Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему «Русская красавица матрешка» (по мотивам загорской росписи)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Интегрированные области: развитие речи, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству.
Задачи:
-познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).
-развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
-воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с красками
-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
-развивать образное восприятие, воображение, творчество.
-закреплять приёмы рисования.
-формировать у детей представление о народной игрушке Матрёшке как символе России, с целью нравственно-патриотического воспитания.
Активизировать словарь:
Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.
Оборудование: Игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, краски, салфетки,тычки, интерактивная доска (презентация).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Игровое упражнение .
- Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
И поздороваемся:
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо глубое
Здравствуй резвый ветерок
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в родном краю
И всех я вас приветствую.
II. Основная часть
1.Введение в тему
а) Беседа
Воспитатель:
Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).
- А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, матрёшка.
-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.
(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)
Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.
Воспитатель:
-Только, где же они, подружки - сестрички?
Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались
Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
- Ребята, какие матрёшки бывают по размеру?
- Что мы можем сказать о нарядах нашей красавицы? Какого цвета у неё платок? Как украшен сарафан?
-Смотрите, какой румянец на лице. Бровки чёрные, губки алые!
-Нравится вам матрёшка?
-Ребята, как вы думаете почему матрёшка называют расписной?
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).
- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?
-А я знаю стишок!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются -матрёшки.
Воспитатель:
- Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?
Ответы детей: из дерева … художник, мастер.
Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.
Воспитатель:
Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.
Танцевальные движение под народную музыку.
Игра : у кого в уках матрешка.
Воспитатель:
Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей: бережно, аккуратно
Продуктивный блок.
Ребята, вам интересно посмотреть какие бывают матрёшки?
Тогда давайте присядем на стульчики и посмотрим на доску.
Презентация.
Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок не раскрашены, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда за работу!
2. Практическая работа
а) Техника безопасности при работе
Воспитатель: Ребята давайте вместе отправимся в мастерскую, а что такое мастерская? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Кто работает в мастерской? (Выслушиваются ответы детей.)
Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать загорскую матрешку.
Перед работой разомнём свои руки.
3. Проводиться пальчиковая гимнастика.
У матрёшки нашей Мани
Пять девчоночек в кармане,
Маню раскрываем,
Зину вынимаем.
Вот раскрыли Зину,
Вытащили Нину.
А из Нины мы достали
Чернобровую Наталью.
А внутри Наташи
Засиделась Даша.
Дашу мы раскрыли,
Выпустили Лилю.
Все девчонки из кармана
Вышли в красных сарафанах.
4.Наглядный показ воспитателя.
Воспитатель: Мы с вами размяли наши пальчики, а теперь давайте посмотрим на меня. Я покажу вам как надо расписывать матрёшку.
У Загорских-то матрешек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щечки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд.
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
- Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?
После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»
Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».
Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».
(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Гимнастика для глаз.
- Формы непрерывной образовательной деятельности
Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски, правильно держим кисточку, после работы кисточку кладём на салфетку).
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.
- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
(Дети выходят на ковер. Становятся в кружок)
III. Заключительная часть.
- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрёшкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
Рефлексия: (понравилось занятие, тогда похлопайте сами себе)
Сюрпризный момент (пряники матрешки)
Ну, а сейчас пришло время расставаться. Скажем до свидания нашим гостям. До свиданья!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Предгорного муниципального округа Ставропольского края
Конспект НОД
по художественно – эстетическому развитию
на тему «Русская красавица матрешка»
(по мотивам загорской росписи)
в средней группе
Воспитатель:
Щедринова А.М.
2021 г.
Конспект НОД в средней группе
на тему «Русская красавица матрешка»
(по мотивам загорской росписи)
Интегрированные области: развитие речи, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству.
Задачи:
-познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).
-развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
-воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с красками
-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
-развивать образное восприятие, воображение, творчество.
-закреплять приёмы рисования.
-формировать у детей представление о народной игрушке Матрёшке как символе России, с целью нравственно-патриотического воспитания.
Активизировать словарь:
Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.
Оборудование: Игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, краски, салфетки,тычки, интерактивная доска (презентация).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Игровое упражнение .
- Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
И поздороваемся:
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо глубое
Здравствуй резвый ветерок
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в родном краю
И всех я вас приветствую.
II. Основная часть
1.Введение в тему
а) Беседа
Воспитатель:
Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).
- А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, матрёшка.
-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.
(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)
Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.
Воспитатель:
-Только, где же они, подружки - сестрички?
Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались
Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
- Ребята, какие матрёшки бывают по размеру?
- Что мы можем сказать о нарядах нашей красавицы? Какого цвета у неё платок? Как украшен сарафан?
-Смотрите, какой румянец на лице. Бровки чёрные, губки алые!
-Нравится вам матрёшка?
-Ребята, как вы думаете почему матрёшка называют расписной?
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).
- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?
-А я знаю стишок!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются -матрёшки.
Воспитатель:
- Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?
Ответы детей: из дерева … художник, мастер.
Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.
Воспитатель:
Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.
Танцевальные движение под народную музыку.
Игра : у кого в уках матрешка.
Воспитатель:
Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей: бережно, аккуратно
Продуктивный блок.
Ребята, вам интересно посмотреть какие бывают матрёшки?
Тогда давайте присядем на стульчики и посмотрим на доску.
Презентация.
Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок не раскрашены, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда за работу!
2. Практическая работа
а) Техника безопасности при работе
Воспитатель: Ребята давайте вместе отправимся в мастерскую, а что такое мастерская? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Кто работает в мастерской? (Выслушиваются ответы детей.)
Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать загорскую матрешку.
Перед работой разомнём свои руки.
3. Проводиться пальчиковая гимнастика.
У матрёшки нашей Мани
Пять девчоночек в кармане,
Маню раскрываем,
Зину вынимаем.
Вот раскрыли Зину,
Вытащили Нину.
А из Нины мы достали
Чернобровую Наталью.
А внутри Наташи
Засиделась Даша.
Дашу мы раскрыли,
Выпустили Лилю.
Все девчонки из кармана
Вышли в красных сарафанах.
4.Наглядный показ воспитателя.
Воспитатель: Мы с вами размяли наши пальчики, а теперь давайте посмотрим на меня. Я покажу вам как надо расписывать матрёшку.
У Загорских-то матрешек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щечки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд.
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
- Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?
После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»
Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».
Воспитатель: «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».
(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Гимнастика для глаз.
- Формы непрерывной образовательной деятельности
Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски, правильно держим кисточку, после работы кисточку кладём на салфетку).
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.
- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
(Дети выходят на ковер. Становятся в кружок)
III. Заключительная часть.
- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрёшкой.
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
Дети: Нарядные, красивые.
Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
Рефлексия: (понравилось занятие, тогда похлопайте сами себе)
Сюрпризный момент (пряники матрешки)
Ну, а сейчас пришло время расставаться. Скажем до свидания нашим гостям. До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ( Художественно - эстетическое развитие) Тема: « Мир вокруг нас. Зимняя композиция». ( Коллажная аппликация). Область- Социализация.
Цель: Развитие творческих способностей детей по средствам аппликации старшего дошкольного возраста. Задачи: - Воспитывать интерес к красоте зимней природы.- Формировать...
Конспект НОД Художественное-эстетическое развитие (рисование) «Бабочка-красавица».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования«Бабочка-красавица»....
Конспект занятия «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Чтение русской народной сказки»
Конспект занятия «Художественно-эстетическое развитие» Тема: Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" Возрастная группа дошкольников- Старшая...
Презентация по художественно-эстетическому развитию. Рисование в старшей группе: "По мотивам городецкой росписи"
Презентация по художественно-эстетическому развитию. Рисование в старшей группе: "По мотивам городецкой росписи"...
Методическая разработка по рисованию на тему "Русская красавица матрешка"
Методическая разработка "Русская красавица матрешка" поможет увлечь ребенка в разноцветный и яркий мир творчества...
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе образовательная область художественно – эстетическое развитие тема: «Закладка для книг» (по мотивам городецкой росписи)
Продолжать знакомство с народными промыслами, формировать умение рисовать элементы городецкого узора....
Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию. Тема недели «Красавица Весна в гости к нам пришла» Возраст 4-5 лет, средняя группа.
Проект планирования образовательной деятельности педагога на день по художественно-эстетическому развитию.Тема недели «Красавица Весна в гости к нам пришла» Возраст 4-5 лет, средняя г...