Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Древней хозяйки пещеры»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ашабокова Наталья Александровна

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Древней хозяйки пещеры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_izodeyat.docx227.53 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у Древней хозяйки пещеры»

Интегрированное занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе.

Программное содержание: познакомить с новым изобразительным материалом – углем, его техническими свойствами и приемами работы с ним; учить делать зарисовки животных по памяти и представлению, расширить знания о наскальных рисунках, развивать наблюдательность и мелкую моторику руки; воспитывать интерес к истории изобразительного искусства.

Обучающие:

Закреплять и уточнять представления детей о компонентах неживой природы и их свойствах (воды, глины, песка, камня).

Развивающие:

Развивать творческое воображение, внимание, память, умение работать самостоятельно. Расширять кругозор и словарь детей.

Воспитывающие:

Воспитывать любознательность. Воспитывать способность к согласованному взаимодействию, следуя инструкциям взрослого и установленным правилам. Воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу и окружающим.

Словарная работа: первобытный человек, наскальный рисунок.

Алгоритм проведения занятия:

Организационный момент:

предложение отправиться в путешествие; перемещение в Каменный век.

Организованная деятельность в «Каменном веке»:

  1. Знакомство с Хозяйкой пещеры.
  2. Игра «Воздух, огонь, вода, земля».

Сюрпризный момент, передача своих рисунков хозяйке пещеры. Перемещение в наше время, возможная дальнейшая игра детей.

 

Материалы к занятию:

Гуашь, кисти для рисования, вода, палитра для смешивания красок, лист А-4, наскальные рисунки (охота, бизон, олень). Детский домик-палатка, имитация шкур диких животных из обивочной ткани. Имитация костра из веток со встроенной в центре электрической переноской, удлинитель. Готовая острога, гимнастическая палка, речка с рыбками, шитая из обивочного материала, игрушка – щука.

Предварительная работа:

Для поддержания интереса в группе создан макет пещеры, полумрак, имитация костра в центре жилища, вокруг костра разложен материал (пастель, уголек, миска с жидкой глиной, влажные тряпочки, вырезанные в виде листочков. Листы обоев, вырезанные в форме острых камней, разной фактуры. Дети одеты так, как одевались древние люди. Изготовление и подбор пособий, материалов, музыкального сопровождения.

Ход занятия

Речь и действия педагога

Предполагаемые ответы и действия детей

- Дело было на рассвете...

   Во дворе сидели дети.

   Кто на лавочке сидел,

   Кто на улицу глядел…

   (Имя ребенка) пел,

   (Имя ребенка) молчал,

   (Имя ребенка) ногой качал.

   И тут сказал ребятам

   (Имя ребенка) просто так:

   «А у меня в кармане камень».

Рассматривает камень.

- Ребята, скучно, скучно так сидеть

   И на улицу глядеть.

   Ведь гораздо интересней

   Побывать в другом, далёком месте.

- Как вы думаете, на чём можно отправиться в далёкое путешествие?

- Дети, камень, который отдал мне (имя ребенка) оказался волшебным. Это ключ от волшебного транспорта – машины времени. Я предлагаю открыть машину времени волшебным камнем-ключом и отправиться в далекое путешествие. Согласны?

Педагог «открывает» камнем воображаемый вход в «машину времени»

- Предлагаю занять свои места.

Садиться на стул возле пульта управления (клавиатура компьютера).

Стартовать и перемещаться на машине времени нужно с закрытыми глазами, иначе пульт управления сломается. Закрывайте глаза, я начинаю обратный отсчёт, считайте вместе со мной: 10,9,8,7…0 Старт!

(Во время перемещения звучит таинственная музыка, воспитатель и его помощник накрывают домик-палатку тёмно-серой тканью, с обозначенным «камнями» входом, раскладывают имитацию шкур животных из искусственного меха, камни, костер).

 - Мы уже переместились, открывайте глаза.

- Дети, я догадалась, куда мы попали. Это далекое прошлое, которое называется «Каменный век». В это время жили Древние люди.

Из-за ширмы появляется древний человек-женщина (переодетый взрослый – хозяйка пещеры).

Хозяйка: «Ребята хотите заглянуть в пещеру, увидеть рисунки первобытных людей, ведь древние люди были и первыми художниками».

Хозяйка пещеры продолжает: «Посмотрите на стены пещеры. Что вы видите? Кого изображали древние люди? (Разных животных, а еще человеческие фигурки, сцены охоты и другие события из жизни своего племени)».

Хозяйка пещеры: «Что особенного вы заметили?»

Хозяйка жилища: «Правильно в древние времена еще не было красок и люди рисовали тем, что было у них «под ногами». Это мел, сангвина, угольные мелки, листья деревьев, глина.

Хозяйка пещеры предлагает детям нарисовать след любым материалом.

Хозяйка спрашивает детей: «Можно ли нарисовать глиной?» .

Тогда хозяйка пещеры успокаивает детей: «Глину необходимо развести водой до жидкого состояния и тогда она превратится в густую краску».

Проделывает это на глазах у детей.

Хозяйка убежища предлагает детям самим оставить на память в ее пещере рисунки, отражающие яркие события  

из жизни древних людей.

Хозяйка пещеры напоминает, что сначала необходимо нанести контур рисунка угольными мелками, а затем раскрашивать жидкой глиной.

В конце занятия хозяйка пещеры предлагает детям отправиться мыть руки к «ручейку» (умывальнику).

Давайте рассмотрим рисунки в нашей пещере. Какой рисунок вам нравится и почему? Хозяйка просит детей рассказать о своем сюжете. Каждый из вас справился с работой, а в общем у нас получился один большой рисунок.

Воспитатель:

- Хорошо в гостях, но дома лучше!

  Пора нам собираться,

  В обратный путь отправляться.

- Занимайте свои места в машине времени, помашите хозяйке пещеры на прощание.

Воспитатель садится на стул возле клавиатуры.

Ная прощается со всеми и уходит за пещеру.

В-ль – Закрывайте глаза, начинаем обратный отсчет 10, 9, 8, 7…0 Старт!

(включается аудиозапись таинственной музыки, воспитатель и его помощник убирают тканевую накидку и шкуры с домика-палатки, Ная уходит за ширму).

Солнце клонится к закату,

Прибыли в свой двор ребята.

Где мы были – всем расскажем!

А что делали – покажем!

         

Дети с педагогом заходят в зал, в центре которого стоит детский домик-палатка, и садятся возле него полукругом.

 

 

 

 Ребёнок показывает камень детям и отдаёт его педагогу.

 

 

- На автобусе, на самолёте, на ракете, на теплоходе и т.п.

 

 

Дети соглашаются

Наблюдают и садятся на стулья, поставленные в 3 ряда друг за другом, спиной к домику.

 

Закрывают глаза.

 С закрытыми глазами слушают музыку.

Открывают глаза и видят пещеру древнего человека (домик-палатку), шкуры возле него.

 На машине времени, мы переместились и т.п.

 

Дети соглашаются

 

Дети переходят в заранее подготовленное помещение (полумрак, на стенах горят только свечи, имитирующие отблеск костра в пещере, в центре пещеры поленья «костер»). Садятся вокруг «костра».

 Дети рассматривают образцы рисунков на стене.

- необычность цветов

Дети пробуют.

Дети отвечают и пробуют рисуют

После проб и попыток рисовать глиной, дети приходят к выводу, что сухой глиной ничего не получается.

Дети самостоятельно выбирают материал для работы (уголь, сангвину, сажу, мел, жидкую глину) и рисуют на листах фактурных обоев с нечетким очертаниям камней.

Дети на память оставляют свои рисунки хозяйке пещеры.

Садятся на стулья, машут рукой, прощаются.

Закрывают глаза.

 Сидят неподвижно и слушают музыку.

 Открывают глаза, видят снова обычный домик-палатку.

 

Дети покидают «машину времени», делятся друг с другом впечатлениями, продолжают игровой сюжет по своему сценарию.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Детские наскальные рисунки

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-441276-1458531576.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-441276-1458531482.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "В гостях у дикой пчелы"

Конспект нод познавательной направленности по ознакомлению  детей  старшей группы с дикими пчелами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "В гостях у матрешки"

«Социализация»: формировать патриотические чувства, формировать интерес к русскому прикладному искусству, деревянной матрешке, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможност...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "В гости к весне"

Конспект включает в себя беседу о весне, ее характерных признаках, рассказывание по картине, знакомство с опасными ситуациями весной, дидактичекие и подвижные игры, избразительную деятельность, знаком...

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе "В гости к нам пришла зима"

конспект образовательной деятельности, в которой сочетаются образовательные области: мир природы, художественное творчество, развитие речи....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы "В гости к птицам"

Дети по просьбе Тетушки Совы отправляются в лес, чтобы пригласить птиц на свой праздник....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "В гости к лесовичку".

В конспекте  интегрируются образовательные области: коммуникация, художественная литература, конструирование, музыка, физическое развитие....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гости к природе»

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...