Конспект занятия «Не обижайте муравья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
«Не обижайте муравья»
Конспект занятия по теме «Насекомые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_nasekomye.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование целостной картины мира
«Не обижайте муравья»
(конспект занятия по теме «Насекомые»)
Цели:
Образовательная: познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (всех насекомых отличают наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Закреплять представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые в свою очередь, выполняют свою роль в эволюции планеты.
Развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление. Совершенствовать навыки творческого рассказывания; учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в рассказывании.
Предшествующая работа: чтение В.Бианки "Как муравьишка домой спешил", дидактическая игра «Звукоподражание», упражнение на развитие мелкой моторики «Построй муравейник», пальчиковая гимнастика «Улей», подвижная игра «Жуки».
Материал: демонстрационные картинки с изображением насекомых, схема частей тела насекомого
Ход занятия.
Воспитатель предлагает отправиться детям в лес отдохнуть на полянке. (Прослушивается запись звуков леса)
- Кого мы можем тут встретить? (зверей, птиц)
- Но звери чаще всего бояться человека. Заяц трусливый, лиса осторожная, волк тоже обойдет человека стороной и т.д.
- Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей.
- Ребята, а есть такие лесные жители, которые нас не испугаются. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это?
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты у всех дела.
- Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, жук – все это насекомые. Всех насекомых отличают наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету. (Выставляются демонстрационные картинки с изображением насекомых)
- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе. Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать и т.д.)
- Ребята, а чем питаются насекомые?
- На каждое насекомое – свой корм. Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, комары питаются соком растений и кровью животных, пауки охотятся на других насекомых, божья коровка поедает тлю. В свою очередь, насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц и т.д.
- Отгадайте, кто это?
Кто над нами вверх ногами? (Муха)
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)
Ниток много-много, а в клубок не смотает,
Одежду себе не шьет, а ткань ткет. (Паук)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Летит – говорит,
А сядет – молчит. (Жук)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (Стрекоза)
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Физминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики, (поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики. (прыжки)
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали, (присели)
Тишину послушали. (повороты головы)
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко. (прыжки)
- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
- Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжесть, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн может поднять не больше 1,5 тонны. Муравей по сравнению со слоном настоящий силач. А еще муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей (несколько тысяч). Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но, став почетной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи-солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
- Много на свете разных насекомых. А какие из них живут в городе? Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада?
(Небольшие рассказы детей о насекомых)
- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь. Постарайтесь быть умными и добрыми как Человек-Великан в стихотворении поэтессы Е. Серовой.
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик,
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка,
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу,
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу…
Только я не хочу!
Я – добрый Великан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развлечение "не обижайте муравья"
Конспект развлечения в старшей группе на тему: " не обижайте муравья"...
Детский проект "Не обижайте муравья"
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...
Итоговое развлечение к проекту "Не обижайте муравья"
Театрализованное развлечение...
Летний проект «Не обижайте муравья!» (средняя группа)
Конспект познавательно-исследовательского проекта о муравьях и насекомых....
Проект "Не обижайте муравья!"
Проект...
Экологическая сказка «Не обижайте муравья!»
Приключения Муравья на экологической тропинке детского сада...
Конспект занятия "Не обижайте котенка"
Конспект занятия по ознакомлению детей второй младшей группы с книжной графикой....