Кружок "Мукосолька"
материал (подготовительная группа) по теме
Перспективное планирование кружка,его актуальность и значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по лепке из соленого теста «Мукосолька»
Руководитель:
воспитател
Медведкина Зоя Васильевна
Актуальность
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями..
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Материалы для занятий включают: авторскую разработку Халезовой Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.; Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И. А., различные дополнительные источники: Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008.; Хананова И. Н. Соленое тесто. М., 2006.; Хоменко В. А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.; Чаянова Г. Н. Соленое тесто. М., 2005, способствующие широкому раскрытию изучаемой темы.
Кружок «Мукосолька»
Цель: Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;
3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
Краткая характеристика программы
1. Программа кружка подготовлена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. На кружок отбираются дети по результатам проведенной диагностики, т. е. дети, имеющие высокий уровень по разделу «Художественно-эстетическое развитие». Кружок проводится 1 раз в неделю по 15 минут. В кружке занимаются 10 человек.
2. Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Перспективное планирование работы кружка по лепке из соленого теста в средней группе
Октябрь.
Цикл занятий «Овощи и фрукты»: «овощи», «фрукты», «капуста», «корзина с клубникой» (совместная детей и воспитателя).
Задачи:
1. Учить детей лепить объемные фигуры.
2. Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
3. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.
4. Закреплять знание фруктов и овощей.
Ноябрь.
Цикл занятий «Насекомые»: «гусеница», «божья коровка», «пчелка», «бабочка».
Задачи:
1. Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.
2. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски.
3. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани на проволоке).
4. Воспитывать интерес к живой природе.
5. Развивать способности к формообразованию.
Декабрь.
Цикл занятий «Готовимся к Новому году»: «снеговик», «новогодние игрушки», «тигренок», «елочка».
Задачи:
1. Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.
2. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.
3. Развивать чувство формы, пропорций.
4. Воспитывать аккуратность.
Январь.
Цикл занятий «Животные нашего края»: «ежик», «мышь», «бельчонок», «зайчик».
Задачи:
1. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.
2. Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
Февраль.
Цикл занятий «Мы играем»: «овощи и фрукты для игры в «Магазин», «хлебобулочные изделия для игры в «Магазин», «мебель для Барби», «Пальчиковый театр «Колобок».
Задачи:
1. Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.
2. Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр и пальчикового театра.
3. Развивать наблюдательность.
4. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.
Март.
1 неделя: «Роза для мамы.
Задачи:
1. Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.
2. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
3. Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.
2- 4 неделя: «Лепим сокольскую керамику» (кувшин, блюдце, миска).
Задачи:
1. Знакомить детей с основными видами сокольской керамической посуды.
2. Отрабатывать приёмы вдавливания, выгибания, сглаживания.
3. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
4. Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.
Апрель – май.
Цикл занятий «Цифры»: 1-9.
Задачи:
1. Учить детей лепить цифры, соотнося цифру и количество предметов.
2. Закреплять знания цифр.
3. Развивать технические умения и навыки.
4. Воспитывать аккуратность.