Методическая разработка по рисованию на тему "Русская красавица матрешка"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Сухорукова Ирина Викторовна

Методическая разработка "Русская красавица матрешка" поможет увлечь ребенка в разноцветный и яркий мир творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matreshka_st.gr_.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русская красавица матрешка»

Цель:

Формировать интерес к русскому прикладному искусству, продолжать знакомить детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки

Задачи:

Познавательное развитие:

  • пополнить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;
  • продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;
  • закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи;

Художественно-эстетическое развитие:

  • активизировать у детей желание рисовать узор, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме
  • развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
  • совершенствовать художественный вкус через продумывание рисунка сарафана для матрёшки.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать умения работать в коллективе;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;
  • воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.

Физическое развитие:

  • развивать двигательную активность у детей.

Материал:

Презентация «Русская матрешка», матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская), иллюстрации с элементами разных техник росписи, музыкальное сопровождение, шаблоны матрешек, альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши для контурного рисунка, ватные палочки, кисточки, баночки с водой.

 Предварительная работа:

Рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изготовлении и росписи; рассматривание сувенирных матрешек и иллюстраций с изображением матрешек Семёновских, Загорских, Полхов-Майданских, сравнение по их внешнему виду, росписи; чтение стихов, загадок.

Ход занятия

1 часть:

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня в гости ждем яркую гостью, русскую красавицу. Послушайте загадку про нее:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

(русская матрешка)

Воспитатель: (вносит матрешку) Вы угадали совершенно верно, это матрешка!

Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Ребята, а что особенного в матрешке, что ее отличает от других сувениров? (В ней есть меньшие матрешки) Давайте откроем матрешку и посмотрим, сколько у нее внутри подружек? (открывает матрешку, а там пусто).

Вот чудеса, а где же другие матрешки? Матрешке одной скучно будет у нас. Что же мы можем сделать для нашей гостьи? Как помочь?

Ответы детей: нарисовать матрешек-подружек.

Воспитатель: Ребята, но сначала, давайте вспомним, какие три основных вида матрешек мы с вами знаем?

Ответы детей: Семеновская, Загорская (Сергиевская), Полхов-Майданская.

Воспитатель: Молодцы! А чем эти матрешки отличаются друг от друга? Давайте посмотрим на изображения (показывает картинки с изображением традиционных матрешек).

1. У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Отличительной особенностью Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

2. Загорская матрёшка в сарафанах расписных, кофточка на ней с вышивкой. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то серп, то петух или уточка.

На загорской матрешке какие основные цвета?

Ответы детей:  красный, зеленый, синий, желтый

3. Полхов-Майданская матрешка. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.

Мы с вами вспомнили самые известные виды матрешек. А теперь скажите, какая из них наша гостья?

Ответы детей: Семеновская

Правильно, Семеновская! Семеновских матрешек – подружек мы и будем рисовать и расписывать как настоящие мастера.  

А теперь давайте развлечем нашу гостью русской народной игрой «Карусель».

2 часть:

Физкультминутка

В центре стоит воспитатель, держа в поднятых руках ленты. Дети стоят по кругу, в руках у каждого конец ленточки.

Воспитатель начинает игру:

«Еле-еле, еле-еле закружились карусели. (Дети идут шагом).

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом. (Дети побежали).

Тише-тише, не спешите, карусель остановите. (Дети переходят на шаг).

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

3 часть.

 Практическая работа.

Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежит трафарет матрёшки, лист бумаги и простой карандаш. Подумайте, как лучше разместить лист бумаги для рисования нашей матрешки, вертикально или горизонтально?

Ответы детей:  Вертикально!

(Если дети затрудняются, воспитатель ставит чистый лист бумаги за матрешку и помещает его сначала горизонтально - дети наглядно видят, что матрешка не помещается, затем вертикально - дети видят, что матрешка вписывается в формат листа).

Воспитатель: А теперь посмотрите, как матрешку мы будем рисовать.

1.По шаблону обведём контур матрёшки.

2.Нарисуем контур платочка и завязки.

3.На лице аккуратными штрихами наметим волосы, глаза, брови, нос, рот и щечки.

4.Приступаем к рисованию рук  

5.Внизу намечаем контур – овал.

6.Украшаем середину цветами

Воспитатель: А теперь, ребятки, осталось нам только расписать матрешек красками с помощью кисточек и ватных палочек. (Звучат русские народные мелодии в записи, дети расписывают матрёшек)

Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала раскрасим платок. Теперь аккуратно закрашиваем сарафан. Когда краска высохнет, наносим узор – цветы на сарафане ватными палочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

Итог:

Вы такие молодцы, у всех получились яркие, красочные матрешки-подружки! Вот теперь нашей гостье скучно не будет!

Анализ:

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки -

Какие веселые

Эти матрёшки!

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и запомним, какие мы творческие, трудолюбивые и дружные!

В конце занятия матрешки размещаются на выставке детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по знакомству детей с русской матрешкой.

Представлены конспекты занятий, стихи, рассказывается об истории матрешки....

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка Информационно- творческий проект "Русь- красавица мастерами славится"

Информационно-творческий проект направленный на формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продукт...

Конспект занятия в старшей группе №5 по Рисованию на тему" Красавица-матрешка"

Конспект занятия в старшей группе роспись матрешки....

Методическая разработка "Познавательно-творческий проект "Бабочка-красавица""

Проект состоит из трех занятий, которые включают в себя теоретическую часть и практическую.1. "Рождение бабачки"2. "Здравствуй, бабочка"3. "Что же есть у бабочки"...

Методическая разработка дидактической игры по ФЭМП « Веселые матрешки»

Дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Одной из главных задач  стоит умение привить ребенку интерес к элементарным математическим представлениям.Так как основным...