Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "В гостях у дикой пчелы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект нод познавательной направленности по ознакомлению детей старшей группы с дикими пчелами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_dikoy_pchely.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
Тема: «В гостях у дикой пчелы»
Е.В.Копшевая,
Старший воспитатель МАДОУ Д/С №2
ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Цель: дать первоначальное представление о форме пчеловодства – бортничестве; уточнять представления детей о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде нашей природы (делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют). Продолжать развивать художественные наклонности в рисовании. Развивать любознательное отношение к природе родного края, воспитывать бережное отношение к живым существам родной природы.
Словарная работа: активизировать и обогатить словарь детей: бортничество, борть, или на башкирском языке соло6; яд, хоботок, жало, дикие пчёлы, рой. Способствовать развитию правильной артикуляции во время чтения стихотворений в физкультминутках.
Предварительная работа: чтение башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы», беседы о пчёлах, занятие по ознакомлению дошкольников с пчелой, беседы по ознакомлению с пчеловодством; рассматривание иллюстраций на данную тему. Разучивание физкультминуток.
Ход:
Воспитатель. Отгадайте, кто прилетел к нам в гости:
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком.
Воспитатель выставляет макет улья, картинку пчелы.
-Что вы знаете о пчёлах? Где живут пчёлы? (в ульях). В каждом улье живет большая пчелиная семья. Посмотрите на иллюстрацию и вспомните, как выглядит пчёлка (у пчелы шесть ножек, голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало. На ногах есть маленькие щеточки, а на задних – как бы маленькие корзиночки, куда пчела собирает пыльцу и переносит её с цветка на цветок. У пчелы есть жало.)
- А для чего пчёлке жало? (чтобы защищаться от врагов - пчела жалит -выпускает яд). А как нужно себя вести, чтобы пчела вас не ужалила? (Не кричать громко, не размахивать руками). Ребята, а где пчелы собирают пыльцу? (С цветочков). Давайте для нашей гостьи - пчелки вырастим цветочки.
Физкультминутка «Цветы» :
Наши нежные цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
(Вначале дети выполняют это упражнение руками – пальчиковая гимнастика: плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их. Затем встают и выполняют руками, на последнюю строчку – присаживаются на корточки).
Коллективная творческая работа детей «Цветочная поляна» (рисование красками, гуашью, нетрадиционные техники рисования ладошками, пальцами)
-Сколько много красивых цветов на нашей полянке:
Пчёлка летает, пыльцу собирает,
В гости к подружкам в лес приглашает!
- А как вы думаете, есть ли в лесу пчёлы? (размышления детей ). А вот мы сейчас отправимся в лес с нашей пчёлкой и посмотрим. В путь! Сегодня мы совершим путешествие в природный мир Башкортостана, не отставайте!
- Как прекрасен животный и растительный мир Башкортостана! А кто из животных любит мёд? (Медведь)
Динамическая пауза: Медвежата.
Медвежата в чаще жили (дети ходят вперевалочку, как медведи)
Головой они крутили: (крутят головами)
Вот так! Вот так!
Головой они крутили,
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вперевалочку ходили (шагают вперевалочку)
И из речки воду пили:
Вот так! Вот так! (дети наклоняются)
Из речки воду пили,
А потом плясали, (выполняют танцевальные движения)
Выше лапы поднимали:
Вот так! Вот так!
- Посмотрите, куда нас привела пчёлка (макет дерева с дуплом). Какое необычное дерево, а что это на дереве, кто знает? Это дупло. А кто там живет (Мнения детей). А пчёлка говорит, что здесь живут её подружки – дикие пчёлы. Давайте не будем шуметь, тихо-тихо сядем в кружочек на полянку, я вам расскажу про диких пчёл:
- Башкирский мёд славится не только в нашей республики, но и на всю страну. Пчёл люди разводят, строят им ульи. Об этом мы с вами уже говорили. Но в наших лесах живут и дикие пчёлы. Они немного меньше домашних пчёл по величине. Круглый год семья дикой пчелы живёт в одном месте, где – нибудь в дупле; там она и зимует, питаясь запасённым мёдом. Дерево, в дупле которого селились пчёлы, называлось борью, или по-башкирски - соло6. Повторите за мной - борть, или по-башкирски – соло6. Летом, когда пчёлы размножаются и в одной семье им становится тесно, происходит роение. Часть пчёл – рой - отделяется, находит пустое дупло и селится в нём. Так образуется новая пчелиная семья.
- Посмотрите, на нашей полянке много летает пчёл, они собирают пыльцу, перелетая с цветочка на цветок, бабочек, жуков (показывает иллюстрации). Прислушайтесь, слышите, жук жужжит.
Физкультминутка Жук:
На лужайке, на ромашке (дети машут руками),
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Я нашла себе жука на большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)
Нос испачкал пылью.
Улетел зелёный жук, улетел на крыльях. (звучит музыка, дети жужжат, бегают).
- А как вы думаете, есть ли у диких пчёл враги? (ответы детей). У диких пчёл много врагов: это и медведь, и куница. Лесные пожары для пчёл очень опасны. Поэтому всегда помните правила поведения в лесу, берегите лес! Да и люди порой хищнически разоряют их жилище, забирают мёд - и пчёлы на зиму остаются голодными. А чем может пчела защититься от врагов? (ответы). Да, у неё есть ядовитое жало, им она защищается от врагов, выпускает яд. Но для человека этот яд не смертельный.
- В нашей республике люди занимаются пчеловодством, то есть разводят пчёл и берут у них часть мёда. Оказывается, еще давным – давно, башкиры занимались самой древней формой пчеловодства - бортничеством. Это новое для вас слово. Что же такое бортничество? Человек разыскивал в лесу дуплистое дерево, где поселились дикие пчёлы, расширял отверстие и вставлял колодки для сбора мёда. Дикие пчёлы собирали мёд, а человек часть мёда у них брал для себя. Кто запомнил, как называется дерево, в дупле которого селятся пчёлы? ( повторяют на русском и башкирском языках).
- Бортевое дерево становилось собственностью. Время от времени человек приходил, наведывался к своему дереву, снимал часть мёда. Давайте и мы заглянем в дупло нашей дикой пчелы - пчёлка хочет всех вас угостить мёдом.
Воспитатель раздаёт детям розеточки с мёдом. Что это? (мёд). Какого он цвета? Какой он на вкус? Имеет ли запах (ароматный, пахнет летом, цветами). Он не просто вкусный, но и полезный. А для чего дикие пчёлы делают мёд? Мед – это их зимняя пища, ведь зимой они спят, а цветы не цветут, и негде взять нектар. Поэтому пчёлы всё лето трудятся и делают очень много запасов, столько, чтобы хватило себе и людям. Попрощаемся с нашей пчёлкой, поблагодарим её за вкусный ароматный мёд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Гости к лету".
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации.Тема: «В гости к лету».Образовательные задачи: закрепить прямой и обратный счёт до 10...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Сравнение диких и домашних животных"
ход занятияДети стоят вокруг воспитателя. Стук в дверь, приносят письмо от Незнайки. Воспитатель, демонстрируя картинку, говорит:Ребята, незнайка просит вас отгадать, кто лишний на картинке и почему? ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция с другими областями: «Познание», «Социализация»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Как зимуют дикие животные?
Углубить представление детей о диких животных, расширить знания о приспосабливаемости животных к среде обитания зимой, развивать память, воображение, мышление и фантазию....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Дикие и домашние животные».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.Тема «Дикие и домашние животные»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: Лес - дом для диких животных.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: Лес - дом для диких животных....