Прграмма дополнительного образования "Пластилиновое чудо"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Сирецкая Екатерина Владимировна

В программе подробно описана цель дааной работы. Актуальность использования имеено данной программы по лепке. Собраны разнообразные развивающие занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Пластилиновое чудо"43.77 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                                   Содержание.

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

1.2.Цели и задачи.

1.3.Принцыпы и подходы.

1.4Возростные особенности.

1.5.Планируемые результаты.

2.Содержательный раздел.

2.1.Формы, способы, методы и средства реализации программы.

2.2Календарно-тематическое планирование.

3.Организационный раздел.

3.1.Учебный план реализации программы.

3.2.Календарно учебный график.

     

  1.   Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

 

Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности. Художественное творчество-это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить-внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая личность-это достояние всего общества. В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук. Наблюдая за детьми своей группы я обнаружила, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной был организован кружок художественной направленности «пластистилиновое чудо», основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилинография. Пластилинография-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»-создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.Отсутствие методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию мелкой маторики рук у детей дошкольного возраста послужило написанию мной программы «Пластилиновое чудо», с учётом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста под девизом: «Растём, развиваемся через познание, творчество, игру!». Программа «Пластилиновое чудо» художественно-эстетической направленности создана на основе образовательной программы «Детство», программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Лыкова И. А.,учебно-методических пособий: «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Подготовительная к школе группа., Лыкова И. А., «Мастерим с детьми», Кузнецова С. В., Рудакова Е. Б.,   Григорьева Г. Г., «Рисование картин пластилиновыми жгутиками», Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н., «Дети в мире творчества», Комарова Т. С., «Обыкновенный пластилин», Рейд Б.Направленность программы  кружка «Пластилиновое чудо» по содержанию является художественно-эстетической,  по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной, построена на основе системно - деятельностного подхода.   Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в основу программы положены методические разработки автора Давыдовой Г.Н.  «Детский дизайн. Пластилинография». Актуальность программы состоит в том, что развитие детского творчества, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». В условиях реализации ФГОС ДО,  ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В соответствии с таким пониманием стать субъектом изобразительной деятельности – значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография, как отмечают педагоги,  занимающиеся вопросами нетрадиционной техникой рисования в обучении  дошкольников (Давыдова Г.Н., Яковлева Т. Н., Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А., Лыкова И.А., Шатцкая О.А) - является одним из видов декоративно-прикладного искусства, представляет нетрадиционную технику лепки, которая выражается в создании лепных картин, на горизонтальной плоскости с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов. Посредством  пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы.

1.2 Цели и задачи.

                                                                                                                                                                     Цель -  формирование  у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) художественного творчества, посредством пластилинографии.          

                     

Задачи:

 

Обучающие:                                                                                                                                                                                                                                                     - учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним;- познакомить  со способами деятельности и приёмами пластилинографии: раскрашивание по трафарету, пластилиновый витраж, пластилиновая живопись, работа с народными орнаментами; - познакомить  с использованием материалов пластилинографии;                                                                                                                     -формировать умения самостоятельно определять замысел, сохранять его на протяжении всей работы.

Воспитывающие:                                                                                                                                                                                                                                               воспитывать самостоятельность, трудолюбие, инициативность, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству;                                                                           - воспитывать способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.                                                                                                                                          -воспитание культуры речевого общения

Развивающие:                                                                                                                                                                            - развивать у детей умения различать жанры изобразительного искусства.                                                                                                                                              - развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.                                                                                                                              - развивать мелкую моторику рук, зрительно  – двигательную координацию, творческие способности, психические процессы.

Участники образовательного процесса: дети подготовительной к школе группы 6-7 лет, воспитатель, родители.

Срок реализации Программы: 1 год.

Режим работы кружка: 1 раз в неделю.

1.3.Принципы и подходы:

1.Отпростого  к сложному.

2.от теории к практике.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      3.Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.                                                                                                                                                                                 4.Дифференцированный подход.                                                                                                                                                                                                                                                                      5.Системность знаний.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   6.Активность и самостоятельность.                                                                                                                                                                                                                                                                         7. Воспитывающая и развивающая направленность.

1.4.Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке.

Дети 6-7 лет, подготовительной группы, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Для развития мелкой моторики существует множество разнообразных упражнений по лепке из глины и пластилина. Занимаясь лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия. Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, пластилином и соответствующими инструментами. Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки.На занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с пластилином. Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы. Хотя дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств. Лепить дети любят и умеют, и поэтому могут сразу «показать себя». На первых уроках нужно хвалить детей за работу и тем самым показать, что каждый из них замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя. Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или еще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим. На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что при лепных работах с детьми младшего школьного возраста нужно принимать во внимание их возрастные особенности. Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему, раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково.

1.5.Планируемые результаты:

Детей:

  Ребенок проявляет инициативность, самостоятельность, любознательность, желание участвовать в разных  видах  художественной деятельности;

  • Позитивное отношение к самому себе,  ответственность за начатое дело;
  •  Хорошее владение  изобразительными навыками пластилинографии;
  • Умение анализировать, выделять главное, составлять целое из частей;
  • Умение общаться и взаимодействовать с педагогом и детьми в совместной деятельности;
  • Умение подчиняться правилам и социальным нормам;
  •  Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности

Педагога:

  • повышение качества образовательного процесса;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс инновационной технологии;
  • транслирование опыта работы среди коллег и в Интернет сообществе педагогов;
  • повышение профессиональной компетенции в вопросах развития у детей художественно- творческих способностей посредством пластилинографии.
  • Родителей:
  • повышение родительской компетентности в вопросах  развития художественно- творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Пластилинографии»;
  • развитие интереса к художественной деятельности;
  • развитие интереса к совместному с детьми творчеству.

2.Содержательный раздел.

2.1. формы,способы методы работы:

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:                                                                                                                                                                                                                                                                                  -репродуктивный (воспроизводящий);                                                                                                                                                                                                                                                                     -объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);                                                                                                                 - метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);                                                                                                                                                     - частично-поисковый;                                                                                                                                                                                                                                                                                                      - практический.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.

2.2.Календарно-тематический план кружка «Пластилиное чудо»

на 2020 -2021 учебный год

Месяц / Неделя

Тема

Программное содержание

Источники

Сентябрь

1 неделя

-

2 неделя

  «Астры»                       

«Радуга-Дуга»                                           

Формировать у детей представления о празднике 1 сентября, осенних садовых цветах. Закреплять технические навыки в работе с пластилином, развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином, упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Цветочные мотивы»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Сентябрь

3 неделя

       -

4 неделя

«Чудо плоды»

(витраж)

«Божья коровка Пятнашка»

Закреплять знания о колорите осени, полученные в процессе наблюдения за природой. Продолжить знакомство с натюрмортом. Учить приёму «вливания одного цвета в другой», познакомить детей с техникой обратной  пластилинографии (витраж). Воспитывать чувство красоты родной природы.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Октябрь

1 неделя

-

2 неделя

 «Осенние деревья»

 «Дары осени» (овощи и фрукты)

Знакомство детей с картиной И.Левитана «Зототая осень». Воспитывать умение видеть и понимать картину, учить составлять рассказы по пейзажной живописи, учить детей приёмам пластилинографии. Формировать творческие способности.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2», Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Октябрь

3 неделя

«Мишка косолапый»

Знакомство детей с содержанием  картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»: учить описывать медведей и окружающий пейзаж, учить детей приёмам пластилинографии. 

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные и птицы»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Октябрь

4неделя

«Панда»

Знакомство детей с бамбуковым медведем, его характерными особенностями. Учить приёмам пластилинографии, закрепить приём скатывания, расплющивания. Формировать творческие способности.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные  и птицы»

Ноябрь

1  неделя

-

2 неделя

« Три поросёнка»

«Листопад»

Знакомство детей с парнокопытным животным, учить детей отвечать на вопросы по сказке « Три поросёнка», учить приёмам пластилинографии, закрепить приём раскатывания. сплющивания, прикреплять детали к фону.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные  и птицы»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Ноябрь

3 неделя

-

 4неделя

«Совушка- сова-большая голова»

«Птичка клюёт ягодки на веточке»

Знакомство детей с хищной птицей – совой. Учить детей приёмам пластилинографии, закрепить приём скатывания, воспитывать самостоятельность, инициативу, желание доводить начатое дело до конца. Формировать творческие способности.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные  и птицы»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Декабрь

1неделя

-

2 неделя

«Снеговик»

«Кружевная снежинка»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,  происходящим в жизни детей. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. Формировать и развивать творческие способности.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Декабрь

3неделя

-

4 неделя

«Снегурочка»

«Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,  происходящим в жизни детей, как источника радости. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. Формировать и развивать творческие способности.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Январь

1неделя

-

2неделя

-

«Весёлый клоун»

Продолжить знакомить с жанром изобразительного искусства – портретом. Развивать у детей технические навыки техники пластилинографии. Формировать и развивать творческие способности.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Январь

3 неделя-

4 неделя

«Чебурашка»

«Снеговик» -

Закрепить технику полуобъёма, доставить детям радость со встречей с игрушкой. Развивать у детей технические навыки техники пластилинографии. Формировать и развивать  творческие способности.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Февраль

1 неделя-

2 неделя

«Матрёшка»

«Открытка для папы»

Развивать у детей к народной игрушке.Познакомить с историей рожения деревянной матрёшки. Учить отражать характерные особенности в технике пластилинографии. Формировать и развивать  творческие способности

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Февраль 3 неделя-

4неделя

«Удивительная  дымка»

«Сердечко»

Продолжать знакомить детей с народным прикладным декоративно-прикладным искусством. Учить расписывать готовый силуэт пластилином.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2»

Март

1 неделя-

2 неделя

«Букет для мамы»

«Лебеди»

Продолжать  создать поздравительную открытку своими руками. Создавать лепную картину с выпуклым изображением цветов. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Март

3 неделя-

4 неделя

«Подснежник»

«Веточка мимозы»

Способствовать расширению знаний о цветах Красной книги. Развивать практические навыки детей работать с пластилилином. Закреплять приём раскатывания, размазывания в границах контура. Воспитывать аккуратность.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Цветочные мотивы»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Апрель

1 неделя-

2 неделя

«Чудо-хохлома»

 «Ракета»

Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы народной росписи пластилином.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Апрель

3 неделя-

4 неделя

«Городец- удалец»

«Весна идёт, весне дорогу!»

Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы народной росписи пластилином.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Детский дизайн-2» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Май

1 неделя

2 неделя

«Сказочная Гжель»

«Салют»

Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать изделия мастеров, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы гжельской росписи пластилином.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Май

3 неделя-

4 неделя

«Перо Жар -птицы»

«Разноцветный светофор»

Познакомить детей с произведением П.Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать творческие способности.

Г.Н. Давыдова «Пластилинография» «Животные  и птицы» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

3.Организационный раздел.

3.1.Учебный план:

Кружок «Пластилиновое чудо» проводится с детьми 6 – 7 года жизни.

Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май).

Количество занятий в месяц – 4

Количество занятий в год – 35

Продолжительность занятия – 30 мин.

Занятия проводятся во второй половине дня, вторника и  четверга месяца.

Учебный план основной образовательной программы дошкольного образования по дополнительному образованию «Пластилиновое чудо» на 2021-2022 учебный год

№ п/п

Наименование учебной деятельности

Количество часов

Контрольное мероприятие

1.

Лепка животных

3

выставка

2.

Лепка цветов

4

выставка

3.

Лепка композиций

4

выставка

4.

Лепка сказочных персонажей

1

выставка

5.

Лепка грибов

3

выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прграмма дополнительного образования для детей 5-6 лет "Ритмоцветик"

Программа по дополнительному образованию для детей старшей группы детского сада...

Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".

Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.Программа рассчитана на 3 учебных года.Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.Пр...

Программа дополнительного образования "Чудо-пальчики"

Программа дополнительного образования "Чудо-пальчики"...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...

Программа по дополнительному образованию "Чудо пластики"

  Программа по дополнительному образованию....

Программа дополнительного образования "Чудо шашки" 2019-2020 уч.год

Программа дополнительного образования "Чудо шашки"  2019-2020 уч.год....

Рабочая программа дополнительного образования «Чудо-шашки»

Рабочая программа дополнительного образования «Чудо-шашки»...