Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_iz_plastelina.docx | 49.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1» городского округа Самара
МБДОУ «Детский сад №1» г. о. Самара
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Чудеса из пластилина»
Возраст обучающихся: 5-6лет
Срок реализации: 1 год
Авторы – составители: Спиридонова Татьяна Владимировна,
Гильфанова Виктория Радиковна,
воспитатели
г. Самара, 2021.
Структура программы
1.Комплекс основных характеристик программы……………………..……...2
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………...2
1.2. Цели и задачи программы …………………………………………...............6
1.3. Содержание программы……………………………………………………...7
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………15
2.Комплекс организационно – педагогических условий………...…………….17
2.1. Календарный учебный график..…………………………………………...17
2.2.Условия реализации программы…………………………………………...18
2.3.Формы аттестации…………………………………………………………..18
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………...19
2.5. Методические материалы…………………………………………………..19
2.6. Список литературы………………..………………………………………...20
- Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительное образование является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования. Это обусловлено мировыми тенденциями, требованиями модернизации образования. Новая реальность задает высокую планку для дополнительного образования. Государство признало, что этот тип образования – социальное благо для граждан России, вклад в развитие человеческого капитала, так как в центре системы находится ребенок. Подтверждение этому мы находим в документах Федерального уровня. Эта линия продолжена и в Концепции развития дополнительного образования (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р), где дополнительное образование рассматривается как «системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к развитию личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является изобразительная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.
Художественное творчество-это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить -внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.Творческая личность-это достояние всего общества. В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.
Пластилинография -это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»-создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Особенность и новизна программы «Чудеса из пластилина» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство -очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом -руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.
На занятиях по пластилинографии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших кружковых занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.).
Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилинографии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии.
Задачи программы:
1.Образовательные:
- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- Закрепить приёмы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- Закреплять умение работать на заданном пространстве;
2. Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук;
- Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
- Развивать внимание, память, мышление, речь;
- Развивать интерес к процессу и результатам работы;
3. Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
- Содержание программы
Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет; составлена с учетом их возрастных особенностей, физиологических параметров работоспособности. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели. Длительность кружкового занятия для детей старшей группы 25 минут. Всего 18 занятий. Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые.
Работа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:
1. От простого к сложному.
2. Связь теории с практикой.
3. Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.
4. Дифференцированный подход.
5. Системность знаний.
6. Активность и самостоятельность.
7. Воспитывающая и развивающая направленность
8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Сентябрь
1. «Радуга-Дуга» - Воспитывать художественный вкус, творческую инициативность, самостоятельность;
- Учить правильно подбирать цвета и оттенки;
- Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали;
- Закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к сюжетосложению и композиции.
2. «Божья коровка Пятнашка» -Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;
- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.
Октябрь
1. «Дары осени» (овощи и фрукты) - Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.
- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе;
2. «Осеннее дерево» - Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии;
- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части;
-Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук;
- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие.
Ноябрь
1. «Листопад» - Учить приёмам пластилинографии–размазывание пластилина в разных направлениях, вливание одного цвета в другой, используя в своей работе несколько цветов пластилина;
- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными явлениями (листопад);
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Воспитывать терпение и усидчивость.
2. «Птичка клюёт ягодки на веточке» -Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, птицах;
- Продолжать осваивать навыки пластилинографии: отщипывание, размазывание внутри контура, скатывание мелких шариков;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать эстетический вкус при оформлении работы.
Декабрь
1. «Кружевная снежинка» - Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;
- Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;
Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук;
- Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков.
2. «Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» - Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии;
- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;
- Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;
- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
Январь
1. «Снеговик» - Закреплять приёмы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, оттягивания, деления на части при помощи стеки;
- Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
2. «Деревья под снегом» - Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилинографии;
-Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина;
- Развивать аккуратность при работе с пластилином;
- Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.
Февраль
1. «Открытка для папы» - Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;
- Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;
- Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;
- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
2. «Сердечко» - Развивать творческое мышление;
- Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции.
Март
1. «Веточка мимозы для мамы» - Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;
- Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;
- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;
- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
2. «Лебеди» - Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;
- Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;
- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;
- Развитие цветовосприятия;
- Развитие мелкой моторики рук.
Апрель
1. «Ракета» - Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;
- Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;
- Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии.
2. «Весна идёт, весне дорогу!» - Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;
- Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилинографии;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук;
- Создать у детей интерес к работе с пластилином.
Май
1. «Салют» - Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего;
Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;
- Развивать цветовосприятие;
- Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы».
2. «Разноцветный светофор» - Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;
- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;
- продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;
- Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);
- частично-поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.
Организация и развитие предметно-развивающей среды:
Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские работы (выполненные в различных техниках рисования пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы которые украсили интерьер группы. Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Многие работы неоднократно участвовали в различных конкурсах. Во время занятий по пластилинографии дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.
- Планируемые результаты
- У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
- Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
- На достаточном уровне развита мелкая моторика рук;
- Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. А движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью). Дети умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, направленности, длительности и др.
В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 8 сентября | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Радуга-Дуга» | группа | Выставка |
2 | 22 сентября | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Божья коровка Пятнашка» | группа | Выставка | |
3 | Октябрь | 6 октября | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Дары осени» | группа | Выставка |
4 | 20 октября | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Осеннее дерево» | группа | Выставка | |
5 | Ноябрь | 10 ноября | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Листопад» | группа | Выставка |
6 | 24 ноября | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Птичка клюёт ягодки на веточке» | группа | Выставка | |
7 | Декабрь | 8 декабря | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Кружевная снежинка» | группа | Выставка |
8 | 22 декабря | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» | группа | Выставка | |
9 | Январь | 12 января | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Снеговик» | группа | Выставка |
10 | 26 января | 18.00 – 18.30 Среда13 | очная | 1 | «Деревья под снегом» | группа | Выставка | |
11 | Февраль | 9 февраля | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Открытка для папы» | группа | Выставка |
12 | 22февраля | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Сердечко» | группа | Выставка | |
13 | Март | 9 марта | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Веточка мимозы для мамы» | группа | Выставка |
14 | 23 марта | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Лебеди» | группа | Выставка | |
15 | Апрель | 16 апреля | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Ракета» | группа | Выставка |
16 | 27 апреля | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Весна идёт, весне дорогу!» | группа | Выставка | |
17 | Май | 11 мая | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Салют» | группа | Выставка |
18 | 25мая | 18.00 – 18.30 Среда | очная | 1 | «Разноцветный светофор» | группа | Выставка |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Характеристика помещения для занятий по программе
Параметры | Характеристика параметров |
Общая площадь (кв. м) | 49,3 |
Освещение естественное | 4 окна |
Освещение искусственное | лампы дневного света с защитой |
Уровень освещенности | норма |
Наличие системы пожарной безопасности | имеется |
Наличие системы отопления | имеется |
Возможность проветривания помещения | имеется |
Поверхность пола – линолеум, ковер | имеется |
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
1. Цветной пластилин.
2. Доска для лепки.
3. Плотный картон.
4. Стека.
5. Салфетка для рук.
6. Дидактический материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.
2.3.Формы аттестации
Результативность освоения детьми программы осуществляется с помощью различных способов проверки:
• текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
• текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
• педагогическое наблюдение;
2.4. Оценочные материалы
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный — в начале учебного года, итоговый — в конце учебного года, а также педагогические наблюдения деятельности воспитанников в течение учебного года.
2.5. Методическое обеспечение программы
Отсутствие методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста послужило написанию мной программы «Чудеса из пластилина», с учётом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных и познавательных особенностей детей в старшей группе. Программа «Чудеса из пластилина» художественной направленности создана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Лыкова И. А., учебно-методических пособий: «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Лыкова И. А., «Мастерим с детьми», Кузнецова С. В., Рудакова Е. Б., «Пластилиновая живопись», Григорьева Г. Г., «Рисование картин пластилиновыми жгутиками», Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н., «Дети в мире творчества», Комарова Т. С., «Обыкновенный пластилин», Рейд Б.
2.6. Список литературы
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
2. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).
3. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.
4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.
5. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.
6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.
7. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.
8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»
Направленность: художественнаяУровень программы: базовыйВозраст учащихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год Разработчик программы:Грибович Татьяна Александровна, во...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
Программа кружка по песочной анимации "Чудеса на песке", расчитана на три года обучения - 4-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Чудеса из бумаги»
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, т.к. вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, необходимых для в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности«Чудеса своими руками»Возраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 2 годаАвтор-составитель: Сердюко...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин»
Направленность программы: естественнонаучная...