Конспект занятия Тема: «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Актуальность:
Ямало-Ненецкий автономный округ богат не только природными ресурсами, но и интересной историей и самобытной культурой коренных народов Севера. Данное занятие позволит расширить и обогатить представления детей дошкольного возраста о родном крае, жизни и творчестве ненцев.
Занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет), продолжительность 35 мин.
Основная цель: Познакомить детей с прекрасным миром народного искусства ненцев, с их традициями и бытом, которые передают они из поколения в поколение. Изготовить амулет (оберег).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети» | 32.27 КБ |
приложение к занятию «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети» | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й А В Т О Н О М Н Ы Й О К Р У Г
|
629830 ЯНАО г.Губкинский, микрорайон 2, дом 30 телефон: (34936) 5-33-10, 3-21-66, факс 3-21-66, E-mail: rusal@mogub.yanao.ru ОКПО 48737632, ИНН 8913001520, расчетный счет 40701810165771500025, БИК 047130639 ОАО «Запсибкомбанк» |
Конспект занятия
Тема: «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети»
Автор: Киселева Елена Ивановна,
воспитатель МАДОУ «Русалочка»
ЯНАО, г. Губкинский,
2021 г.
Пояснительная записка:
Актуальность:
Ямало-Ненецкий автономный округ богат не только природными ресурсами, но и интересной историей и самобытной культурой коренных народов Севера. Данное занятие позволит расширить и обогатить представления детей дошкольного возраста о родном крае, жизни и творчестве ненцев.
Занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет), продолжительность 35 мин.
Основная цель: Познакомить детей с прекрасным миром народного искусства ненцев, с их традициями и бытом, которые передают они из поколения в поколение. Изготовить амулет (оберег).
Программное содержание:
- Познакомить детей с особенностями декоративно - прикладного искусства лесных ненцев: орнамент из меха и сукна, выполненный техникой мозаики.
- Закрепить знания детей о коренном народе, живущем на севере, их одежде.
- Учить детей изготавливать амулет (оберег) с орнаментом Нашки-дети.
- Развивать согласованность работы обеих рук при вырезании круга.
- Воспитывать доброжелательное отношение к коренным народам Севера.
Материалы:
У воспитателя – презентация «Народное искусство ненцев», образцы орнаментов из меха и сукна, образец амулета с орнаментом нашки – дети, фишки для игры, предметные картинки с изображением оленя, чума, летящей птицы, детей в национальной одежде.
Технические средства: интерактивная доска, ноутбук.
У детей – заготовки для выполнения амулета из цветной бумаги (квадрат 7*7 см красного цвета, квадрат 4,5*4,5 см фиолетового цвета, квадрат 4*4 см желтого цвета с обратной стороны приклеена бумага в клетку на двусторонний скотч), ножницы, клей, тесьма.
Словарная работа:
Амулет – оберег, предмет, который приносит счастье и уберегает от потерь (защитное действие).
Название орнамента: Нашки – дети.
Сукно – это теплая ткань.
Предварительная работа:
- Организовать выставку «Ямал - удивительный край!» (Приложение 1)
- Рассматривание книг о жизни лесных ненцев «Хомани» авторы: М. Приходько, О. Приходько»; «Хомаку» автор: М.С. Приходько;
- Посмотреть отрывок фильма о быте лесных ненцев «Белый ягель» Ж. Косых.
- Познакомить детей с ненецкими сказками: «Медвежья шкура», «Песнь лебедя», «Айога», «Кукушка».
- Научить детей вырезать круг и овал из заданной формы – квадрат, прямоугольник.
- Работа в тетрадях в клетку: «Графический диктант».
План проведения занятия:
- Знакомство с ненецкой одеждой (презентация «Народное искусство ненцев») - (4 мин)
- Динамическая пауза. Подвижная игра «Повтори движение» - (3 мин)
Цель игры: формировать потребность в двигательной активности, умение передать простейшие действия некоторых персонажей: оленя, лыжника, птицы, швеи.
- Игра на воображение «На что похож орнамент» - (3 мин)
Цель игры: развивать наблюдательность детей, учить видеть в орнаменте природу севера, птиц, животных, чум (жилище ненцев), людей.
- Объяснение и частичный показ выполнения работы – (3 мин)
- Графический диктант для изображения элемента орнамента «Нашки-дети» - (5 мин)
- Самостоятельная работа детей - (15 мин)
- Подведение итога - (2 мин)
Ход занятия
Дети входят в группу, тихо звучит ненецкая песня https://youtu.be/gMLcNdEdJYc на интер-активной доске изображение оленьей упряжки на фоне чума.
(Приложение 2.)
Слайд 2.
Воспитатель в образе хозяйки чума встречает детей и приглашает их к очагу: «Добрый день ребята. Я рада видеть вас у себя в гостях. Вы были когда-нибудь в тундре? Среди этого зимнего безмолвия живёт талантливый народ ненцы. Мы с вами смотрели документальный фильм «Белый ягель». Расскажите, чем занимается этот народ?»
Дети: Ненцы ловят рыбу, охотятся, пасут стада оленей.
Слайд 3
Воспитатель: Для ненцев олень – священное животное. Это и еда, и транспорт, и жильё, и одежда.
Слайд 4.
Воспитатель: Из шкуры оленя ненцы шьют красивую одежду, обувь, головные уборы, сумки.
Слайд 5.
Воспитатель: Большой ценностью для ненецких мужчин и женщин считается теплая одежда. Зимой она помогает справиться с жестокими морозами, летом – от мошки и комаров. Ненцы придумали специальную нательную меховую рубаху - малицу. К ней пришиваются капюшон и рукавицы. В очень теплой малице обеспечена защита тела и головы от холода, ветра. Открытым остается только лицо. Мех плотно прилегает к телу, потому что шьют малицу мехом внутрь. Такую одежду ненцы украшают специальными меховыми узорами, которые пришивают иголками.
Слайд 6.
Воспитатель: Малица непременно подпоясывается поясом – ни. Его делают из кожи. Снаружи обшивают сукном – теплой тканью.
Слайд 7.
Воспитатель: В стужу, в пургу и при поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Совик называли словом «гусь». Он был снабжен пришивным капюшоном, но не имел рукавиц.
Слайд 8.
Воспитатель: Женская одежда более сложная. Речь идет о распашной шубе – паны. Русские называют её «яга» или «ягушка». Шьют такую шубу мехом наверх. Возле рукавов пришивают рукавицы. Украшает паны меховая мозаика, кисти, цветные суконные канты. Сверху шубы надевается суконный чехол с узорами. Верхняя одежда фиксируется длинным поясом с кисточками.
Слайд 9.
Воспитатель: Кроме роскошной шубы для женщины изготавливается специальный - сава. Его уже не прикрепляют к шубе.
Слайд 10.
Воспитатель: У каждого народа есть свои праздники, где люди веселятся, играют, танцуют, поют песни. Ребята, вы любите танцевать? Давайте поиграем в подвижную игру «Повтори движение» (летящая утка, стадо оленей, охотники на лыжах, женщина возле чума шьёт…)
Цель игры: формировать потребность в двигательной активности, умение передать простейшие действия некоторых персонажей: оленя, лыжника, птицы, швеи.
Динамическая пауза. (Приложение 3)
Звучит песня Семена Няруй «Оленёнок». Дети танцуют.
Слайд 11.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что ненцы украшают свою одежду, обувь, головной убор очень красивым орнаментом?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам внимательно рассмотреть несколько видов орнаментов и определить, на какую из предметных картинок похож орнамент. (Приложение 4)
(Детям, кто угадал, раздаются фишки. У кого больше фишек, тот и победил.)
Игра на воображение: «На что похож орнамент»
Цель игры: развивать наблюдательность детей, учить видеть в орнаменте природу севера, птиц, животных, чум (жилище ненцев), людей.
Воспитатель: Каждый народ предавал орнаменту свойства оберегов, роль магической защиты его владельца от различных бед и болезней.
Ребята вы внимательно рассмотрели ненецкие орнаменты?
Дети: Да.
Воспитатель: Что ненцы изображали в своих орнаментах?
Дети: Животных, птиц, чум, людей.
Воспитатель: Правильно. Всё, что окружало их. Такие рисунки, считали ненцы, не дают приблизиться злым духам к человеку и привлекают только добрых покровителей.
Ребята, а вы хотели бы сделать себе оберег?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, какой орнамент мог бы оберегать детей?
Дети: Орнамент, который называется «Дети»
Воспитатель: Правильно. Ненцы называют этот орнамент «Нашки – дети». Повторите.
Дети: Дети повторяют и запоминают название орнамента.
Слайд 12.
Воспитатель: У меня есть амулет – оберег, с изображением одного элемента орнамента «Дети – нашки». Расположен он на фоне «Северного солнышка». Амулет - оберег, предмет, который приносит счастье и уберегает от потерь. (Приложение 5)
Для того, чтобы изготовить такой амулет, вам понадобятся:
заготовки из цветной бумаги (квадрат 7*7 см красного цвета, квадрат 4,5*4,5 см фиолетового цвета, квадрат 4*4 см желтого цвета с обратной стороны приклеена бумага в клетку), карандаш, ножницы, клей, тесьма.
Частичное объяснение аппликации: (Приложение 6.)
Слайд 13.
Напомнить правила безопасности при работе с ножницами.
Слайд 14.
Поэтапное изготовление амулета.
- Чтобы вырезать элемент орнамента, его надо нарисовать. Для этого возьмите желтый квадрат. Поверните его на обратную сторону, где нарисованы клетки. (Проводится графический диктант: 2 клеточки – вправо, 1 клеточка – вниз, 1 клеточка - вправо, 1 клеточка – вверх, 1 клеточка - вправо, 1 клеточка – вниз, 1 клеточка – влево, 1 клеточка – вниз, 1 клеточка - вправо, 2 клеточки – вниз, 1 клеточка - влево, 1 клеточка – вверх, 2 клеточки – влево, 2 клеточки – вверх, 1 клеточка – влево, 1 клеточка – вверх)
Слайд 15.
- Ребята, кто желает показать, как из заданного квадрата, вырезать круг.
(Дети показывают и рассказывают, что одна рука поворачивает бумагу, а другая обрезает только углы квадрата).
- Фиолетовый круг приклеим по центру красного круга
- В центр фиолетового круга приклеиваем наш орнамент.
- Возьмем ножницы и сделаем лучики солнышку.
Самостоятельная работа детей.
Звучит спокойная мелодия, дети самостоятельно выполняют аппликацию.
Итог:
Воспитатель: Что вы сегодня делали на занятии?
Дети: Оберег, амулет.
Воспитатель: Как называется ненецкий орнамент, который располагается на вашем амулете?
Дети: Нашки – дети.
Воспитатель: Всем детям понравился амулет, который они изготовили?
Дети: ответы детей.
(Приложение 7)
Рассматривание работ.
Похвалить детей за их труд!
Использованная литература:
- Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2002.
- Вадичупова Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов. Методическое пособие для родителей и педагогов.
- Приходько М., Приходько О. Хомани. С-Петербург: ООО «Издательский Дом «Светлячок», 2002.
- «Культура народов Ямала» / авторы: Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. – Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
- Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.
- Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 1994, с. 217-307.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь лесных ненцев основными занятиями ненцев издавна являются охота, рыбалка, оленеводство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями.
Одежда, обувь, сумки лесных ненцев
Национальный костюм Мужская верхняя одежда малица – нательная меховая рубаха с пришитыми к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и одевается мехом внутрь, к телу преимущественно из шкур молодых оленей. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор народы Севера носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера.
Малица непременно подпоясывается поясом – ни. Его делают из кожи. Снаружи обшивают сукном.
В стужу, в пургу и при поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Его капюшон обрамляется опушкой из песцовых хвостов. Совик бывает обычно белого цвета, но иногда его делают черно-белым, в шахматную клетку. Совик называли словом «гусь», Совик был снабжен пришивным капюшоном, но не имел рукавиц.
распашная шуба – паны . К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются шнурками. Русские раньше называли этот тип женской одежды – яга или ягушка . Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенными медью и кисточками. Завершить работу Женской одеждой является
Женский головной убор Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно и не скрепляется с шубой.
Ненецкие танцы
Орнаменты лесных ненцев У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки зверей, птиц, людей, растений. Попробуйте угадать, как называется такой орнамент?
Амулет - оберег, предмет, который приносит счастье и уберегает от потерь
Поэтапное изготовление амулета
Амулет «Нашки – дети»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Украшение одежды ненецким орнаментом"
Занятие по рисованию для детей подготовительной группы....
Конспект по познанию "Ненецкие орнаменты" в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия: познание+рисование...
Конспект по аппликации «Новогодняя открытка» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект по аппликации «Новогодняя открытка» для детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: учить составлять на листе бумаги изображения предмета из нескольких готовых форм и аккур...
Конспект по аппликации «Укрась салфетку» для детей средней группы
конспект занятия по аппликации для детей средней группы детского сада....
Конспект НОД: Аппликация "Дымковская игрушка" для детей второй младшей группы
Аппликация "Дымковская игрушка" для детей второй младшей группы...
Презентация "Ненецкие орнаменты"
Презентация к мастер классу...
Конспект по аппликация «Солнышко лучистое» для детей среднего дошкольного возраста
laquo;Солнышко лучистое»...