Прграмма дополнительного образования "Пластилиновое чудо"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
В программе подробно описана цель дааной работы. Актуальность использования имеено данной программы по лепке. Собраны разнообразные развивающие занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Пластилиновое чудо" | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цели и задачи.
1.3.Принцыпы и подходы.
1.4Возростные особенности.
1.5.Планируемые результаты.
2.Содержательный раздел.
2.1.Формы, способы, методы и средства реализации программы.
2.2Календарно-тематическое планирование.
3.Организационный раздел.
3.1.Учебный план реализации программы.
3.2.Календарно учебный график.
1. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Художественное творчество-это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить-внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая личность-это достояние всего общества. В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук. Наблюдая за детьми своей группы я обнаружила, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной был организован кружок художественной направленности «пластистилиновое чудо», основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилинография. Пластилинография-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»-создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.Отсутствие методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию мелкой маторики рук у детей дошкольного возраста послужило написанию мной программы «Пластилиновое чудо», с учётом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста под девизом: «Растём, развиваемся через познание, творчество, игру!». Программа «Пластилиновое чудо» художественно-эстетической направленности создана на основе образовательной программы «Детство», программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Лыкова И. А.,учебно-методических пособий: «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Подготовительная к школе группа., Лыкова И. А., «Мастерим с детьми», Кузнецова С. В., Рудакова Е. Б., Григорьева Г. Г., «Рисование картин пластилиновыми жгутиками», Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н., «Дети в мире творчества», Комарова Т. С., «Обыкновенный пластилин», Рейд Б.Направленность программы кружка «Пластилиновое чудо» по содержанию является художественно-эстетической, по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной, построена на основе системно - деятельностного подхода. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в основу программы положены методические разработки автора Давыдовой Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография». Актуальность программы состоит в том, что развитие детского творчества, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». В условиях реализации ФГОС ДО, ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В соответствии с таким пониманием стать субъектом изобразительной деятельности – значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография, как отмечают педагоги, занимающиеся вопросами нетрадиционной техникой рисования в обучении дошкольников (Давыдова Г.Н., Яковлева Т. Н., Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А., Лыкова И.А., Шатцкая О.А) - является одним из видов декоративно-прикладного искусства, представляет нетрадиционную технику лепки, которая выражается в создании лепных картин, на горизонтальной плоскости с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов. Посредством пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы.
1.2 Цели и задачи.
Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) художественного творчества, посредством пластилинографии.
Задачи:
Обучающие: - учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним;- познакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии: раскрашивание по трафарету, пластилиновый витраж, пластилиновая живопись, работа с народными орнаментами; - познакомить с использованием материалов пластилинографии; -формировать умения самостоятельно определять замысел, сохранять его на протяжении всей работы.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, инициативность, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству; - воспитывать способность адекватно оценивать результаты своей деятельности. -воспитание культуры речевого общения
Развивающие: - развивать у детей умения различать жанры изобразительного искусства. - развивать в детях чувство композиции, чувство цвета. - развивать мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию, творческие способности, психические процессы.
Участники образовательного процесса: дети подготовительной к школе группы 6-7 лет, воспитатель, родители.
Срок реализации Программы: 1 год.
Режим работы кружка: 1 раз в неделю.
1.3.Принципы и подходы:
1.Отпростого к сложному.
2.от теории к практике. 3.Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития. 4.Дифференцированный подход. 5.Системность знаний. 6.Активность и самостоятельность. 7. Воспитывающая и развивающая направленность.
1.4.Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке.
Дети 6-7 лет, подготовительной группы, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Для развития мелкой моторики существует множество разнообразных упражнений по лепке из глины и пластилина. Занимаясь лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия. Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, пластилином и соответствующими инструментами. Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки.На занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с пластилином. Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы. Хотя дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств. Лепить дети любят и умеют, и поэтому могут сразу «показать себя». На первых уроках нужно хвалить детей за работу и тем самым показать, что каждый из них замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя. Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или еще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим. На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что при лепных работах с детьми младшего школьного возраста нужно принимать во внимание их возрастные особенности. Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему, раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково.
1.5.Планируемые результаты:
Детей:
Ребенок проявляет инициативность, самостоятельность, любознательность, желание участвовать в разных видах художественной деятельности;
- Позитивное отношение к самому себе, ответственность за начатое дело;
- Хорошее владение изобразительными навыками пластилинографии;
- Умение анализировать, выделять главное, составлять целое из частей;
- Умение общаться и взаимодействовать с педагогом и детьми в совместной деятельности;
- Умение подчиняться правилам и социальным нормам;
- Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности
Педагога:
- повышение качества образовательного процесса;
- разработка и внедрение в образовательный процесс инновационной технологии;
- транслирование опыта работы среди коллег и в Интернет сообществе педагогов;
- повышение профессиональной компетенции в вопросах развития у детей художественно- творческих способностей посредством пластилинографии.
- Родителей:
- повышение родительской компетентности в вопросах развития художественно- творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Пластилинографии»;
- развитие интереса к художественной деятельности;
- развитие интереса к совместному с детьми творчеству.
2.Содержательный раздел.
2.1. формы,способы методы работы:
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: -репродуктивный (воспроизводящий); -объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения); - частично-поисковый; - практический. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.
2.2.Календарно-тематический план кружка «Пластилиное чудо»
на 2020 -2021 учебный год
Месяц / Неделя | Тема | Программное содержание | Источники |
Сентябрь 1 неделя - 2 неделя | «Астры» «Радуга-Дуга» | Формировать у детей представления о празднике 1 сентября, осенних садовых цветах. Закреплять технические навыки в работе с пластилином, развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином, упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Цветочные мотивы» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Сентябрь 3 неделя - 4 неделя | «Чудо плоды» (витраж) «Божья коровка Пятнашка» | Закреплять знания о колорите осени, полученные в процессе наблюдения за природой. Продолжить знакомство с натюрмортом. Учить приёму «вливания одного цвета в другой», познакомить детей с техникой обратной пластилинографии (витраж). Воспитывать чувство красоты родной природы. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Октябрь 1 неделя - 2 неделя | «Осенние деревья» «Дары осени» (овощи и фрукты) | Знакомство детей с картиной И.Левитана «Зототая осень». Воспитывать умение видеть и понимать картину, учить составлять рассказы по пейзажной живописи, учить детей приёмам пластилинографии. Формировать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2», Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Октябрь 3 неделя | «Мишка косолапый» | Знакомство детей с содержанием картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»: учить описывать медведей и окружающий пейзаж, учить детей приёмам пластилинографии. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Октябрь 4неделя | «Панда» | Знакомство детей с бамбуковым медведем, его характерными особенностями. Учить приёмам пластилинографии, закрепить приём скатывания, расплющивания. Формировать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» |
Ноябрь 1 неделя - 2 неделя | « Три поросёнка» «Листопад» | Знакомство детей с парнокопытным животным, учить детей отвечать на вопросы по сказке « Три поросёнка», учить приёмам пластилинографии, закрепить приём раскатывания. сплющивания, прикреплять детали к фону. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Ноябрь 3 неделя - 4неделя | «Совушка- сова-большая голова» «Птичка клюёт ягодки на веточке» | Знакомство детей с хищной птицей – совой. Учить детей приёмам пластилинографии, закрепить приём скатывания, воспитывать самостоятельность, инициативу, желание доводить начатое дело до конца. Формировать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Декабрь 1неделя - 2 неделя | «Снеговик» «Кружевная снежинка» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. Формировать и развивать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Декабрь 3неделя - 4 неделя | «Снегурочка» «Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей, как источника радости. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. Формировать и развивать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Январь 1неделя - 2неделя | - «Весёлый клоун» | Продолжить знакомить с жанром изобразительного искусства – портретом. Развивать у детей технические навыки техники пластилинографии. Формировать и развивать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Январь 3 неделя- 4 неделя | «Чебурашка» «Снеговик» - | Закрепить технику полуобъёма, доставить детям радость со встречей с игрушкой. Развивать у детей технические навыки техники пластилинографии. Формировать и развивать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Февраль 1 неделя- 2 неделя | «Матрёшка» «Открытка для папы» | Развивать у детей к народной игрушке.Познакомить с историей рожения деревянной матрёшки. Учить отражать характерные особенности в технике пластилинографии. Формировать и развивать творческие способности | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Февраль 3 неделя- 4неделя | «Удивительная дымка» «Сердечко» | Продолжать знакомить детей с народным прикладным декоративно-прикладным искусством. Учить расписывать готовый силуэт пластилином. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» |
Март 1 неделя- 2 неделя | «Букет для мамы» «Лебеди» | Продолжать создать поздравительную открытку своими руками. Создавать лепную картину с выпуклым изображением цветов. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Март 3 неделя- 4 неделя | «Подснежник» «Веточка мимозы» | Способствовать расширению знаний о цветах Красной книги. Развивать практические навыки детей работать с пластилилином. Закреплять приём раскатывания, размазывания в границах контура. Воспитывать аккуратность. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Цветочные мотивы» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Апрель 1 неделя- 2 неделя | «Чудо-хохлома» «Ракета» | Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы народной росписи пластилином. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Апрель 3 неделя- 4 неделя | «Городец- удалец» «Весна идёт, весне дорогу!» | Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы народной росписи пластилином. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Май 1 неделя 2 неделя | «Сказочная Гжель» «Салют» | Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать изделия мастеров, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы гжельской росписи пластилином. | Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Май 3 неделя- 4 неделя | «Перо Жар -птицы» «Разноцветный светофор» | Познакомить детей с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать творческие способности. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» |
3.Организационный раздел.
3.1.Учебный план:
Кружок «Пластилиновое чудо» проводится с детьми 6 – 7 года жизни.
Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май).
Количество занятий в месяц – 4
Количество занятий в год – 35
Продолжительность занятия – 30 мин.
Занятия проводятся во второй половине дня, вторника и четверга месяца.
Учебный план основной образовательной программы дошкольного образования по дополнительному образованию «Пластилиновое чудо» на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Наименование учебной деятельности | Количество часов | Контрольное мероприятие |
1. | Лепка животных | 3 | выставка |
2. | Лепка цветов | 4 | выставка |
3. | Лепка композиций | 4 | выставка |
4. | Лепка сказочных персонажей | 1 | выставка |
5. | Лепка грибов | 3 | выставка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прграмма дополнительного образования для детей 5-6 лет "Ритмоцветик"
Программа по дополнительному образованию для детей старшей группы детского сада...
Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".
Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...
Программа дополнительного образования "Чудо-пальчики"
Программа дополнительного образования "Чудо-пальчики"...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...
Программа по дополнительному образованию "Чудо пластики"
Программа по дополнительному образованию....
Программа дополнительного образования "Чудо шашки" 2019-2020 уч.год
Программа дополнительного образования "Чудо шашки" 2019-2020 уч.год....
Рабочая программа дополнительного образования «Чудо-шашки»
Рабочая программа дополнительного образования «Чудо-шашки»...