экологического познавательного развлечения «Веселый муравейник»

Картотека бесед с детьми

Исследовательская деятельность

Картотека подвижных игр и игровых упражнений

Физминутки

Консультация для родителей: «Детям о насекомых»

Подборка художественной литературы по теме

Альбом детских рисунков «Жизнь муравьев в природе»

Фотоприложение к проекту «Не обижайте муравья!»

Мультиальбом «Не обижайте муравья»: развивающие презентации, видеоролики

  1. Структура проекта.

Название

проекта

«Не обижайте муравья!»

Тип проекта

Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой

Обоснование

темы

Обнаружив во время прогулки большое количество муравьев, вереницей передвигающихся куда-то, реакция детей была неоднозначной.  Кто-то из детей стал за ними наблюдать, а кто-то попытался наступить, чтобы уничтожить, кто-то испугался, что муравей укусит. Была проведена беседа с детьми о безопасности для человека и пользе муравьев в природе, но когда ситуация повторилась, было решено реализовать в группе проект «Не обижайте муравья!», чтобы изучить жизнь муравья и воспитать в детях чувство ответственности за свои поступки, сформировать понимание, что в природе всё взаимосвязано, разрушая чью-то жизнь, нарушая связи природы, человек может разрушить свою.

Актуальность,

новизна

Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры, черт человеческой личности. Нам важно пробудить в детях интерес к живой природе, ответственное отношение к природе, воспитывать любовь к ней. Дать понимание, что для природы все важны, и крохотные, неприятные на вид живые существа и большие и красивые! Подобная исследовательская работа – это открытие новых знаний, нового мира, о существовании которого они и не подозревали. Мир значимый для природы, становится важным и для детей.

Цель

Формирование представлений детей о муравье, важнейшем жителе природы, трудолюбивом санитаре леса, воспитание бережного гуманного отношения к природе.

Образовательные области

Познавательное развитие

Формировать представления детей о муравьях, их строении, питании, размножении, способах передвижения, месте жительства (муравейник) и их значении для природы. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Речевое развитие

Развивать речь, заучивая стихи, загадки, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение).

Обогащение словарного запаса (формикарий-«муравьиная ферма»), муравьи-жнецы

Знакомство с художественными произведениями о муравьях.

Художественно-эстетическое развитие

Выполнить коллективную работу «Муравьи» (аппликация с использованием природных материалов), «Трудолюбивый муравей» (лепка).

Создать альбом творческих работ по результатам наблюдений «Жизнь муравьев в природе» (изодеятельность).

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе наблюдения, коллективных обсуждений, при выполнении совместных творческих работ по изодеятельности, играх, сценках.

Учить согласовывать свои действия, желание работать сообща.

Воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших.

Физическое развитие

Разучить подвижные игры, физминутки.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители

Сроки реализации

Сентябрь-октябрь 2019 г.

4

Материалы, оборудование

Дидактический: презентации PowerPoint: «Муравьи», «Как устроен дом муравья», «Интересные факты о муравьях»; иллюстрации, видео и аудиозаписи; дидактические игры «Муравейник», «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Лабиринт»; индивидуальные наборы материалов и инструментов для изодеятельности; Экспериментальный: макет «Муравейник» (в разрезе), формикарий («муравьиная ферма») с набором корма и инструментов для ухода, лупы. Технический: телевизор, DVD-проигрыватель, мультимедийная установка: ноутбук, проектор, экран.

Планируемый результат реализации проекта

Дети имеют представление о жизни муравьев: муравьи – пример трудолюбия и взаимопомощи, умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Знают о важности и значении муравьев для природы. Знакомы с жизнью муравьев в домашних условиях, в формикарии, умеют ухаживать за муравьями на «муравьиной ферме» (формикарии). Относятся с уважением ко всем формам жизни в природе, осмысленно совершают поступки по отношению к живой природе.

Практический результат (продукты проекта)

Совместные с родителями продукты проектной деятельности: Макет обучающий «Муравейник» (в разрезе), «муравьиная ферма» (формикарий). Выставка творческих работ детей: коллективное панно «Муравьи» (аппликация),  выставка «Трудолюбивый муравей» (лепка), альбом детских рисунков «Жизнь муравьев в природе».

5

  1. Планирование деятельности на этапах реализации проекта «Не обижайте муравья

Этапы проекта

Виды деятельности участников проекта

Сроки

реализации

педагогов

детей

родителей

1. Подготовительный

1.1 Организационный

1.2 Планирование

1. Определение темы, проблемы, гипотезы, мотивация деятельности

2. Поэтапное обсуждение и корректировка совместной работы в сборе информации, ее структуировании, проведении исследований

3.  Изучить уровень знаний детей о муравьях, их значении для природы

4. Изучить тематическую методическую литературу о проектной деятельности дошкольников

1. Составить перспективный план работы с детьми (Приложение 1) по реализации проекта

2. Составить план взаимодействия с родителями.

1. Вхождение в тему и проблему проекта.

2. Участие в различных формах образовательной деятельности (ОД) по экологии

1. Вхождение в тему и проблему проектной деятельности.

2. Просветительская работа с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Беседа «Проектная деятельность в детском саду».

3. Подборка информации о жизни муравьев в природе.

4. Сбор информации о «муравьиных фермах» (формикарии), их видах, цене, возможности приобретения.

1-2 неделя сентября 2019 г.

2. Деятельный

1. Создать с родителями уголок наблюдения с материалами и оборудованием (приобрести формикарий)

2. Разработать конспекты занятий, бесед, наблюдений, подвижных игр по теме.

3. Подбор и изготовление дидактических игр, иллюстраций, энциклопедий по теме.

4. Подбор, демонстрация и обсуждение презентаций: «Муравьи», «Как устроен дом муравья», «Интересные факты о муравьях»;

5. Ознакомление с художественной литературой, заучивание стихов, загадок про муравьев.

 6. Организовать просмотр мультфильмов: «Муравьишка-хвастунишка», «Гроза муравьев»

7. Создать альбом детских творческих работ (изодеятельность)

8. Создать выставку творческих работ по теме проекта (лепка, коллективное панно)

9. Организовать изготовление макета «Муравейник» (в разрезе), привлечь родителей.

10. Подготовить консультацию для родителей «Детям о насекомых»

11. Разучить роли, подготовить атрибуты для сценки «Муравьи и бабочка»

12. Провести экологическое познавательное развлечение «Веселый муравейник», пригласить детей старшей группы «Медвежонок» в качестве зрителей.

1. Формирование знаний, умений, навыков через ОД по экологии, через наблюдения, беседы, игры.

2. Просмотр и обсуждение презентаций «Муравьи», «Как устроен дом муравья», «Интересные факты о муравьях»;

3. Самостоятельные наблюдения в группе за жизнью муравьев в формикарии.

4. Самостоятельная деятельность с дидактическими играми и др. видами экологических игр по теме проекта.

5. Рассматривание книг, энциклопедий, наглядных пособий про муравьев.

6. Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Муравьишка-хвастунишка», «Гроза муравьев»

7. Создание работ по рисованию, аппликации, лепке.

8. Участие в сценке «Муравьи и бабочка».

9. Участие в экологическом познавательном развлечении «Веселый муравейник».

1. Предварительная консультация по проекту (на родительском собрании)

2. Знакомство с содержание стендовой информации для родителей.

3. Приобретение формикария для группы.

4. Беседы и наблюдения за муравьями дома, на даче, в лесу, в огороде и т.д.

5. Принять участие в изготовлении обучающего макета «Муравейник»

6. Помощь в изготовлении атрибутов для сценки «Муравьи и бабочка».

7. Заучивание и повторение стихов для экологического познавательного развлечения «Веселый муравейник».

с 3 недели сентября – октябрь 2019 г.

3. Заключительный

1. Проведение анализа личностного развития детей по проекту.

2. Интерактивная презентация проектной деятельности «Не обижайте муравья!».

3. Презентация результатов проектной деятельности (макет обучающий «Муравейник», «муравьиная ферма» (формикарий).

1. Участие в интерактивной презентации проекта «Не обижайте муравья!»: рассказ о своей деятельности в проекте.

2. Участие в  итоговой презентации проектной деятельности, представление проектной деятельности.

1. Участие в итоговой презентации проектной деятельности с детьми.

2. Представление продуктов проектной деятельности совместно с детьми.

4 неделя октября 2019г.

3. Литература.

1. Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Астраль, 2014.

2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

3. Гребенников В. «Тайны мира насекомых».- Н.: Новосибирское книжное издательство, 2015.

4. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2015.

5. Мариковский П.И.. «Друзья- насекомые». - М.: Детская литература, 2004.

6. Нуждина Т. И. Энциклопедия для малышей Чудо-всюду. Мир животных и растений. - Ярославль: Академия развития, 2013.

7. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики, «Муравьиная поляна». - М.: Просвещение, 2016.

8. Плешаков А. А. Зеленые страницы, «Муравьи, которые все помнят». – М.: Просвещение, 2008.

9. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. – М.: Издательство Гном, 2016.

        

10

Приложение 1

Перспективный план работы с детьми

Дата

Содержание

3 неделя сентября - октябрь

ОД – занятие № 1 «Путешествие с муравьишкой»;

ОД – занятие № 2 «Муравьи – санитары леса»;

Беседа № 1 «Муравьи – друзья или враги?»;

Беседа № 2 «Муравейник – многоэтажный дом»;

Беседа № 3 «У каждого муравья – своя профессия»;

Беседа № 4 «Не обижайте муравья!»;

Наблюдение № 1 «Какие гости появились на нашем участке?»;

Наблюдение № 2 «Как узнать муравья среди других насекомых»;

Наблюдение № 3 «Угощение для муравья»;

Наблюдение № 4 «Муравьишки-торопыжки, не лентяи, не глупышки»;

Эксперимент № 1 «Заселение формикария. Наблюдение за муравьями и рассматривание их через лупу»;

Эксперимент № 2 «Кормление муравьев в формикарии»;

Эксперимент № 3 «Муравьиная тропа»;

Работа с обучающим макетом «Муравейник»: рассматривание муравейника снаружи, изучение внутреннего устройства муравейника (ходы и камеры);

Дидактические игры: «Узнай насекомое», «Где чей дом?», «Загадай, мы отгадаем», «Муравейник», «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Лабиринт»;

Подвижные игры: «Муравьи и дождик», «Медведь и муравьи», «Муравейник на поляне», игра-эстафета «Муравьиная тропа»;

Игровые упражнения с мячом: «Назови соседей муравья», «Посчитаем муравьев»;

Физминутки: «Муравей нашел былинка», «Муравьи»;

Просмотр презентаций: «Муравьи», «Как устроен дом муравья», «Интересные факты о муравьях»;

Просмотр мультфильмов: «Муравьишка-хвастунишка», «Гроза муравьев»:

Чтение произведений: В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Л. Толстой «О муравьях», М. Пришвин «Муравьи», И. А. Крылов басня «Стрекоза и муравей», М. Шкурина «Сказка про хвастливого муравья», адыгейская народная сказка «Смелый муравей», татарская народная сказка «Сказка про муравьев и лягушку»,  ненецкая народная сказка «Сказка про  маленького муравья»;

Коллективная работа –  панно «Муравьи» (аппликация с использование природных материалов);

Создание альбома  детских рисунков «Жизнь муравьев в природе»;

Выставка «Трудолюбивый муравей» (лепка);

Показ сценки в группе «Муравьи и бабочка»;

Проведение экологического познавательного развлечения «Веселый муравейник», с приглашением детей старшей группы «Медвежонок» в качестве зрителей.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми на тему: «Муравьи – друзья или враги?»

Подготовительная группа

Цель: Сформировать представление о роли муравьёв в природе.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

 

Кто в лесу без топоров

Строит домик без углов?

- Правильно, это муравьи. Муравьи строят себе жилище, оно называется – муравейник.

- Ребята, а как вы думаете, муравьи полезные насекомые? Какую пользу они приносят?

- Муравьи уничтожают множество вредных насекомых. Больше всего они любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями а тля, как известно большой вредитель зеленых листочков,  поэтому муравьев называют «санитарами леса».

А некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, садятся на муравейник, расправляют крылья, а муравьи очищают птицу от многих паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Очень часто муравьи спасают лес от пожаров. Так, не потушенную спичку или окурок, брошенный вблизи муравейника очень быстро гасят (разумеется если не успела загореться сухая трава). При этом муравьи становятся на задние лапки и выпускают в огонь струю жидкости.

А вот другая картина: рухнуло в лесу дерево и принялись за дело маленькие труженики. Сперва отложили яички жуки- короеды – их личинки поедают дерево под самой корой, проделывая дырочки. Дерево мокнет, высыхает и делается трухлявым. Затем за него берутся лесные муравьи, устраивая в нем муравейник. Пройдет всего немного времени – и нет дерева, рассыпалось в труху.

А теперь ответьте мне на вопрос муравьи – друзья ил враги? Конечно, это друзья, они приносят огромную пользу для природы.

Но у муравьев есть враги. Муравьями питаются многие птицы, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Но главный враг муравьёв – человек. С животных  спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи это здоровье леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми на тему: «У каждого муравья – своя профессия»

Подготовительная группа

Цель: продолжать знакомить детей с жизнью муравьев, с распределением их обязанностей в муравейнике.

Рассказ воспитателя:  Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появятся личинки, затем куколки, а потом и сам муравей. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и остаются всю жизнь.

У каждого муравья в муравейнике свое назначение, своя «профессия». Вот некоторые:

захватчики - нападают на соседние муравейники, захватывают новую территорию;

санитары — относят больных и раненых муравьев в специальные комнаты;

строители — занимаются ремонтом комнат и ремонтируют покрытие муравейника. На протяжении всей жизни роют новые тоннели, переносят хвою и веточки, поддерживают порядок внутри муравейника;

няни — заботятся о потомстве, постоянно находятся рядом с личинками, переворачивают их, кормят.

охранники — занимаются охраной входов и выходов муравейника, в случае нападения атакуют врага и не дают ему пробраться внутрь жилища. Охранники никогда не покидают своих постов, до последнего защищая вход.

добытчики-фуражиры — добывают пищу для всего муравейника. Ежедневно они уходят на поиски пищи — семена трав, насекомые, фрукты и ягоды. Если один муравей находит крупное насекомое (гусеницу, жука), то он при помощи особых сигналов связывается с соплеменниками, «рассказывая» о добыче. Общими усилиями муравьи затаскивают добычу в муравейник.

пастухи -  заботятся  о  «домашних животных» муравьев – тлей. Тля выделяет особую жидкость-падь, которую обожают муравьи. Эта жидкость имеет сладковатый вкус и служит лакомством для муравьев. Муравьи собирают тлю в «стада» и всячески охраняют (например, от кражи муравьями из соседних колоний).

перевозчики — работают вместе с пастухами, их главная задача — переноска пади в специальные камеры. В случае необходимости вступают в бой с захватчиками;

кладовщики — отвечают за сохранение запасов внутри камер. Именно от них зависит жизнь колонии в зимние месяцы.

Вот как интересно устроен муравейник, он  напоминает  большой город, в котором живут и работают множество людей разных профессий.



Предварительный просмотр:

   Беседа с детьми на тему: «Не обижайте муравья!»

Подготовительная группа

Цель: воспитывать бережное, гуманное отношение к муравьям.

      Воспитатель: - Ребята, а вы знаете какое на Земле самое сильное животное?  - Нет, не слон, не бегемот, не медведь нет, нет. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжесть, в 10 раз больше его собственного веса. Муравей по сравнению со слоном настоящий силач. А еще муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей (несколько тысяч). Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная царица. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи-солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Но у муравьев есть враги. Муравьями питаются многие птицы, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Но главный враг муравьёв – человек. Мы должны помнить, что муравьи это здоровье леса, поэтому не разрушайте муравейники, не оставляйте мусор в лесу, берегите лес от пожара и не позволяйте этого делать другим.

Постарайтесь быть умными и добрыми как Человек-Великан в стихотворении поэтессы Е. Серовой.

– Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик,

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка,

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу,

Все дома я могу разломать,

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу…

Только я не хочу!

Я – добрый Великан.



Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность.

 

Эксперимент №1 «Заселение формикария. Наблюдение за муравьями и рассматривание их через лупу»

Цель: Познакомить детей с содержание муравьев в домашних условиях в формикарии, заселить «муравьиную ферму» муравьями-жнецами.

 Наблюдать за жизнью муравьёв очень интересно, для этого было принято  решение приобрести муравьиную ферму. По-другому муравьиная ферма называется «формикарий». Муравьиная ферма – это домашний муравейник, представляющий из себя емкость со специальным  наполнителем, в которой сделаны специальные камеры и ходы (как в муравейнике) и большое общее помещение (арена). Мы выбрали горизонтальную акриловую муравьиную ферму с гипсовым наполнителем. Она легкая, удобная, практичная и дает хороший обзор для наблюдения за обитателями. В ней можно легко наблюдать за всем, что происходит внутри муравьиного семейства. Вместе с формикарием, в набор входили: муравьи-жнецы (30 шт.), матка,  корм для муравьев, пинцет, пипетка.  

Вместе с детьми мы внимательно рассмотрели все принадлежности, изучили инструкцию. И, согласно инструкции, стали заселять нашу муравьиную ферму. На арену положили пробирку с муравьями и стали ждать. Сначала муравьи засуетились, испугались. Но через несколько минут самые смелые (разведчики) стали покидать пробирку. За ними последовали другие муравьи. Самой последней пробирку покинула матка. Муравьи быстро освоились на новом месте жительства. Они перенесли в одну комнату весь корм, который был у них в пробирке, в другую – яйца, которые тоже были в пробирке. Отдельную комнату заняла царица. Чтобы детям лучше рассмотреть муравьев, было предложено использовать лупу.

Вывод. В ходе эксперимента было установлено, что все муравьи разных размеров: есть очень маленькие, есть большие, но самая крупная – это царица. При этом отметили, что строение тела у всех одинаковое. Было отмечено, что муравьи ни минуты не отдыхают, они все время передвигаются, занимаются делом. Дети наблюдали за муравьями в течение получаса. Менялись местами, высказывали свое мнение. Не хотели отходить. Заселение формикария вызвало восторг и множество положительных эмоций у детей.

Эксперимент №2 «Кормление муравьев в формикарии»

Цель: продолжать знакомить детей с жизнью муравьев на «муравьиной ферме», научить правильно ухаживать за муравьями, заботиться о них.

 Согласно инструкции, прилагаемой к формикарию, на второй день нужно было попоить и покормить наших питомцев. В дальнейшем, кормить и поить муравьев нужно один раз в 3 дня. С помощью пипетки набрали кипяченую воду (1,5 мл) и залили в поилку – специальное помещение для воды. Гипсовый наполнитель изменил цвет (стал серым), намок и муравьи поспешили во влажные камеры. Они смешно опускали свои усики, как будто купались. Передавали другим муравьям сигнал о том,  что теперь у них есть вода. Следует отметить, что царица муравьиной фермы всегда находится во влажной комнате, именно там она откладывает яйца, а затем другие муравьи-няньки переносят их в кладовую для хранения яиц.

Для того, чтобы покормить муравьев, мы взяли специальный корм, который прилагался в наборе к муравьиной ферме. Небольшое количество корма насыпали на арену и стали наблюдать. Через несколько минут весь корм был перенесен с арены в специальную кладовую.

Вывод. В ходе эксперимента дети увидели как быстро, четко и слаженно работают муравьи. Как они умеют общаться друг с другом и передавать друг другу информацию. Какие они трудолюбивые и дружные.

Эксперимент №3 «Муравьиная тропа»

Цель: продолжать знакомить детей с муравьями, их образом жизни, трудолюбием.

На прогулке, в том месте, где обычно дети видят множество муравьев, детям было предложено найти муравьиную тропу, по которой муравьи вереницей друг за другом передвигаются в свой муравейник. Это было несложно сделать. Мы разыскали не одну, а две муравьиных тропы. Они обе вели к подземному муравейнику возле березы. Одну тропинку  мы засыпали  песком  из песочницы, а вторую – сахарным песком. Стали наблюдать, как муравьи себя поведут. Сначала у муравьев была растерянность, что же делать. Муравьям потребовалось некоторое время, чтобы понять, что к чему. Но затем мы с детьми увидели: муравьи обогнули песок и снова вернулись на проторенную тропинку; а сахарный песок муравьи собирают и несут в муравейник.

Вывод: муравьи общаются друг с другом, передают информацию. Они сообразительные, трудолюбивые и запасливые насекомые.



Предварительный просмотр:

Наблюдение «Какие гости появились на нашем участке?»

 Цель: вызвать интерес к окружающему миру.

 Задачи: сформировать знания о жизни муравьев; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.

 

- Ребята, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, про кого она?

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

- Совершенно верно, это муравей. Муравьи- это насекомые. Они живут семьями в больших муравейниках, а население одного муравейника иногда такое, как население целого города.

- Ребята, а вы видели, что на нашем участке живет много муравьев. Давайте их сейчас поищем. Да, вот они, посмотрите муравьи не ходят по одному, они передвигаются друг за другом по тропинке – это муравьиная тропа. Она ведет к муравейнику. Чаще всего, таких троп несколько, давайте их отыщем.

Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) Обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.

Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.

Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках (показ картинки). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.

(В конце беседы можно обсудить, что ребята, узнали сегодня нового про муравьев, чего они еще не знали?)

 

Стихотворение

Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.



Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр и игровых упражнений

Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, развивать быстроту, ловкость, воспитывать умение ориентироваться  в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

Подвижная игра «Муравейник на поляне»

Цель: упражнять в ходьбе и беге, развивать ловкость и сноровку, воспитывать умение действовать по сигналу, дружеские взаимоотношения в совместной игре.

Ход игры: Дети делятся на муравьев и муравейник.

«Муравейник»: дети берутся за руки и образуют круг и говорят:

«Муравейник на поляне ночью крепко-крепко спит.

А как солнце заиграет – муравьишки выбегают.

Малыши совсем они, ты дружок их береги!

Солнышко в тучу прячется за лес,

Каждый муравьишка в домик залез.

 Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу  воспитателя «утро» -  дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу - «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала - «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз. Игра повторяется 3-4 раза. Затем дети меняются местами.

Подвижная игра "Слон и муравьи"

Цель: упражнять в беге с увертыванием,  развивать  внимание, быстроту, ловкость.

Ход игры:  Один водящий - слон, остальные муравьи.

Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".

Дети танцуют как хотят.

Слон: " Расшумелись муравьи,

              Надоели мне они.

              Слон пошел гулять,

              Муравьев топтать!"

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать- дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали , с помощью считалки выбирают слона-водящего.

Игра-эстафета «Муравьиная тропа»

Цель: упражнять в ходьбе и беге цепочкой, держась друг за друга,  развивать ловкость, чувство равновесия, воспитывать умение работать в команде

Ход игры: Игроки стоят в колоннах с одинаковым количеством играющих– это муравьи.  На другой стороне площадки выстраиваются препятствия: 4 кегли, доска, и флажок на подставке. На сигнал «На старт, внимание, марш!»  бегут дети, которые стоят первыми в колонне, выполняют все задания (обежать кегли «змейкой», не задевая их, пройти по доске, прыжками на двух ногах обойти флажок на подставке) и возвращаются бегом на место. К первому ребенку присоединяется стоящий вторым и они вместе выполняют задания и так далее, пока не присоединятся все дети (все бегут, держась друг за друга – паровозиком (каждый в своей колонне). Выигрывают те дети, чья команда быстрее закончит все испытания.

 

 Игровое упражнение с мячом «Посчитаем муравьев»

Цель: закрепить знания детей о насекомых, упражнять в порядковом счете в прямом и обратном направлении.

Ход: Упражнение проводится в кругу с мячом. Мяч в руках одного ребенка.

Ребёнку предлагается начать и передать мяч другому ребенку. Ребенок называет число и передает мяч следующему. Отвечать нужно быстро, не задерживать мяч долго в руках. Это упражнение можно проводить предложив считать в обратном порядке.

Игровое упражнение с мячом «Назови соседей муравья»

Цель: закрепить знания детей о насекомых

Ход: Упражнение проводится в кругу с мячом. Мяч в руках одного ребенка.

Ребёнку предлагается назвать соседей муравья (любое, известное ему насекомое) и невысоко подбросить мяч, ловит который уже другой ребенку.  И так далее по кругу.

Данное упражнение можно проводить изменяя задание: назови врагов муравья, что муравей любит и т.д.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).

Ход игры: Дети описывают любое насекомое в следующем порядке: величина, цвет, части тела (сколько), как передвигается. Водящий по описанию должен узнать насекомое.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Где чей дом?»

Задачи: Расширять знания детей о жилищах некоторых животных, правильно называть его; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, фразовую речь, внимание, память.

Ход игры: Перед детьми расставлены муляжи некоторых «домиков». Воспитатель показывает на «домик» дети называют его и кто в нём живёт. Последним воспитатель показывает на муравейник.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми на тему: «Муравейник – многоэтажный дом»

Подготовительная группа

        

Цель: Познакомить детей с устройством муравейника.

Воспитатель: - Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

    Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спориться бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей.

Воспитатель: - О чем это стихотворение? Правильно, о муравейнике (показывает картинку).

Муравейник – это большой многоэтажный дом, в котором живут муравьи. Муравейник - это не только холмик над землей, который мы с вами видим, но и огромная часть его расположена под землей. Снаружи муравейник покрыт иголочками и веточками, которые защищают муравейник от дождей и врагов. Если покрытие разрушается, то его ремонтируют и обновляют рабочие муравьи.

Входы в муравейник охраняются муравьями-солдатами, они ни за что не пропустят чужака к себе в дом.

В муравейнике много разных комнат (камер), есть:

 "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца, она расположена вверху муравейника. Весной муравьи забегают сюда погреться.

 Зимовальная камера. Муравьи собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

 "Хлебный амбар". Здесь хранится запас зерен.

 Царская камера, где живет матка (царица), она самая главная в муравейнике, ее камера расположена под землей. Муравьи очень заботятся о своей царице, ухаживают за ней. Царица откладывает тысячу яиц в день! А рабочие муравьи переносят яйца в специальные камеры -

Камеры с яйцами, личинками и куколками.

 "Коровник", где  муравьи содержат тлей.

 "Мясная кладовка", куда муравьи приносят гусениц и другую добычу.

В муравейнике много и других разных комнат, например, комната-кладбище, куда муравьи относят умерших муравье, комната для мусора – здесь муравьи складируют мусор, а потом выносят его из муравейника.

Воспитатель: Муравьи - очень дружные и трудолюбивые насекомые, они все время в работе, никогда не отдыхают. У муравьев можно поучиться тому, в какой чистоте и порядке они содержат свой дом!



Предварительный просмотр:

Экологическое познавательное развлечение «Весёлый муравейник»

Цель: Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе родного края.

Оборудование:  гимнастические палки, жетоны, магнитофон с фонограммами «Звуки леса», проектор и экран для презентации.

Ведущий: Ребята, хотели бы вы побывать в лесу? (предполагаемый ответ «да») Хорошо, тогда давайте попросим волшебный ветерок, чтобы он нас туда отнёс. Для этого нужно закрыть глаза, поднять ручки вверх и внимательно меня слушать.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подхвати

В лесу прохладном опусти.

[слайд 2] (На экране картинка с лесом) [звуки леса]

Ведущий: Откройте, пожалуйста, глаза. Что вы видите? (ответы детей – лес) Давайте представим, что мы гуляем по лесу. Кто что видит вокруг? Что растёт в лесу? Какие деревья, ягоды? (ответы детей) [слайд 3-4-5] А теперь покажите мне, пожалуйста, кто как себя ведёт в лесу, а я постараюсь, глядя на вас, угадать, что вы делаете. Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.

Ведущий: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес, кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых, которые обитают в лесу)

Молодцы! Я вижу, что вы любите лес, знаете, кто в нём обитает. И сегодня наша встреча будет проходить на лесной поляне, где состоится экологическая игра «Веселый муравейник». [слайд 6] Вы знаете, кто такие муравьи? (ответы детей) [слайд 7]

Ведущий: Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более 100 миллионов лет. Сегодня они обитают по всему миру. Главное занятие муравьев - это подготовка запасов пищи на зиму. Они прячут собранные ночью зерна, а днем выносят их сушить на солнце. Муравьи очень трудолюбивы, они приносят огромную пользу природе. Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Муравей - трудяга редкий,

 Все в лесу об этом знают,

 Целый день таскает ветки,

 Труд он очень уважает!

 Ну, а если кто ленится -

 Муравей с таким не дружит,

 Все обязаны трудится!

 Лодырь - никому не нужен!

Итак, не будем лодырями и немного потрудимся, отгадывая загадки. Готовы?

«Аукцион загадок» [слайд 8]

1. Мы лесные жители,

 Мудрые строители.

 Из хвоинок всей артелью,

 Строим дом себе под елью. (Муравьи) [слайд 9]

2. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

 Иголок очень много, а ниток ни одной. (Ёж) [слайд 10]

3.Хожу в пушистой шубе,

 Живу в густом лесу,

 В дупле на старом дубе

 Орешки я грызу.  (Белка) [слайд 11]

4. Посмотри–ка, какая:

Вся горит, как золотая.

 Ходит в шубе дорогой,

 Хвост пушистый и большой.  (Лиса) [слайд 12]

5. Он пищит, когда летит!

 А укус его зудит.

 С хоботком, хотя не слон.

 Кто, скажи, дружочек, он? (Комар) [слайд 13]

6. Всю ночь летает —

Мышей добывает,

А станет светло —

Летит спать в дупло. (Сова) [слайд 14]

7. Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь) [слайд 15]

8. Маленькие ножки,

 Боится кошки,

 Живет в норке,

 Любит корки.  (Мышь) [слайд 16]

9. Зимой беленький,

 А летом серенький.

 Никого не обижает,

 А всех сам боится. (Заяц) [слайд 17]

10. Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (Волк) [слайд 18]

11. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа -

Целый день долбить стволы. (Дятел) [слайд 19]

12. Насекомое - в почёте,

 Целый день она в полёте,

 Опыляет все цветы,

 Чтоб медку отведал ты. (Пчела) [слайд 20]

13. Над цветком порхает,

 Пляшет, веером узорным машет  (Бабочка) [слайд 21]

14. Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать - просто врушка

Эта пестрая... (Кукушка) [слайд 22]

15. На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята -

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи) [слайд 23]

Ведущий: Как известно, муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Предлагаю вам посмотреть небольшой видео-рассказ о муравейниках от Профессора Почемушкина (1.20мин – мультипликационный видеоролик) [слайд 24]

[слайд 25]

Дом большой у муравья,

 Как и вся его семья,

 Дружно носят хворостинки,

 На своих широких спинках.

Давайте представим себя большой семьёй муравьёв и пройдём следующее испытание.

Эстафета «Дружные муравьи» [ритмичная музыка]

Перебегает с гимнастической палкой сначала один ребёнок, затем прибавляются по одному игроку, преодолевают предложенное расстояние. Эстафета продолжается пока не перебежит вся команда.

Ведущий: Молодцы! Давайте в честь себя похлопаем! В честь себя потопаем! А теперь вся детвора в честь себя кричит «Уррра!» Приглашаю вас занять свои места для просмотра замечательного мультфильма «Путешествие муравьишки» (просмотр мульт-ма) [слайд 26]

[слайд 27] Ведущий: Сейчас мы посмотрим, какими внимательные вы были сегодня. Предлагаю ответить на мои вопросы. Игра «Муравей здесь или нет?»

1. Разрешенья не спросил,

 Подлетел - и укусил! ( Нет, это комар)

 2. Кто работает с утра:

 Строит дом, несет дрова,

 Тащит целый воз еды,

 Мало ест, не пьет воды,

 У него полно друзей.

 Тот работник… (муравей.)

 3. Рыжий, да не конь,

 Рогат, да не баран,

 В домах его не любят,

 И на базаре не купят. (Нет. Таракан)

 4. Ловко тащит он травинку

 В мире нет его сильней

 На полянке домик строит

 Работяга.... (Муравей)

 5. Я думал: ног не унесу,

 Есть и у храбрости границы!

 Сегодня встретилась в лесу

 Мне помесь гуся и синицы.. ( Нет, это гусеница)

 6. Непосильную поклажу,

 Нёс без всякого куражу.

 Работяга, каких мало

 И сородичей орава:

 Всех на свете он сильней –

 Рыжий крошка (муравей)

 7. Он сети, как рыбак, готовит,

 А рыбы никогда не ловит. (Нет, это паук)

 8. На вид, конечно, мелковаты,

 Но всё, что можно, тащат в дом.

 Неугомонные ребята

 Вся жизнь их связана с трудом. ( Муравьи)

 

Ведущий: Наша экологическая игра «Веселый муравейник» подошла к концу. [слайд 28] Надеюсь, теперь, когда вы встретите в лесу муравейник, вы понаблюдаете за нашими добрыми друзьями – муравьями, которые приносят пользу человеку и живут дружной интересной семьей, которую мы с вами, ребята, будем оберегать.



Предварительный просмотр:

Сценка «Муравьи и бабочка»

Действующие лица: Бабочка, Муравьи, Мусор

Оформление: изображение леса, мусор, веник, совок, мешки для мусора

Начало действия:

( На сцену выходят муравьи)

Муравей 1: Наш любимый лес –

Это сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы…

Муравей 2: Ландыш серебристый

Воздух чистый – чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Муравей 1: От зари и до зари

Следят за лесом муравьи

Дровосеки целый день

Разбирают старый пень,

А строительный отряд

Собирает щепки в ряд.

Муравей 2: Как врачи, леса Земли,

Расчищают муравьи.

Мусор быстро уберём,

Лес в порядок приведём.

(на сцене появляется бабочка)

Бабочка: Рано утром просыпаюсь

Солнышку я улыбаюсь.

Умываюсь, вытираюсь

Всегда правильно питаюсь.

Аккуратно одеваюсь,

На прогулку собираюсь.

(Бабочка пьет нектар, ест конфеты и бросает фантики. Появляется Мусор)

Мусор: Я – сэр Мусэр известный,

Я весел и богат,

И обо мне повсюду, повсюду говорят.

Моя одежда в золоте, ботинки в серебре,

Мои владенья велики на суше и в воде.

Все, кто Мусор повсюду бросает,

Здоровья и радости мне доставляет.

(Приходят Муравьи, в руках у них веники и совки, мешки для мусора)

Мусор: Ой, ой, ой, муравьи!

Убирать меня пришли!

(Муравьи начинают убирать мусор)

Муравей 1: А мы мусор убираем,

Мы бумажки не бросаем.

Лес аккуратно уберём

И чисто – чисто подметём.

Муравей 2: Нам по душе чистота,

У нас в лесу красота!

 (Замечают Мусор, который прячется за бабочку)

Муравьи: Мы с чистотой, порядком дружим,

(вместе) А мусор нам совсем не нужен.

Муравей 1: Мы его сейчас разденем

И ничуть не пожалеем.

Ну-ка, сэр Мусэр, держись –

Лучше с нами не борись.

(Муравьи снимают с Мусора одежду и складывают в мусорный мешок)

Мусор (в ужасе): Ой, не трогайте меня!

Где же вы мои друзья?

Ни подмоги, ни поддержки –

Потерял свою одежду.

Потерял своё богатство –

Как мне быть, куда деваться?

Муравей 2: Ты, бабочка, больше не мусори здесь.

Лес – наш общий дом, его надо беречь!

Бабочка: Мы на планете вместе живём…

Эта планета – наш общий дом…

Быстрые реки и синее море…

Лес и поляны, и дальние горы…

Дом для зайчонка, дом для оленя…

Дом для дельфина, кита и тюленя.

Все вместе: Всех приютила наша планета.

Только для мусора места здесь нет!

Дом наш природный не погубите,

Сэра Мусэра в шею гоните!

Скажем все мы на прощанье:

До свиданья, до свиданья!

Лес, расти на радость людям,

Мы любить тебя ведь будем,

Темный лес, чудесный лес,

Полный сказок и чудес!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие с муравьишкой»

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.

Задачи:

1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.

2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.

3. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.

4. Учить находить решение проблемно - поисковых задач.

Ход занятия

Дети подходят к воспитателю:

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в удивительное путешествие. Садитесь, пожалуйста, на стульчики поудобнее, я расскажу вам интересную историю. Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась несколько минут. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).

Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?

(Воспитатель предлагает детям подойти к столу)

«Вот незадача, от сильного ветра картинка рассыпалась. Что же нам делать?

Ответы детей. Ну конечно, чтоб ее посмотреть, надо собрать! Аесли вы ее соберёте, произойдёт чудо! (Организация дидактической игры «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»).

Как вы быстро и ловко собрали картинку, молодцы! Ой, что это у меня там, вот так чудо, муравьишка с картинки пришёл к нам. (Показываю игрушку муравья).

Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей).

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь.

(Дети шагают по тропинке, впереди речка)

Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?

Дети. Нужно посадить его на бумажный кораблик или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.

Воспитатель: А давайте посадим нашего друга на бумажный кораблик, и посмотрим, сможет ли кораблик из бумаги перевезти муравьишку? (проводится эксперимент)

Вывод: Кораблик из бумаги не справился с заданием, так как бумага под воздействием воды размокает и тонет!

Воспитатель: У нас есть ещё один кораблик, пластмассовый… (Проводится опыт)

Вывод: Пластмассовый корабль не намокает и не тонет.

Воспитатель: А теперь отправляемся дальше, я буду читать стих, а вы вместе со мной выполнять упражнения:

Физкультминутка (дети имитируют)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Вместе раз - это брасс,

Один, другой - это кроль.

Все как один -

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Отведем муравьишку домой. (беру муравья в руки и продолжаем)

Воспитатель. Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!

Почувствуйте его. (Проводится дыхательная гимнастика). Носиком делаем глубокий вдох, ртом выдох, и ещё раз.

Посмотрите, все цветы такие красивые, большие. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

А давайте с вами проверим, в какой почве лучше растут цветы и все растения?

Подходите к нашему столу.

Берем сухой песок и медленно высыпаем струйкой на ладони детей. Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь рассмотрим глину. Из чего состоит глина? Скреплены ли они друг с другом? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Давайте повторим это слово вместе. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Вывод 1: песок - сыпучий, а глина образует комочки.

Возьмем цветы и попробуем «посадить» их по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем. Во что легче поместить цветы? Сухая глина твердая, цветы в нее поместить трудно. А вот в песке цветок расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому его воткнуть легче.

Вывод 2: песок - рыхлый, в отличие от глины.

Молодцы, хорошо потрудились, теперь наши цветы можно поставить к полянке, и немного отдохнуть. Садитесь на подушки поудобней.

- а теперь отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь, на нашей полянке?

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья у морошки,

Ножки у блошки. (кузнечик)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку,

И комар и мушка. (лягушка)

Многорукий царь Гордей,

Наплел ловушек и сетей.

Как расставит он ловушки,

Побыстрей ловитесь

Букашки да мошки. (паук)

Воспитатель. Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему? Правильно, лягушка, потому что она не насекомое.

- На земле великое множество насекомых. У них три части тела и шесть ног. На брюшке у них поперечные насечки. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». Все насекомые обжоры, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят (привлечь гостей): трудолюбивый как (пчела, муравей, назойливый как (муха).

Воспитатель: Ну что ребята, пора нашему муравьишке возвращаться домой, нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать?

Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.

Воспитатель: Пока мы с вами путешествовали, муравейник кто-то разрушил, посмотрите! Кто же это сделал?

Дети. Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал.

Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. Подойдите к столу, здесь есть всё необходимое для строительства. (Дети строят муравейник из веточек, листочков, иголочек).

Воспитатель. Замечательно вы справились, теперь у нашего друга и у его большой семьи появился новый, крепкий муравейник.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что нового вы узнали?

Мы с вами маленькая частица этой природы, просто обязаны бережно относится ко всему живому, заботится о нашей планете Земля!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие с насекомыми»

Цель: Формирование у детей представления о значении взаимопомощи посредством конструктивного взаимодействия друг с другом.

Задачи:

1. Создать положительный эмоциональный настрой в группе;

2. Развивать навыки общения ребенка со сверстниками;

3. Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях (грусть, радость, злость, страх);

4. Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;

5. Развивать музыкальный слух, чувство ритма и движения;

6. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

7. Закрепить знание детей о насекомых.

Оборудование: фигурки муравья, паука, гусеницы, кузнечика, бабочки, божья коровка, 2 тазика (с песком и с водой, пуговицы по количеству детей, пиктограммы эмоций разрезанные на части (радость, грусть, злость, страх, листья для оформления группы, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Приветствие детей)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке. Вы согласны? (да). А сказка наша про крошечного муравьишку.

-Возьмемся за руки, это будет наш сказочный ковер — самолет, на нем мы отправляемся в лес.

Закройте глаза (аудиозапись звуков леса). Вы слышите эти звуки? Значит мы уже на месте! Можно открыть глаза. Давайте посмотрим, кто нас встречает в лесу? (воспитатель подводит детей к зеленому листику, предлагает им заглянуть под него - сюрпризный момент)

Воспитатель:- Ребята, кто же это? (ответы детей) Действительно, это же веселый муравьишка, который опаздывает в свой муравейник. У муравьев ведь строго: только солнышко садится - все домой бегут. Сядет солнышко, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Солнце уже к лесу спускается, а муравьишке еще далеко до муравейника. Что делать, загрустил муравьишка. Ребята, покажите, как он грустит (дети выполняют задание).

Смотрит муравьишка - а рядом, под другим листиком, что-то шевелится. (Воспитатель предлагает детям заглянуть под него). Ребята, кого же вы там увидели? (Дети отвечают - гусеницу).

Муравьишка быстрей к ней:

— Гусеница, отнеси меня домой! Солнышко скроется, муравейник закроется!

— Ну, садись, подвезу!

Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами попробуем показать, как муравьишку несла гусеница.

Игра «Гусеница».

Воспитатель: -Ребята, вставайте друг за другом, руки положите на плечи впереди стоящего. И в таком положении, не расцепляя рук, попробуйте пройти по «извилистой дорожке», не сходя с нее (дети выполняют задание под музыкальное сопровождение).

Воспитатель :- Молодцы! Хорошая у вас гусеница получилась, все ножки дружно работали. Итак, провезла наша гусеница муравьишку немного, устала. Ребята, покажите, как устала гусеница (дети выполняют задание).

Воспитатель:- Видит муравьишка впереди листок, а под ним кто-то сидит (ребята открывают лист, под которым сидит паук).

— Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят!

— Да я бы рад подвести тебя, только паутину мне закончить надо.

Игра «Паутина».

Воспитатель:-Ребята, поможем пауку доплести паутину? (да). Вставайте в круг, возьмитесь крепко за руки, и, не расцепляя рук, попробуйте запутаться, сплести паутину. А муравьишка попробует вас распутать.

Воспитатель:- Молодцы! Помогли пауку доплести паутину. А он помог муравьишке, да только не понравилась муравьишке такая езда: идет паук не быстро, брюхом по земле зацепляет. Слез муравьишка с него, и видит на листочке кузнечик сидит, что-то собирает.

— Привет, кузнечик! Снеси меня домой! Солнышко скроется, муравейник закроется!

— Хорошо, подвезу тебя, да только скучно мне одному играть-собирать пазлы- поиграйте со мной сначала.

Игра «Пиктограммы эмоций».

Воспитатель:-Ребята, поиграем с кузнечиком? Надо разбиться на пары, и вместе собрать 1 картинку. (воспитатель вручает каждому ребенку по картинке. У четырех детей будет по одинаковой картинке, а на другой стороне собрав их правильно, получится какая-нибудь эмоция. Под музыкальное сопровождение ребята выполняют задание.)

Воспитатель:- Ребята, у вас у всех получилось разное настроение. (Воспитатель по очереди спрашивает ребят, какое у них получилось настроение, и просит их изобразить его на лице) «Раз, два, три, грусть (радость, злость, страх) покажи!

Воспитатель: -Поиграл муравьишка с кузнечиком, сел на него верхом и поехал дальше. Так и прыгал кузнечик с травинки на травинку и вдруг остановился.

— Слезай, -говорит кузнечик,- Впереди река, мне не перепрыгнуть.

Слез муравьишка, и видит перед собой бабочку.

— Эй, бабочка! Снеси меня домой, у меня ножки болят!

— Переправлю тебя через речку, да только ты просишь неправильно: вежливое слово забыл сказать и меня ласково назвать.

Игра «Доброе слово».

Воспитатель:-Давайте муравьишке поможем придумать ласковое слово для бабочки. Мы будем по кругу передавать бабочку, и каждый ей придумает ласковое, доброе слово, попробуйте не повторяться. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: -Понравились бабочке добрые слова, посадила она муравьишку на спинку и полетела. Ребята, давайте под музыку полетаем как бабочки.

(под плавную музыку дети «порхают»).

Воспитатель: -А теперь бабочки, садитесь на цветок, превращайтесь обратно в ребят и смотрите продолжение сказки.

Бабочка устала, тяжелый муравьишка для ее хрупких крылышек. Попрощалась она с ним и домой полетела.

Смотрит муравьишка, а солнышко то почти уже село за горизонт, а до муравейника чуть-чуть осталось. Видит муравьишка, сидит на песке божья коровка и что-то ищет.

— Божья коровка, снеси меня домой.

— Хорошо, только помоги мне точки мои найти, я ползала по песку, и случайно их потеряла.

Игра «Точки для божьей коровки».

Воспитатель: -Ребята, подходите по очереди, и помогите божьей коровке найти ее точки. (Дети находят в песке пуговки, прикладывают их на божью коровку, моют руки).

Воспитатель: -Молодцы! Божья коровка говорит вам спасибо. В знак благодарности она помогла муравьишке во время вернуться домой. И вот муравьишка и дома. Благодаря своим друзьям он успел добраться до дома, где встретился со своими друзьями. Ребята, как вы думаете, какое настроение сейчас у муравьишки? (радостное).

Воспитатель: -Давайте, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и скажем спасибо за взаимопомощь, взаимовыручку в этом нелегком путешествии!

Что хочется делать, когда у вас радостное настроение? (петь, танцевать). И мы сейчас с вами порадуемся вместе с муравьишкой, станцуем танец «хлоп, хлоп». (Под музыку ребята танцуют танец.)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Муравьи — санитары леса»

Программные задачи: Развивать у детей интерес к занятию; развивать речь детей; совершенствовать знания о муравьях, их образе жизни; сформировать представление о роли муравьев в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на участке детского сада; загадывание загадок о муравьях; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»; рисование «Нарисуй муравья» (рассматривание особенностей внешнего вида насекомого).

Оборудование: иллюстрации с изображением муравья и муравейника. Природный материал: веточки, хвоинки, сухие листья, земля.

Организация занятия: дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но куда и кого мы встретим вы узнаете чуть позже. А, пока. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Добрый лес». Я буду читать стихотворение и показывать упражнение, а вы повторяйте за мной.

Игра «Добрый лес»

Возле своих стульчиков.

Добрый лес, старый лес Широко разводят руками дети в стороны

Полон сказочных чудес! Повороты вправо и влево с вытянутыми руками

Я иду играть сейчас Ходьба на месте

И зову с собою вас.

Ждет нас на лесной опушке Низко наклоняются и присматриваются

Муравьишка - шустрый,

Муравьишка – работяга. Ходьба с движением «Что-то несут на плече»

Без работы, хоть убей – Разводят руками

Жить не может муравей.

Воспитатель:

Итак, ребята. Куда мы пришли?

Дети: мы пришли в лес.

Воспитатель: Ребята, давайте подышим свежим воздухом, вдохнем запах леса.

Дыхательная гимнастика «Запах леса»

Воспитатель: Ребята, так как мы в лесу, садитесь каждый на свой пенек.

Дети садятся каждый на свой стульчик.

Ребята, кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке?

Дети: На лесной опушке ждал нас муравьишка.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, посмотрите мы о нем вспомнили, а он тут как тут.

Показ слайда № 2 с изображением муравья.

Воспитатель: Муравей – это животное, птица или насекомое?

Дети: насекомое.

Воспитатель: Почему, муравей – это насекомое?

Предлагает рассмотреть муравья.

Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?

Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.

Воспитатель: Правильно. У муравья, как и у всех насекомых главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко. Ребята, как называется дом для муравья?

Дети: Дом у муравья называется муравейник.

Показ слайда № 3 с изображением муравейника.

Воспитатель: Правильно. Муравейник, ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный дом и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат).

Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?

Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Показ слайда № 4 с изображением хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Воспитатель: Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?

Дети: Дом состоит из множества ходов и выходов (камер)

Показ слайда № 5 с изображением муравейника в «разрезе».

Воспитатель: Правильно. Солярий – камера нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться. «Зимовальная камера» - почему ее так называют?

Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.

Воспитатель: Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга. «Царская камера» - живет здесь мать-муравьиха, откладывающая яйца. «Мясная камера» - почему ее так назвали?

Дети: Так как здесь хранят добычу свою муравьи (гусениц, бабочек).

Воспитатель: Еще здесь есть туалетные камеры, детские». Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть подротовые сумки. Они складывают мусор во время уборки туда, а потом выносят его в специальные камеры.

Игра «Кто быстрее построит муравейник?»

Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!» а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

Дети делятся на 2 команды, строят дом из веточек, хвоинок, земли, сухих листьев. Побеждает тот, кто быстрее построит его. После игры садятся на свои места.

Воспитатель: Муравьи, живут в муравейнике большой дружной семьей и каждый выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи?

Дети: Одни муравьи ухаживают за потомством – это рабочие муравьи (няньки).

Показ слайда № 6 с изображением муравьёв-нянек.

Воспитатель: Охраняют муравьиный терем – муравьи-солдаты (охранники). Показ слайда № 7 с изображением муравьёв-солдат.

Муравьи, которые строят дом – это муравьи-строители.

Показ слайда № 8 с изображением муравьёв-строителей.

Муравьи, которые добывают пищу – охотники.

Показ слайда № 9 с изображением муравьёв-охотников.

Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение?

Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.

Воспитатель: Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает. Пользу или вред приносят муравьи?

Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.

Воспитатель: Правильно. Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?

Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.

Воспитатель: Правильно. А, лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.

Показ слайда № 10 с изображением бережного отношения к муравейнику.

Заключительная часть: Ребята, о каком насекомом мы сегодня беседовали?

Что интересного и нового узнали о муравьях?

Что понравилось на занятии?

Итог занятия: Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развлечение "не обижайте муравья"

Конспект развлечения в старшей группе на тему: " не обижайте муравья"...

Детский проект "Не обижайте муравья"

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...

Летний проект «Не обижайте муравья!» (средняя группа)

Конспект познавательно-исследовательского проекта о муравьях и насекомых....

Конспект занятия «Не обижайте муравья»

laquo;Не обижайте муравья»Конспект занятия по теме «Насекомые»...

Экологическая сказка «Не обижайте муравья!»

Приключения Муравья на экологической тропинке детского сада...