Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»
методическая разработка (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Чудеса своими руками»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Сердюкова Ольга Геннадьевна.
педагог дополнительного образования
Содержание программы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………………………………29 |
|
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы …..30-31 |
|
Мониторинг качества образовательной деятельности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………………………….32-35 |
|
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – от рождения до 6-7 лет – это благоприятный период для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, так как природные особенности, передающиеся по наследству, могут служить лишь задатками тех или иных способностей, они выступают как предпосылки психического развития. Гораздо большее влияние, чем врожденные особенности, на различия в психическом развитии детей, формирование их способностей, особенностей развития их личности оказывают условия жизни, воспитания и обучения.
Возникает вопрос: когда происходит формирование этих личностных свойств? Если обобщить исследования, посвященные сенситивному периоду развития креативности, то наиболее вероятный ответ – в 4-5 лет.
Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сенситивен к развитию творческих способностей через подражание. В исследовании В.И. Тютюнника показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 3лет.
По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной, «… дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
Обоснование актуальности программы.
Изменения в школьном образовании влекут за собой и изменения в дошкольном образовании, предъявляя к нему все более высокие требования. В системе дошкольного образования происходят серьезные процессы: обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм обучения и воспитания детей, появление авторских программ и методик.
Дошкольная пора – старт к развитию личности, во многом определяющий дальнейший жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – обществом, природой, и с собственным внутренним Я.
Главная отличительная черта этого возрастного этапа – формирование универсальных человеческих способностей, без которых не может состояться человек, как таковой. Именно поэтому данный этап имеет необходимое значение для всего последующего развития человека. Отсюда задача обучения дошкольников – развивающего, индивидуально-ориентированного, обеспечивающего максимальную включенность ребенка в практическую деятельность, связанную с его созидательным началом, миром его чувств, эмоций и потребностей, и ведущую к саморазвитию личности.
Основной идеей программы является концепция личностно-ориентированного образования, направленная на удовлетворение важнейших потребностей ребенка.
Для успешного развития творческой и свободной личности педагогический процесс раннего развития детей строится в соответствии с принципами:
-целостности;
-удовлетворения потребностей детей;
-непрерывности образования.
При составлении программы была изучена типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду» разделы Рисование, Лепка, Аппликация, Конструирование и ручной труд.
В программе есть раздел Оригами. Оригами сегодня активно используется. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на разных этапах развития ребенка. Занятия с бумагой улучшает ориентацию в пространстве, успокаивает в стрессовых ситуациях и выводит из депрессии.
Программа «Чудеса своими руками» предполагает работу с детьми по двум направлениям: развитие эстетического восприятия (в произведениях искусства, красивых предметах, природы, прослушивание фрагментов сказок, рассказов, стихов), - творческую деятельность по изготовлению различных изделий способами аппликации, оригами, конструированием под руководством педагога.
- Направленность программы - художественная;
Одним из принципов реализации настоящей программы является разноуровневость. Программа предоставит всем обучающимся возможность занятий независимо от способностей, уровня общего развития, разной степени освоения содержания программы.
Исходя из диагностики и стартовых возможностей, обучающихся освоение содержание программы будет осуществляться на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности. Дифференцированный по уровням учебный материал будет предлагаться обучающимся в разных формах.
Материал программы предполагает универсальную доступность материала для обучающихся с любым видом и типом с психофизическими особенностями, учитывает особенности здоровья обучающихся. Дифференциация учебного материала по уровням, ступеням сложности отражена в содержательно-тематической специфике программы.
Особенности организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
- краткое повторение пройденного материала;
- знакомство с новой темой (технологией);
- вводный инструктаж;
- практическая работа;
- уборка рабочего места.
В программе используются следующие формы занятий:
- экскурсии и прогулки в лесопарковых зонах с целью сбора материала и наблюдения за природой;
- беседы, рассказы, объяснения;
- показ технических приёмов;
- демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из природного материала;
- практическая работа;
- мастер - классы для сверстников и взрослых;
- экскурсии на выставки.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• частично-поисковый;
• проектный;
• исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Образовательные технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности здоровьесберегающая технология.
Также предусмотрено по программе участие в массовых мероприятиях на различных уровнях.
Анализ отличительных особенностей программы. Специфика настоящей дополнительной образовательной общеразвивающей программы (иначе к освоению допускаются иные лица).
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей дошкольника в процессе освоения практических навыков при работе с различными материалами и техникой.
Задачи:
- Формирование культуры поведения в коллективе, доброжелательное отношение к окружающим, создание творческой атмосферы, взаимопомощи, взаимоуважения.
- Формирование умения следовать словесным и наглядным инструкциям, самостоятельного планирования и осуществления своей деятельности.
- Формировать знания и умения, по выполнению поделок.
- Развитие мотивации к ручному труду взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- Развитие восприятия, воображения, образного мышления, памяти, тонкой моторики рук, эстетического вкуса обучающихся.
Формы обучения – очная.
В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические, типы занятий.
Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.
Срок реализации программы – 2 года.
Обучение по настоящей дополнительной образовательной общеразвивающей программы будет осуществляться - в течении двух учебных периодов. Включая каникулярное время осенние, зимние, весенние каникулы.
Состав объединения учебных групп – разновозрастной
Возраст обучающихся на которых рассчитана дополнительная образовательная общеразвивающая программа: 5-7 лет.
В группах 1 года обучения количество обучающихся 10 человек.
В группах 2 года обучения количество обучающихся 10 человек.
Всего часов в год на программу –36 часа,
В объединении будет установлен режим занятий: 1 занятие 30 минут 1 раз в неделю;
Место проведения занятий МБДОУ «Детский сад № 32» Образовательные технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология разноуровневого обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, технология коллективной творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года обучающиеся 1года обучения должны:
-знать простые термины по лепке, рисованию, аппликации, оригами, конструированию.
-устанавливать пространственные отношения (слева, справа, вверх, вниз и т. д.);
-узнавать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, прямоугольник, овал, полоса);
-освоить простую технологию выполнения поделки;
-правила по охране труда при работе с инструментами, материалами и применять их на практике;
-проявлять такие качества, как отзывчивость, сопереживание, дружелюбие.
К концу учебного года обучающиеся 2 года обучения должны:
-знать термины полепке, рисованию, аппликации, оригами, конструированию;
-устанавливать пространственные отношения (влево, вправо, над, под, центр и т. д.);
-освоить технологию выполнения поделки;
-узнавать и называть сложные геометрические фигуры (шар, цилиндр, конус);
-знать правила по охране труда при работе с инструментами, материалами и применять их на практике.;
- умения оценивать поступки и события (хорошо - плохо, правильно -неправильно, добрый - злой, честны – нечестный);
-уметь пользоваться формами речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;
-проявлять такие качества, как отзывчивость, сопереживание, дружелюбие.
Для определения результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы будут осуществляться текущий контроль успеваемости обучающихся, промежуточная аттестация обучающихся, итоговая аттестация обучающихся в виде итоговой демонстрации образовательных результатов.
Текущий контроль успеваемости обучающихся - это регулярная оценка уровня освоения знаний, овладения умениями, развития опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся с использованием и современных способов оценивания.
Текущий контроль успеваемости будет осуществляться без фиксации достижений обучающихся в виде отметок.
Текущий контроль будет проводится в течение учебного года с подведением итогов на учебных занятиях, по завершению изучения разделов программы. Формы текущего контроля: Опрос, самостоятельная работа, практическое задание, выставка, игра-викторина. праздник.
Промежуточная аттестация будет проводится по итогам каждого учебного года –первого, второго учебных периодов. Формы промежуточной аттестации обучающихся: Проверочное занятие, Игра-испытание, контрольное испытание, контрольное занятие.
Освоение дополнительной образовательной общеразвивающей программы завершится итоговой демонстрацией образовательных результатов: Итоговое занятие.
Перечень нормативных документов, на основании которых разработана программа:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
- Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
4.«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.3172» (утв. Главным государственным врачом РФ 4 июля 2014 г. №41). - Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. №986, зарегистрирован Минюстом России 03 февраля 2011 г., рег. №19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. №2106, зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег. №19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Региональный уровень
- Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Учебный план первого года обучения
№
| Перечень разделов, тем | Общее кол-во часов | В том числе: | Форма аттестации/ контроля | |
теория | практика | ||||
|
| 3 | 2 | 1 | Опрос, наблюдение. |
1 | Вводное занятие. Давайте познакомимся! Вводный инструктаж | 1 | 1 |
| |
2 | Здравствуй, дружок! | 1 | 1 |
| |
3 | Волшебные ножницы Первичный инструктаж | 1 |
| 1 | |
|
| 14 | 4 | 10 | Опрос, самостоятельная работа, выставка, праздник, практическое задание, игра-викторина, проверочное занятие. |
4 | Собирай осенний урожай. | 3 | 1 | 2 | |
5 | Мои любимые игрушки. | 3 | 1 | 2 | |
6 | Прогулка по городу. | 3 | 1 | 2 | |
7 | Зимушка-зима. | 2 | 1 | 1 | |
8 | Новогодний переполох. | 1 |
| 1 | |
9 | Повторительно обобщительное занятие. Целевой инструктаж «Осторожно, пиротехника!» | 1 |
| 1 | |
10 | «Что я знаю и умею!?» Проверочное занятие | 1 |
| 1 | |
|
| 10 | 4 | 6 | Опрос, самостоятельная работа, выставка, праздник, практическое задание, игра-викторина, Игра -испытание. |
11 | Лесные жители | 2 | 1 | 1 | |
12 | И в болоте, и в реке. | 2 | 1 | 1 | |
13 | На солнечной полянке. | 2 | 1 | 1 | |
14 | Домашние животные Повторный инструктаж | 3 | 1 | 2 | |
15 | Игра-испытание. | 1 |
| 1 | |
| IV. Раздел «Оригами»,«Конструирование» | 9 | 2 | 7 | Опрос, самостоятельная работа, выставка, праздник, практическое задание, игра-викторина, Контрольное занятие. |
16 | Игрушки-забавы. | 3 | 1 | 2 | |
17 | Подарки близким. | 3 |
| 3 | |
18 | Мебель. | 1 | 1 |
| |
19 | Повторительно обобщительное занятие. Целевой инструктаж по антитеррористической безопасности. | 1 |
| 1 | |
20 | Контрольное занятие. | 1 |
| 1 | |
| Итого | 35 | 12 | 23 |
|
Учебный план второго года обучения
№
| Перечень разделов, тем | Общее кол-во часов | В том числе: | Форма аттестации/ контроля | |
теория | практика | ||||
|
| 4 | 2 | 2 | опрос, наблюдение. |
1 | Организационное занятие. | 1 | 1 |
| |
2 | Здравствуй, дружок! | 1 | 1 |
| |
3 | Бумажная страна. | 1 |
| 1 | |
4 | Волшебные ножницы повторный инструктаж | 1 |
| 1 | |
|
| 13 | 4 | 9 | Опрос, самостоятельная работа, выставка, праздник, практическое задание, игра-викторина, контрольное испытание
|
5 | Осенняя пора. | 3 | 1 | 2 | |
6 | Магазин игрушек. | 3 | 1 | 2 | |
7 | Космос. | 2 |
| 2 | |
8 | Зимние забавы. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Скоро, скоро Новый год! | 1 | 1 |
| |
10 | Повторительно обобщительное занятие. Целевой инструктаж «Осторожно, пиротехника!» | 1 |
| 1 | |
11 | «Что я знаю и умею!?» контрольное испытание | 1 |
| 1 | |
|
| 9 | 3 | 6 | Опрос, самостоятельная работа, выставка, праздник, практическое задание, игра-викторина, Игра-испытание. |
12 | Лесные жители | 2 | 1 | 1 | |
13 | Рептилии. | 1 | 1 |
| |
14 | В траве сидел… | 2 |
| 2 | |
15 | Домашние питомцы Повторный инструктаж | 3 | 1 | 2 | |
16 | Игра -испытание. | 1 |
| 1 | |
| IV. Раздел «Юный дизайнер» | 11 | 3 | 8 | Опрос, самостоятельная работа, выставка, праздник, практическое задание, игра-викторина, итоговое занятие. |
17 | Игрушки-забавы. | 3 | 1 | 2 | |
18 | Для друзей. | 3 | 1 | 2 | |
19 | Мебель. | 3 | 1 | 2 | |
20 | Повторительно обобщительное занятие. Целевой инструктаж по антитеррористической безопасности. | 1 |
| 1 | |
21 | Итоговое занятие. | 1 |
| 1 | |
| Итого | 37 | 11 | 26 |
|
Содержание программы первый год обучения.
№ | Название раздела | Теория | Практика |
I | Адаптационный период | Знакомство с детьми. Ознакомление с правилами техники безопасности труда и личной гигиены при работе. Ознакомление с содержанием программы её профилем. Режим работы объединения. Знакомство с образцами. Инструменты, материалы, необходимые для занятий их назначение. Понятие аппликация, оригами, конструирование. Виды аппликации. Свойства бумаги. Разбор геометрических фигур. | Организация рабочего места (рациональное использование рабочего пространства). Изучение правил по охране труда при работе с ножницами. Выполнение практических заданий. Рассматривание образцов. Упражнения в подготовке рабочего места. |
II | «Лепка, Рисование, Аппликация »
| Общие сведения об аппликации и её видах. Общие сведения, знакомства со свойствами, простейшие приёмы (сгибание, вырезание по линии и на глаз, наклеивание, разрезание, обведения по шаблону). Технология выполнения поделки. Закрепление понятия аппликация. Начальные сведения о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый (4-5лет), голубой, розовый, фиолетовый, бордовый, малиновый (6лет)). Геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, полоска, (4-5лет) шар, конус, цилиндр, (6лет). Повторение пройденного материала. Обучение вырезанию, наклеиванию, оформлению поделки. | Последовательное выполнение работы на занятии. Правила положения руки при работе с ножницами. Вырезание по линии. Складывание заготовки пополам (книжкой). Вырезание круга из квадрата, овал из прямоугольника. Разрезание квадрата по диагонали. Вырезание по линии сгиба. Последовательное наклеивание детали в альбом. Подбор цветной бумаги, для поделки. Освоение этапов работы. Определение лицевой и изнаночной стороны. Изготовление работы от начала до конца. Анализ выполненной работы. Выполнение теоретических и практических заданий для выявления уровня знаний и умений детей по разделу. |
III | «Работа с бросовым материалом» | Общие сведения об оригами. Знакомство с терминологией оригами. Основные базовые формы (книга, косынка, стрела, письмо, пирамида, птица). Закрепление основных геометрических форм. Правила выполнения поделки. Правила организации рабочего места. Специфика выполнения работы. Закрепление знаний по охране труда. | Подготовка рабочего места к работе. Называть основные базовые формы в оригами (книга, косынка, стрела, письмо, пирамида, птица). Применять знания по аппликации в оформление работы. Называть основные геометрические формы. Соблюдать последовательность в выполнении поделки. Анализировать свою работу, давать ей оценку. Практические задания на выявления знаний и умений по разделу. |
IV | «Оригами»,«Конструирование» | Общие сведения о конструирование. Закрепление знаний об аппликации, оригами и конструировании. Конструирование из различного материала (картона, бумаги, коробок). Объяснение последовательности выполнения поделки. Понятие шаблон, контур, основа. Называть геометрические формы и находить их на практике. Анализировать свою работу, давать ей оценку. Практические задания на выявление знаний и умений на конец учебного года. | Подготовка рабочего места к практической работе. Правила положения руки при работе с ножницами. Обводить по шаблону. Вырезать по контуру. Сворачивать полукруг в конус, полоску в цилиндр. Последовательно выполнять поделку. Обклеивать коробку цветной бумагой. Оформлять поделку. Практические задания на выявление знаний и умений на конец учебного года. |
Содержание программы второй год обучения.
№ | Название раздела | Теория | Практика |
I | Бумажная страна | Знакомство с детьми. Ознакомление с правилами техники безопасности труда и личной гигиены при работе. Ознакомление с содержанием программы, её профилем. Режим работы объединения. Знакомство с образцами. Инструменты, материалы, необходимые для занятий их назначение. Понятие аппликация, оригами, конструирование. Виды аппликации. Свойства бумаги. Разбор геометрических фигур. | Организация рабочего места (рациональное использование рабочего пространства). Изучение правил по охране труда при работе с ножницами. Выполнение практических заданий. Рассматривание образцов. Упражнения в подготовке рабочего места. |
II | «Мои фантазии» | Общие сведения об аппликации и её видах. Общие сведения, знакомства со свойствами и приёмы (сгибание, вырезание по линии и на глаз, наклеивание, разрезание, обведения по шаблону). Технология выполнения поделки. Закрепление понятия аппликация. Сведения о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, голубой, розовый, фиолетовый, бордовый, малиновый. Геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, многоугольник, прямоугольник, ромб, полоска, шар, конус, цилиндр. Повторение и закрепление пройденного материала. Обучение вырезанию, наклеиванию, оформлению поделки. | Последовательное выполнение работы на занятии. Правила положения руки при работе с ножницами. Вырезание по линии. Складывание заготовки пополам (книжкой, гармошкой). Вырезание круга из квадрата, овал из прямоугольника. Разрезание квадрата по диагонали. Вырезание по линии сгиба. Вырезание по нарисованной линии. Последовательное наклеивание детали в альбом. Подбор цветной бумаги, для поделки. Выполнение этапов работы. Определение лицевой и изнаночной стороны. Изготовление работы от начала до конца. Анализ выполненной работы. Выполнение теоретических и практических заданий для выявления уровня знаний и умений детей по разделу. |
III | «Чудеса Лесовика» | Сведения об оригами. Знакомство с терминологией оригами. Основные базовые формы (книга, косынка, стрела, письмо, пирамида, птица, объёмный квадрат). Закрепление геометрических форм. Правила выполнения поделки. Правила организации рабочего места. Специфика выполнения работы. Закрепление знаний по охране труда. | Подготовка рабочего места к работе. Называть основные базовые формы в оригами (книга, косынка, стрела, письмо, пирамида, птица, объёмный квадрат). Уметь ориентироваться на листе (справа, слева, вверху внизу) Применять знания по аппликации в оформление работы. Называть основные геометрические формы. Соблюдать последовательность в выполнении поделки. Анализировать свою работу и работу товарища, давать ей оценку. Практические задания на выявления знаний и умений по разделу. |
IV | «Юный дизайнер» | Сведения о конструирование. Закрепление знаний об аппликации, оригами и конструировании. Конструирование из различного материала (картона, бумаги, коробок). Объяснение последовательности выполнения поделки. Понятие шаблон, контур, основа. Называть геометрические формы и находить их на практике. Анализировать свою работу, давать ей оценку. | Подготовка рабочего места к практической работе. Правила положения руки при работе с ножницами. Обводить по шаблону. Вырезать по контуру. Сворачивать полукруг в конус, полоску в цилиндр. Последовательно выполнять поделку. Обклеивать коробку цветной бумагой. Оформлять поделку. Практические задания на выявление знаний и умений на конец учебного года. |
Методическое обеспечение программы первый год обучения.
Раздел
| Методы обучения | Педагогические технологии | Дидактический материал и техническое оснащение |
I Адаптационный период | Рассказ с использованием демонстрационных материалов, показ педагога, упражнения по организации рабочего места, инструктаж по охране труда. Мотивация деятельности в игровой форме. Постановка проблем перед детьми для устного и практического их решения обучающимися | Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности здоровьесберегающая технология. | Образцы, поделки, книги по профилю, иллюстрацииноутбук, мультимедийный комплекс |
II «Лепка, Рисование, Аппликация »
| Показ педагога, объяснение последовательности выполнения работы, аппликации из бумаги. Мотивация деятельности в игровой форме. Постановка проблем перед детьми для устного и практического их решения обучающимися Наблюдение за работой детей, индивидуальная помощь обучающимся, поощрение, анализ выполненных работ. Инструктаж по охране труда. | Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности здоровьесберегающая технология. | Образцы, аппликации, картинки, игрушки для обыгрывания сюжета, фотографии, лучшие поделки предыдущих годов. ноутбук, мультимедийный комплекс |
III «Работа с бросовым материалом» | Мотивация деятельности в игровой форме. Постановка проблем перед детьми для устного и практического их решения обучающимисяПоказ педагога, объяснение последовательности выполнения работы, аппликации из бумаги. Наблюдение за работой детей, индивидуальная помощь обучающимся, поощрение, анализ выполненных работ. Инструктаж по охране труда. Мини-выставка. | Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности здоровьесберегающая технология. | Образцы оригами, аппликации, картинки, игрушки для обыгрывания сюжета, фотографии, лучшие поделки предыдущих годов ноутбук, мультимедийный комплекс |
IV «Оригами»,«Конструирование» | Мотивация деятельности в игровой форме. Постановка проблем перед детьми для устного и практического их решения обучающимисяПоэтапное объяснение с показом, Показ педагога, объяснение последовательности выполнения работы, аппликации из бумаги. Наблюдение за работой детей, индивидуальная помощь обучающимся, поощрение, анализ выполненных работ. Решение проблемной ситуации. Проверка знаний и умений обучающихся. | Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности здоровьесберегающая технология. | Образцы, аппликации, картинки, игрушки для обыгрывания сюжета, фотографии, лучшие поделки предыдущих годов. ноутбук, мультимедийный комплекс |
Методическое обеспечение программы второй год обучения.
Раздел
| Методы обучения | Педагогические технологии | Дидактический материал и техническое оснащение |
I Бумажная страна | Беседа, рассказ с использованием демонстрационных материалов, показ педагога, упражнения по организации рабочего места, инструктаж по охране труда. Мотивация деятельности в игровой форме. Постановка проблем перед детьми для устного и практического их решения обучающимися | Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности здоровьесберегающая технология. | Образцы, поделки, книги по профилю, иллюстрацииноутбук, мультимедийный комплекс |
II «Мои фантазии» | Мотивация деятельности в игровой форме. Постановка проблем перед детьми для устного и практического их решения обучающимисяПоказ педагога, объяснение последовательности выполнения работы, аппликации из бумаги. Наблюдение за работой детей, индивидуальная помощь обучающимся, поощрение, анализ выполненных работ. Инструктаж по охране труда. | Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности | Образцы, аппликации, картинки, игрушки для обыгрывания сюжета, фотографии, лучшие поделки предыдущих годов. ноутбук, мультимедийный комплекс |
III «Чудеса Лесовика» | Мотивация деятельности в игровой форме. Постановка проблем перед детьми для устного и практического их решения обучающимисяПоказ педагога, объяснение последовательности выполнения работы, аппликации из бумаги. Наблюдение за работой детей, индивидуальная помощь обучающимся, поощрение, анализ выполненных работ. Инструктаж по охране труда. Мини-выставка. | Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности здоровьесберегающая технология. | Образцы оригами, аппликации, картинки, игрушки для обыгрывания сюжета, фотографии, лучшие поделки предыдущих годов. ноутбук, мультимедийный комплекс |
IV «Юный дизайнер» | Мотивация деятельности в игровой форме. Постановка проблем перед детьми для устного и практического их решения обучающимися Поэтапное объяснение с показом, Показ педагога, объяснение последовательности выполнения работы, аппликации из бумаги. Наблюдение за работой детей, индивидуальная помощь обучающимся, поощрение, анализ выполненных работ. Решение проблемной ситуации. Проверка знаний и умений обучающихся. | Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности | Образцы, аппликации, картинки, игрушки для обыгрывания сюжета, фотографии, лучшие поделки предыдущих годов. ноутбук, мультимедийный комплекс |
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. «Дополнительное образование как зона ближайшего развития // Внешкольник. – М., 1997г. №9 С.6
2. Бруднов А.К. «Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. – М., 1995г. №2 С.2.
3. Бойцова А.Т. Кокосова Н.Ю. «Права детей на дополнительное образование, и социальное - педагогическую поддержку». – С-П,. 2005г.
4. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики» В.2ч. Урал Гос. Пед. ин-т Екатеринбург 1992г.
5. Буйлова Л.Н. «Концепция» - разберемся с понятием» // Дополнительное образование и воспитание 2007г. № 9 С.3.
6. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» -Я,. Академия развития 2002г.
7. Кашицин А.А. «Концептуальный подход при проектировании дополнительной образовательной программы «художественно-техническая обработка цветных камней»// Дополнительное образование и воспитание 2008г. № 1 С.21.
8. Концепция развития и воспитания в образовательной системе Челябинской области на период до 2010года (Утверждена решением Коллегии МОиН Челябинской области 28 ноября 2006г.)
9. Коротаева Е.В. «Хочу могу умею» - М., КСП Ин-т психологии РАН 1994г.
10. Красько В.Т. «Психология и педагогика в схемах и таблицах». – М., Харвест 1999г.
11. Кротаева Е.В. «Хочу могу умею» – М., КСП ин-т психологии РАН 1994г.
12. Ломова Н.В. «Система развивающих упражнений». – М., Перспектива 1996г.
13. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. (Приложение к письму Минобразования России от 27.06.2003г. №28-51-513/16) //Воспитание школьника 2004г №5 С.2.
14. «От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей» – М., ВЛАДОС, 2000г
15. Русакова М.А «Аппликация» - М., Просвещение 1997г.
16. Соколова С.А. «Сказка оригами» - С-П., 2004г.
17. Сулейманова Н.И. «Концептуальные положения системы методической работы» //Дополнительное образование и воспитание 2007г. № 7 С.18.
18. Фришман И.И. «Методика работы педагога дополнительного образования» - М., 2001г.
19. Шарыгин И.Ф. Ерганжиев Л.Н.«Наглядная геометрия» - М., 1994г
20. Шикунова Е.В. «Развитие воображения у детей на занятиях декоративно-прикладным творчеством» //Дополнительное образование и воспитание 2008г. № 3 С.28.
21. Щетинская А.И. «Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования» // Внешкольник – М., 2000г. №3 С.6
Законодательные материалы:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Приложение № 1
Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение программы
1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;
2. Столы для обучающихся – 5 штук;
3. Стулья – 17штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5. Мольберты- 1шт
6. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;
7. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;
8. Оборудование занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
9. Оборудование: ноутбук.
10. Мультимедиа-проектор VPL-FX52 – 1 шт.
11.Проекционный экран (с электроприводом) Spectra – 1 шт.
Приложение № 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 32»
___________Н.Ю. Махиня
Приказ от ________№_____
Календарный учебный график
на 2020-2021 учебный год
Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Чудеса своими руками»
Срок реализации программы 2 года
Начало учебного года 01.09.2020 год
Учебные периоды:
I учебный период с 01.09.2020г. по 31.12.2020г.
II учебный период с 09.01.2021г. по 31.05.2021г.
Окончание учебного года 31.05.2021 год
Количество учебных недель 36 недель
Продолжительность каникул 01.06.2021-31.08.2021 г.г.
Контрольные процедуры. Сроки.
-Текущий контроль успеваемости будет проводиться в течение учебного года по каждой изученной теме и по окончании изучения разделов программы.
Сроки контрольных процедур указаны в календарных учебных графиках групп.
-Промежуточная аттестация обучающихся будет проводиться по окончанию учебных периодов, в сроки с 15.12.2020г. по 31.12.2020г.
с 15.05.2021г. по 31.05.2021г.
Сроки промежуточной аттестации указаны в календарных учебных графиках групп.
-Итоговая аттестация обучающихся в виде итоговой демонстрации образовательных результатов будет проводиться по завершению освоения программы.
Для выявления результатов освоения программы будут определяться: параметры результата, критерии, показатели. Степень выраженности каждого показателя будет выявляться по четырем уровням
1 - оптимальный
- высокий образовательный результат (полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения)
2 - достаточный
- полное освоение программы
3 - средний (базовый)
-полное освоение программы, но при выполнении заданий допускаются незначительные ошибки
4-недостаточный
-неполное освоение программы, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий
Приложение № 3
Мониторинг качества образовательной деятельности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих и эстетических знаний и умений.
Фамилия, имя обучаемого | Организация рабочего места | Умение пользоваться инструментами и приспособлениями | Знание базовых форм и условных обозначений | Владение разнообразными приемами Овладение основными навыками работы | Умение пользоваться чертежами и схемами | Проявление творчества и фантазии в создании работ | Стремление к совершенству и законченности в работе | Система оценок: «3»- уровень низкий, «4»- уровень средний, «5»- уровень высокий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________
Вид и название детского объединения__________________________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________________
Дата начала наблюдения___________________________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей |
|
1. Участие в проведении праздников, концертов |
|
2. Участие в конкурсах |
|
3.Работа по образцу. |
|
4.Работа с внесением изменений. |
|
5.Работа над своим вариантом. |
|
6.Конструирование. |
|
7.Владение техникой. |
|
8. Придумывание композиций. |
|
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
|
ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 1б, 2б.
Средний уровень – 3б, 4б.
Высокий уровень – 5б.
Уровни показатели | год обучения | ||
Н | С | В | |
1.Участие в проведении праздников, концертов. |
|
|
|
2. Участие в конкурсах. |
|
|
|
3.Работа по образцу; |
|
|
|
4.Работа с внесением изменений; |
|
|
|
5.Работа над своим вариантом. |
|
|
|
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию; |
|
|
|
7.Владение техникой. |
|
|
|
8. Придумывание композиций. |
|
|
|
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
|
|
|
Средний процент |
|
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета результатов интеллектуальных умений(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка______________________
Возраст__________________________________
Ф.И.О. педагога___________________________
Дата начала наблюдения____________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№п/п | Сроки диагностики | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
1. | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным |
|
|
2. | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха |
|
|
3. | Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии |
|
|
4. | Выполнять индивидуальные задания на занятии |
|
|
5. | Выполнять задания вне занятий, т.е. дома. |
|
|
6. | Организовывать работу других на занятии |
|
|
7. | Помогать другим обучающимся по заданию педагога. |
|
|
Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества 1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3. Самоконтроль | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени
Способность активно побуждать себя к практическим действиям
Умение контролировать свои поступки | - терпения хватает меньше чем на половину занятия - терпения хватает больше чем на половину занятия - терпения хватает на все занятие
- волевые усилия побуждаются извне - иногда самим ребенком - всегда самим ребенком
- постоянно находится под воздействием контроля извне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам |
1
2
3
1 2 3
1
2 3
1
2
3 |
Наблюдение |
2.Ориентационные качества 2.1.Самооценка
2.2.Интерес к занятиям | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная (адекватная)
- интерес к занятиям продиктован извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 1 2 3
1
2
3 |
Тестирование
Анкетирование |
3.Поведенческие качества 3.1.Тип сотрудничест. Отношение к общим делам Т/О | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах |
1
2 3 |
Наблюдение |
4.Творческие способности | Креативность в выполнении творческих работ | - начальный уровень репродуктивный уровень - творческий уровень | 1
2
3 | Анкетирование |
Критерии оценки личностного развития:
- 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
- 13 – 21 балл – средний уровень развития;
- 22 – 30 баллов – высокий уровень развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_chudesa_svoimi_rukami.pdf | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" по выжиганию...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Чудеса из пластилина»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
Программа кружка по песочной анимации "Чудеса на песке", расчитана на три года обучения - 4-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественной направленности «Чудеса из бумаги»
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, т.к. вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, необходимых для в...
" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.
Данная программа гуманитарной направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точно...
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков "ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ"
Рицензируемый материал имеет важное значение и оценен положительно...