"Мукосолька"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Силаева Ольга Сергеевна

Рабочая программа занятийной деятельности "Мукосолька" лепка из соленого теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mukosolka.docx64.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Рябинушка»

Поспелихинского района Алтайского края

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МУКОСОЛЬКА»

Педагог Силаева О.С.

с.Поспелиха

2020 год

Пояснительная записка.

Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Реализация Программы предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, необходимо использовать замечательный метод – тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

1. Повышает сенсорную чувствительность;

2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

5. Развивает творчество ребенка.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

  1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
  2. Легко отмывается и не оставляет следов.
  3. Материал экологически безвредный, не аллергенный.
  4. Безопасно при попадании в рот.
  5. Не липнет к рукам при лепке.
  6. Можно сушить на воздухе.
  7. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
  8. Если покрыть лаком - сохранится на века.
  9. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Была разработана серия занятий по лепке из соленого теста. Каждое занятие по времени рассчитано на 15-20 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей педагог может отвести на эти занятия большее либо меньшее количество времени.

Направленность программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Цель курса – общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Задачи:

Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, изотдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке квыставкам;

2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Отличительная черта программы:

Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» за счёт обучения детей лепки из солёного теста


Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы.

Весь курс состоит из восемнадцати взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-3 занятия. Количество занятий зависит от объема работы, от возраста детей и уровня подготовленности группы.

Чудо лепешка. (1 час)

Грибная поляна. (2 часа)

Колобок. (2 часа)

Дары осени. (3 часа)

Золотая осень. (2 часа)

Веселый удавчик. (2 часа)

Божья-коровка. (2 часа)

Чудо яблонька. (2 часа)

Забавные брошки. Значки. (2 часа)

Подарок ко дню матери (1,5 часа)

Ежик. (3 часа)

Зима пришла. (1 час)

Снеговичок. (1 час)

Гирлянда на елку. (2 часа)

Пингвиненок. (2 часа)

Красивое сердечко. (2 часа)

Звезда для папы. (1 час)

Подарок папе. (2 часа)

Подарок маме. (2 часа)

Подводное царство. (2 часа)

Веселое настроение. (2 часа)

Смешарики. (3 часа)

Черепашка. (2 часа)

Панорама: весна пришла. (3 часа)

Детские фантазии (3 часа)


По окончании курса дети должны знать:

  1. Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
  2. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.
  3. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
  4. Основные приемы лепки.
  5. Способы соединения деталей из различных материалов.
  6. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
  7. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.
  8. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
  9. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.
  10. Приемы разметки по тесту.
  11. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков при помощи взрослого.

По окончании курса дети должны уметь при помощи взрослого:

  1. Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.
  2. Соединять детали из соленого теста различными способами.
  3. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.
  4. Правильно сушить и оформлять изделие.
  5. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
  6. Собирать сборные конструкции из соленого теста.
  7. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
  8. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.
  9. Определять технологию изготовления поделки.
  10. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
  11. Творчески подходить к выполнению работы.





















Принципы  построения  программы


·принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; непрерывность, регулярность, планомерности воспитательно-образовательного процесса;

·принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

·принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

·принцип развивающего характера художественного образования;

·принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

·принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;

·принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу;

·принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

·принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

·принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

·принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

·принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

·принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

·принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

·принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).


Интеграция видов деятельности по ФГОС

По задачам и

содержанию работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Игровая деятельность» - использование игровых приемов для организации образовательной деятельности.

«Двигательная деятельность» - идет развитие мелкой моторики рук.

«Коммуникативная деятельность» - Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

«Познавательно-исследовательская деятельность» - формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части изобразительного искусства, творчества.

«Продуктивная деятельность» - дети могут видеть результаты своей работы.

«Трудовая деятельность» - Формировать трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах конструктивной деятельности.

«Воспроизведение художественной литературы» - развитие детского творчества, приобщать к различным видам искусства.

«Воспроизведение художественной литературы», – использовать музыкальные и художественные произведения.

«Коммуникативная деятельность» - беседы, ситуативные разговоры.

«Продуктивная деятельность» - лепка из соленого теста.

«Художественно-эстетическая деятельность» - использование музыки во время образовательной деятельности, ознакомление с элементами художественной деятельности.




Связь с другими образовательными областями


«Социально-коммуникативное развитие»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств,

чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области






























«Познавательное развитие»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Речевое развитие»

практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Художественно-эстетическое развитие»

использование художественных произведений для обогащения содержания области,

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области,

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Физическое развитие»

развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду,

труду других людей и его результатам












Практические советы и рекомендации


Особенности технологии лепки из соленого теста


Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии,  если удастся правильно вымесить тесто.

Рецепт теста.  Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.

Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Окрашивание теста и готовых поделок. 

Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.

Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью.  Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из тру бочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.

Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).

Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.

Хранение  и реставрация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.

Уход за поделками из соленого  теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого  теста можно время от времени просушивать в духовке.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки  - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.



Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой


«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

  • Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
  • Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
  • Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
  • Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
  • Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
  • На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
  • Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
  • Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
  • Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.


Методические рекомендации для педагогов


Занимаясь   с  детьми лепкой из соленого теста,  педагогам следует соблюдать  следующие условия:

  • ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
  • для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также  иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
  • необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
  • на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять  и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
  • в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку,  проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
  • не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не полу чат отрицательной оценки взрослого;
  • необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим.  Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
  • одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
  • нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.




Содержание программы «Мукосолька» соответствует достижениям

исконно-русской культуры и традиции. Следовательно, направленность курса дополнительного образования нельзя рассматривать отдельно от дошкольного образования РФ. И поэтому разработанная программа учитывает требования нормативно-правовой и концептуальной базы системы образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Данная программа реализует задачи ФГТ (физическое и художественно-эстетическое развитие). 

Для каждой возрастной группы предусмотрено определенное количество учебных часов – занятий с разным хронометражем (младшая – 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная к школе группа – 30 минут). Программа ориентирована на детей от 3 до 7 лет и рассчитана на 4 года.

Необходимо отметить функциональные особенности данного материала – теста. Оно пластично, но не так сильно пачкает руки как пластилин. Особенно полезно это занятие для детей, так как помогает развивать мелкую моторику. По мнению психологов, помогает снятию эмоционального напряжения, усталости.

Процесс работы с пластичными материалами – это и огромное поле для воплощения детских фантазий, и отличная тренировка мелкой моторики рук. Занятия лепкой из соленого теста воспитывают в детях творческие способности, художественный вкус, самостоятельность, активность, коммуникабельность. Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самообразования и самореализации.

Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность и внимательность. Работа с тестом дает простор детской фантазии.

В лепке ребенок не просто рассматривает формы предмета – он осязает его своими органами чувств. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии, тем отчетливее становится впечатление.

Вылепленную поделку можно рассмотреть и потрогать. Ребенку интересно показать ее другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Тесто – хороший материал для лепки. Все что необходимо для приготовления соленого теста – соль, мука и вода. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Цель лепки из теста – воспитание интереса к труду, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики. Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполнены из простых элементов – колобков, колбасок и лепешек.

Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже этот простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если узнать его свойства и научиться работать с ним. Соленое тесто стало очень распространенным материалом для лепки – оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

На занятиях предлагается сделать акцент на выполнение панно из теста

для старшего дошкольного возраста, а младшим дошкольникам рекомендую делать из разноцветного соленого теста фигурки.

В общении на занятиях лепкой в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность.

Ценность занятий заключается в том, что они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Занятия лепкой из соленого теста позволяют детям выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир фантазии, в мир красоты и добра.

Лепка развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.

Актуальность

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Возраст от 3 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

В работе с детьми используются три вида лепки:

  • лепка предметная,
  • лепка сюжетная,
  • лепка декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

В лепке ребенок не просто рассматривает формы предмета – он осязает его своими органами чувств. А чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии, тем отчетливее становится впечатление.

Вылепленную поделку можно рассмотреть и потрогать. Ребенку интересно показать ее другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Новизна и отличительные особенности.

  • на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  • создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  • во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  • в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  • тестопластика включает в себя множество задач – подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств, работа с красками и еще многое другое;
  • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
  • в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
  • по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
  • заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении скучных упражнений по обведению кружочков в прописях;
  • свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
  • само по себе тесто является теплым, экологичным, легкоотстирывающимся и доступным материалом.

Психологические особенности детей 3 – 7 лет.

Развитие личности в среднем и старшем дошкольном возрасте характеризуются освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.

Формируются все стороны личности ребёнка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребёнка. Представление о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребёнка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов.

Дети узнают, что выбор материала, формы и цвета вещи определяется стремлением сделать её максимально удобной и приятной для окружающих.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребёнка со взрослым (вопросы «Что это? Из чего сделано? Для чего эта вещь?) на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяет детям больше участвовать в делах взрослых. Также дети могут и хотят отражать в играх своё отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.

При всём этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно, например моральные представления, чувства, действия.

Более всего активизирует моральные действия (т.е. совершаемые бескорыстно, при отсутствии контроля, наград, наказаний) приобщение детей к делам взрослых, которым они симпатизируют. В возрасте 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

К пяти годам ребёнок получает представление об обратимых и необратимых процессах, способен отличать изменение какого – либо признака или количества от ситуации, в которых количество или признак остались неизменными.

Появляется стремление к продуктивной деятельности. Особенность данного возраста – тяга к красивому, эстетичному, ценному.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения.

Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Именно в этом возрасте воображение является основой для решения задач по обучению и воспитанию.

Мышление – наглядно – образное. Дети учатся переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их.

Общение у дошкольников внеситуативно – личностное.

Сверстник интересен как партнёр по сюжетной игре. Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин и женщин.

На занятиях дошкольник может изложить мысль, пересказать сюжет, описать предмет, явление, сформулировать предложение или вопрос. Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма. Педагогу необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого интеллектуального результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.

После пяти лет у детей начинают появляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Иными словами, кроме имеющихся качеств начинают появляться представления о желательных и не желательных чертах и особенностях.

Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательным, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами. Именно благодаря этой способности дети шестого года жизни впервые приобретают неуловимый налёт взрослости, серьёзности и ответственности за свои поступки.

В процессе деятельности в среднем и старшем дошкольном возрасте, для детей по – прежнему действен мотив сделать нужную вещь для себя. Вместе с тем «набирает силу» мотив общественной пользы. Постановка педагогом такого мотива перед началом деятельности активизирует внимание детей, увеличивает число справляющихся с заданием, существенно улучшает её качество.

Адекватная (т. е. правильная, соответствующая результату, а не завышенная или заниженная) самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом развития личности. В формировании личности играют роль многие факторы: отношение к ребёнку в семье, отношение между детьми в разных видах деятельности, положение детей в коллективе.

Но решающим является отношение педагога к воспитанникам и оценка им результатов их деятельности.

Цель:

Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи:

1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;

3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;

4. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

Краткая характеристика программы

1.Программа кружка подготовлена для работы с детьми дошкольного возраста и рассчитана на 4 года.

1-й год обучения (вторая младшая группа) – «Украшение интерьер».
2-й год обучения (средняя группа) – «Декоративная роспись изделий»
3-й год обучения (старшая группа) – «Плоскостные картины.Рельефы».
4-й год обучения (подготовительная к школе группа) – «Приобщение детей к театру».

2. Кружок проводится 1 раза в неделю, 4 раза в месяц, 35 занятий в год:

  • младшая –15 минут,
  • средняя группа –20 минут,
  • старшая группа – 25 минут,
  • подготовительная к школе группа – 30 минут).

3. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Условия реализации программы

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов. 2 этап - обучение приемам изготовления. 3 этап - изготовление поделок.

Обеспечение программы.

Солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, семена, трафареты, листья деревьев, печатки, кисти, стаканчики для воды т.п.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы, презентации.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары – практикумы, презентации, информация через сайт детского сада (sadik206@jimdo.com).

в ВК группе «Колокольчики» (https://vk.com/club80065920)

Что должен уметь ребенок в результате работы кружка на конец года:

Младший возраст:

  • отделять от большого куска небольшие комочки;
  • раскатывать комок теста прямыми движениями;
  • раскатывать комок теста круговыми движениями;
  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
  • соединять концы;
  • сплющивать между ладонями комок теста;
  • соединять 2-3 знакомые формы;
  • защипывание краев формы кончиками пальцев.

Средний возраст:

  • скатывание прямыми движениями;
  • скатывание круговыми движениями;
  • расплющивание;
  • соединение в виде кольца;
  • защипывание края формы;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • оттягивание части от основной формы;
  • сглаживание поверхности формы;
  • присоединение части;
  • прижимание;
  • примазывание;
  • вдавливание для получения полой формы;
  • использование стеки.

Старший возраст:

  • лепка с натуры;
  • лепка по представлению;
  • лепка из целого куска;
  • сглаживание поверхности формы;
  • устойчивость изделия;
  • выразительность образа;
  • динамика движения;
  • лепка из нескольких частей;
  • пропорции;
  • роспись;
  • налепы;
  • углубленный рельеф;
  • использование стеки.

Ожидаемый результат.

Младший возраст:

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Средний возраст:

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Старший возраст:

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, украшение интерьера, участие в смотрах, конкурсах детского сада, поселка, района, округа.

Литература:

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.

Лыкова И. А., Грушина Л. В. Подарки из соленого теста. Издательство: ИД Цветной мир, 2012 г.

И.А. Лыкова «Лепим с мамой»

Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006г.

Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.

Авторскую разработка Халезовой Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду» / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г

Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.;.

И. Гусева «Соленое тесто». Москва. Мой мир. 2006.

М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.

Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.

Различные дополнительные источники.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 42 с.НИКОЛЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧКИЙ РАЙОН











Программа

"Лепим из соленого теста"







Педагог: Федосова О.И.__________________

Срок реализации программы: 8 месяцев

Возраст для обучения: 4-6 лет









Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с № 42

________________________ И.В.Попова.



Пояснительная записка



С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Программа кружка основана на интеграции  художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной  деятельности; в основе  программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством, национально-региональный компонент отражен в плане: это изготовление подарков и сувениров к различным праздникам.

В свете Федеральных государственных образовательных стандартов образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. Реализация Программы предусматривается в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. ФГОС поддерживают точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», говорят о создании благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, я использую замечательный метод – тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

1. Повышает сенсорную чувствительность;

2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

5. Развивает творчество ребенка.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

  1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
  2. Легко отмывается и не оставляет следов.
  3. Материал экологически безвредный, не аллергенный.
  4. Безопасно при попадании в рот.
  5. Не липнет к рукам при лепке.
  6. Можно сушить на воздухе.
  7. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
  8. Если покрыть лаком - сохранится на века.
  9. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Была разработана серия занятий по лепке из соленого теста. Педагог может проводить их на занятиях кружка. Каждое занятие по времени расчитано на 15-20 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей педагог может отвести на эти занятия большее либо меньшее колиество времени.




























Спецкурс «Лепим из соленого теста».



Направленность программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Цель курса – общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Задачи:

Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, изотдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке квыставкам;

2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Отличительная черта программы:

Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» за счёт обучения детей лепки из солёного теста


Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы.

Весь курс состоит из восемнадцати взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-3 занятия. Количество занятий зависит от объема работы, от возраста детей и уровня подготовленности группы.

Чудо лепешка. (1 час)

Грибная поляна. (2 часа)

Колобок. (2 часа)

Дары осени. (3 часа)

Золотая осень. (2 часа)

Веселый удавчик. (2 часа)

Божья-коровка. (2 часа)

Чудо яблонька. (2 часа)

Забавные брошки. Значки. (2 часа)

Подарок ко дню матери (1,5 часа)

Ежик. (3 часа)

Зима пришла. (1 час)

Снеговичок. (1 час)

Гирлянда на елку. (2 часа)

Пингвиненок. (2 часа)

Красивое сердечко. (2 часа)

Звезда для папы. (1 час)

Подарок папе. (2 часа)

Подарок маме. (2 часа)

Подводное царство. (2 часа)

Веселое настроение. (2 часа)

Смешарики. (3 часа)

Черепашка. (2 часа)

Панорама: весна пришла. (3 часа)

Детские фантазии (3 часа)


По окончании курса дети должны знать:

  1. Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
  2. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.
  3. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
  4. Основные приемы лепки.
  5. Способы соединения деталей из различных материалов.
  6. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
  7. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.
  8. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
  9. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.
  10. Приемы разметки по тесту.
  11. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков при помощи взрослого.

По окончании курса дети должны уметь при помощи взрослого:

  1. Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.
  2. Соединять детали из соленого теста различными способами.
  3. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.
  4. Правильно сушить и оформлять изделие.
  5. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
  6. Собирать сборные конструкции из соленого теста.
  7. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
  8. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.
  9. Определять технологию изготовления поделки.
  10. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
  11. Творчески подходить к выполнению работы.





















Принципы  построения  программы


·принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; непрерывность, регулярность, планомерности воспитательно-образовательного процесса;

·принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

·принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

·принцип развивающего характера художественного образования;

·принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

·принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;

·принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу;

·принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

·принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

·принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

·принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

·принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

·принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

·принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

·принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).


Интеграция видов деятельности по ФГОС

По задачам и

содержанию работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Игровая деятельность» - использование игровых приемов для организации образовательной деятельности.

«Двигательная деятельность» - идет развитие мелкой моторики рук.

«Коммуникативная деятельность» - Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

«Познавательно-исследовательская деятельность» - формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части изобразительного искусства, творчества.

«Продуктивная деятельность» - дети могут видеть результаты своей работы.

«Трудовая деятельность» - Формировать трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах конструктивной деятельности.

«Воспроизведение художественной литературы» - развитие детского творчества, приобщать к различным видам искусства.

«Воспроизведение художественной литературы», – использовать музыкальные и художественные произведения.

«Коммуникативная деятельность» - беседы, ситуативные разговоры.

«Продуктивная деятельность» - лепка из соленого теста.

«Художественно-эстетическая деятельность» - использование музыки во время образовательной деятельности, ознакомление с элементами художественной деятельности.




Связь с другими образовательными областями


«Социально-коммуникативное развитие»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств,

чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области






























«Познавательное развитие»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Речевое развитие»

практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Художественно-эстетическое развитие»

использование художественных произведений для обогащения содержания области,

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области,

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Физическое развитие»

развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду,

труду других людей и его результатам












Практические советы и рекомендации


Особенности технологии лепки из соленого теста


Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии,  если удастся правильно вымесить тесто.

Рецепт теста.  Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.

Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Окрашивание теста и готовых поделок. 

Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.

Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью.  Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из тру бочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.

Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).

Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.

Хранение  и реставрация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.

Уход за поделками из соленого  теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого  теста можно время от времени просушивать в духовке.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки  - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.



Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой


«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

  • Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
  • Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
  • Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
  • Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
  • Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
  • На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
  • Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
  • Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
  • Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.


Методические рекомендации для педагогов


Занимаясь   с  детьми лепкой из соленого теста,  педагогам следует соблюдать  следующие условия:

  • ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
  • для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также  иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
  • необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
  • на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять  и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
  • в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку,  проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
  • не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не полу чат отрицательной оценки взрослого;
  • необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим.  Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
  • одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
  • нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Мукосолька"

Разработанная мною прогамма кружка по лепке из соленого теста на один учебный год...

Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...

Развитие мелкой моторики через лепку из соленого теста. Кружковая работа « Мукосолька»

Развитие мелкой моторики через лепку из соленого теста Кружковая работа « Мукосолька»        Речь - явление социальное и служит средством  общения людей др...

Кружок "Мукосолька"

Перспективное планирование кружка,его актуальность и значимость....

Программа по лепке из соленого теста "Мукосолька" старшего воспитателя МАДОУ ЦРР №36 г.Курганинска

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Кубани нами была разработана система кружковых занятий по тестопластике. Дети знакомятся с традиционными худо...

Программа кружковой работы в подготовительной группе "Мукосолька"

Цель данной программы:   подарить детям радость творчества,  показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление ...

Мукосолька (занятия с детьми 5-7 лет)

Занятия кружка из соленого теста...