Курс занятий по программе "Цветные ладошки"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Исламова Ляйсан Фэисовна

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_6.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Направленность дополнительной образовательной программы.

Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования. Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через предметы эстетического цикла.

Наш детский сад  предлагает курс занятий по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию.  Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественно-эстетического воспитания.

Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, например в лепке.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Цель.

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи.

Показать детям разнообразие пластических материалов (соленое тесто), познакомить с его свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:

•        видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

•        синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

•        создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);

•        учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество  теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

•        создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).

Отличительные особенности данной образовательной программы

Занятие адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем саду. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных диагностических материалов, скоростью и возможности усвоения именно нашими детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

Работа ведется с детьми, желающими лепить и, имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики.  Группа делиться на две части. Количество детей   от 10  до 15 человек  в каждой  группе. Проводится одно занятие в неделю с каждой подгруппой.

Ожидаемые результаты.

В ходе прохождения  курса обучения  лепки из соленого теста дети должны:

 - свободно ориентироваться в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;

- самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы;

- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

 - получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

 Контроль над  эффективностью проведению занятий ведется в ходе       индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, открытых занятий, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

 Программа реализуется на платной основе.

Сентябрь

Тема

Задачи

1-2

Мой веселый, звонкий мяч

Лепить предметы округлых предметов. Синхронизировать движения обеих рук: раскатывать тесто круговыми движениями ладоней. Развивать кисти руки.

3-4

Ягодки на тарелочке

Создать композицию из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получить шарообразную форму разными приемами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягод).

Октябрь

1

Репка на грядке

Лепить репку в определенной последовательности: раскатать шар, сплющить, вытянуть хвостик, прикрепить листья. Создать композицию на куске теста (грядка)

2

Мышка-норушка

Лепить конусообразную форму и создать образ мышки: засотрить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер).

3-4

Грибы на пенечке

Создать коллективную композицию из грибов. Лепить грибы из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Учить соединять детали прочно и аккуратно.

Ноябрь

1

Падают, падают листья…

Создавать изображения предметов на пласте теста: отрывание (отщипывание) кусочков теста (желтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развивать чувство цвета и мелкую моторику.

2

Вот ежик – ни головы,

 ни ножек

Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками. Развивать чувство формы и мелкую моторику.

3-4

Лесной магазин

Лепить  лесных зверей комбинированным способом (по представлению). Учить составлять коллективную композицию.

Декабрь

1

Снеговики играют в снежки

Закрепить скатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней, создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

2

Елочка

Создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать  большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Развивать чувство ритма.

3-4

Новогодние игрушки

Моделировать игрушки  (из2-3 частей) для новогодней елки. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание  округлых форм,  соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.

Январь

1

Я пеку, пеку, пеку…

Лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание,  защипывание края. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

2

Бублики, баранки

Раскатывать цилиндры (колбаски) разной длины и толщины с замыканием в кольцо. Оформлять изделия ( посыпать маком, манкой, протыкать спичкой или пластиковой вилкой). Развивать глазомер и мелкую моторику.

Февраль

1

Птички синички на кормушке

Создавать выразительный образ знакомой птички, дополняя работу мелкими деталями (перышки, семечки, бусинки). Создавать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем.

2

Баю-бай, засыпай

Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар. Оформить композицию в маленьких коробочках.

3-4

Бабушкина корзина

Лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их  на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику.

Март

1

Сосульки

Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.

2-3

Букет цветов

Лепить предмет, состоящий из частей, разных по форме (жгутики, шарики) и величине. Развивать чувство формы и пропорций. Делить тесто на части с помощью стеки.

4

Клоун

Лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук.

Апрель

1

Мостик

Моделирование мостика из 3-4 бревнышек, подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создать композицию из ручейка и мостика.

2-3

Птичка в гнездышке

Моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать. Слепить птенчика по размеру гнездышка. Обыграть композицию (червячок в клюве). Воспитывать интерес к лепке.

4

Ути-ути!

Лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатать шар или овоид, оттянуть часть теста для головы, прищипнуть хвостик, вытянуть клювик. Воспитывать интерес к познанию природы.

Май

1

Котенок Васька

Создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Развивать чувство пропорции.

2

Собачка Жучка

Продолжать лепить домашних животных. Искать приемы для усиления выразительности образа: оттягивание, сплющивание, вытягивание. Развивать мелкую моторику .Воспитывать любовь к природе

3-4

Филимоновские игрушки

Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассмотреть, обследовать, обыграть разные фигурки (петушок, курочка, медведь, лиса и др.). Лепить фигурки в стилистике и по мотивам народной пластики.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Литература:

  • Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
  • Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
  • Лыкова И.А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
  • Лыкова И.А. Лепим игрушки;  мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».

Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».

Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».

Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....

Курс занятий "Сила ума". Тематический план, сценарии занятий.

Здесь полное описание занятий курса "Сила ума"...

Конспект занятия по рисованию ладошками в 1-й младшей группе "Наши ладошки"

Программное содержание: развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Знакомство со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности. Развивать мелкие ...