“Нетрадиционные техники аппликации – как эффективное средство социально-эмоционального и художественно-эстетического развития детей группы с ЗПР”
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа)
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В.А. Сухомлинский
Среди общего числа дошкольников выделяется категория детей, характеризующихся, как дети с ограниченными возможностями здоровья. По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к одной из основных категорий детей с ОВЗ относятся дошкольники с задержкой психического развития. Аномалии в их развитии касаются различных сторон психофизического развития ребёнка: его зрительного восприятия, слуховой и речевой, интеллектуальной и двигательной систем, эмоционально-волевой сферы. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания. Следовательно, творческие способности у дошкольников с ЗПР формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена: с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны— оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий. Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, проблема развития творческих способностей у таких детей весьма актуальна. Учитывая, что в работе с детьми с ЗПР, важная роль принадлежит продуктивным видам творческой деятельности, приоритетным направлением работы педагога стало развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации.
Целью моей работы является: создание условий для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликацией.
Задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Виды аппликации
-предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
-сюжетная, отображающая те или иные события;
-декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_zpr.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Накладная аппликация Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Модульная аппликация (мозаика) При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. Аппликация из ваты (ватных дисков, шариков, палочек) является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Обычно это работы зимней тематики или пушистые зверьки. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу.
Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Ниткография Техника выполнения детской аппликации из ниток для вязания проста, возникла как выход после техники «макраме» — остатки от макраме использовали для аппликации. Изобразить можно все, чего душа желает: птиц, зверей, насекомых, природу. Благодаря такой оригинальной технике котенок, например, может стать пушистым и мягким. Для работы можно использовать шаблоны или собственные рисунки.
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
Аппликация из салфеток Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из ткани — разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
Аппликация из крупы и макаронных изделий Перебирая предметы пальчиками, наши дети учатся совершать щипковые движения. Детям нашей группы интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды. На примере аппликации «Грибы», мы брали естественные цвета круп, подбирая ее в подходящей цветовой гамме.
Аппликация из бросового материала Данное направление носит название «dump art». Не нужно приобретать дорогие материалы для аппликации, можно воспользоваться подручными материалами. Это вызывает живой интерес детей и развивает творческое воображение. Такие аппликации доступны с младшей группы, некоторые из них очень просты , другие более сложные. (на втулках от туалетной бумаги, одноразовых тарелках, прищепках, дисках и т.д.) На примере данных работ видно, что мы готовимся к Новому году, также используя нетрадиционную технику.
Коллаж Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Аппликация из засушенных растений В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста " Весёлая матрёшка".
Веселая матрешка...
План самообразования на тему: "Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста"
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, эксперементировать, а самое главное ...
«Веселый дождик» (Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками). Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в первой группе раннего возраста.
Программные задачи:- Учить детей рисовать точки, пятнышки с помощью ватных палочек, изображая тучки и дождик.- Знакомить детей с доступными явлениями природы; продолжать учить различать цвет...
«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
laquo;Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский...
«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей»
Лепка относится к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. Лепка уникальна тем, что помимо воздействия на речь ребенка она развивает творческие способности,...
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...