Конспект занятия Тема: «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Елена Ивановна Киселева

Актуальность:

Ямало-Ненецкий автономный округ богат не только природными ресурсами, но и интересной историей и самобытной культурой коренных народов Севера. Данное занятие  позволит расширить и обогатить представления детей дошкольного возраста о родном крае, жизни и творчестве ненцев.

Занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет), продолжительность 35 мин.

Основная цель: Познакомить детей с прекрасным миром народного искусства ненцев, с их традициями и бытом, которые передают они из поколения в поколение. Изготовить амулет (оберег).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р О С С И Й С К А Я    Ф Е Д Е Р А Ц И Я  

Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й    А В Т О Н О М Н Ы Й    О К Р У Г

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  2.  «РУСАЛОЧКА»

  3. МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГУБКИНСКИЙ

 629830 ЯНАО г.Губкинский, микрорайон 2, дом 30

телефон: (34936)  5-33-10, 3-21-66,  факс  3-21-66, E-mail:  rusal@mogub.yanao.ru

 ОКПО 48737632, ИНН 8913001520, расчетный счет 40701810165771500025, БИК 047130639 ОАО «Запсибкомбанк»

Конспект занятия

Тема: «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети»

Автор: Киселева Елена Ивановна,

воспитатель МАДОУ «Русалочка»

ЯНАО, г. Губкинский,

2021 г.

Пояснительная записка:

Актуальность:

Ямало-Ненецкий автономный округ богат не только природными ресурсами, но и интересной историей и самобытной культурой коренных народов Севера. Данное занятие  позволит расширить и обогатить представления детей дошкольного возраста о родном крае, жизни и творчестве ненцев.

Занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет), продолжительность 35 мин.

Основная цель: Познакомить детей с прекрасным миром народного искусства ненцев, с их традициями и бытом, которые передают они из поколения в поколение. Изготовить амулет (оберег).

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с особенностями декоративно - прикладного искусства лесных ненцев: орнамент из меха и сукна, выполненный техникой мозаики.
  2. Закрепить знания детей о коренном народе, живущем на севере, их одежде.
  3. Учить детей изготавливать амулет (оберег) с орнаментом Нашки-дети.
  4. Развивать согласованность работы обеих рук при вырезании круга.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к коренным народам Севера.

Материалы:

У воспитателя – презентация «Народное искусство ненцев», образцы орнаментов из меха и сукна,  образец амулета с орнаментом нашки – дети, фишки для игры, предметные картинки с изображением оленя, чума, летящей птицы, детей в национальной одежде.

Технические средства: интерактивная доска, ноутбук.

У детей – заготовки для выполнения амулета из цветной бумаги (квадрат 7*7 см красного цвета, квадрат 4,5*4,5 см фиолетового цвета, квадрат 4*4 см желтого цвета с обратной стороны приклеена бумага в клетку на двусторонний скотч), ножницы, клей, тесьма.

Словарная работа:

Амулет – оберег, предмет, который приносит счастье и уберегает от потерь (защитное действие).

Название орнамента: Нашки – дети.

Сукно – это теплая ткань.

Предварительная работа:

  1. Организовать выставку «Ямал - удивительный край!» (Приложение 1)
  2. Рассматривание книг о жизни лесных ненцев «Хомани» авторы: М. Приходько, О. Приходько»; «Хомаку» автор: М.С. Приходько;
  3. Посмотреть отрывок  фильма о быте лесных ненцев «Белый ягель» Ж. Косых.
  4. Познакомить детей с ненецкими сказками: «Медвежья шкура», «Песнь лебедя», «Айога», «Кукушка».
  5. Научить детей вырезать круг и овал из заданной формы – квадрат, прямоугольник.
  6. Работа в тетрадях в клетку: «Графический диктант».

План проведения занятия:

  1. Знакомство с ненецкой одеждой (презентация «Народное искусство ненцев») - (4 мин)
  2. Динамическая пауза. Подвижная игра «Повтори движение» - (3 мин)

Цель игры: формировать потребность в двигательной активности, умение передать простейшие действия некоторых персонажей: оленя, лыжника, птицы, швеи.

  1. Игра на воображение «На что похож орнамент» - (3 мин)

Цель игры: развивать наблюдательность детей, учить видеть в орнаменте природу севера, птиц, животных, чум (жилище ненцев), людей.

  1. Объяснение и частичный показ выполнения работы – (3 мин)
  2. Графический диктант  для изображения элемента орнамента «Нашки-дети» - (5 мин)
  3. Самостоятельная работа детей - (15 мин)
  4. Подведение итога - (2 мин)

Ход занятия

Дети входят в группу, тихо звучит ненецкая песня https://youtu.be/gMLcNdEdJYc  на интер-активной доске изображение оленьей упряжки на фоне чума.

(Приложение 2.)

Слайд 2.

Воспитатель в образе хозяйки чума встречает детей и приглашает их к очагу: «Добрый день ребята. Я рада видеть вас у себя в гостях. Вы были когда-нибудь в тундре? Среди этого зимнего безмолвия живёт талантливый народ ненцы. Мы с вами смотрели документальный фильм «Белый ягель». Расскажите, чем занимается этот народ?»

Дети: Ненцы ловят рыбу, охотятся, пасут стада оленей.  

Слайд 3

Воспитатель: Для ненцев олень – священное животное. Это и еда, и транспорт, и жильё, и одежда.

Слайд 4.

Воспитатель: Из шкуры оленя ненцы шьют красивую одежду, обувь, головные уборы, сумки.

Слайд 5.

Воспитатель: Большой ценностью для ненецких мужчин и женщин считается теплая одежда. Зимой она помогает справиться с жестокими морозами, летом – от мошки и комаров. Ненцы придумали специальную нательную меховую рубаху - малицу. К ней пришиваются капюшон и рукавицы. В очень теплой малице обеспечена защита тела и головы от холода, ветра. Открытым остается только лицо. Мех плотно прилегает к телу, потому что шьют малицу мехом внутрь. Такую одежду ненцы украшают специальными меховыми узорами, которые пришивают иголками.

 Слайд 6.

Воспитатель: Малица непременно подпоясывается поясом – ни. Его делают из кожи. Снаружи обшивают сукном – теплой тканью.

Слайд 7.

Воспитатель: В стужу, в пургу и при поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Совик называли словом «гусь».  Он был снабжен пришивным капюшоном, но не имел рукавиц.

Слайд 8.

Воспитатель: Женская одежда более сложная. Речь идет о распашной шубе – паны. Русские называют её «яга» или «ягушка». Шьют такую шубу мехом наверх. Возле рукавов пришивают рукавицы. Украшает паны меховая мозаика, кисти, цветные суконные канты. Сверху шубы надевается суконный чехол с узорами. Верхняя одежда фиксируется длинным поясом с кисточками.

Слайд 9.

Воспитатель: Кроме роскошной шубы для женщины изготавливается специальный - сава. Его уже не прикрепляют к шубе.

Слайд 10.

Воспитатель: У каждого народа есть свои праздники, где люди веселятся, играют, танцуют, поют песни. Ребята, вы любите танцевать?  Давайте поиграем в подвижную игру «Повтори движение» (летящая утка, стадо оленей, охотники на лыжах, женщина возле чума шьёт…)

Цель игры: формировать потребность в двигательной активности, умение передать простейшие действия некоторых персонажей: оленя, лыжника, птицы, швеи.

Динамическая пауза. (Приложение 3)

Звучит песня Семена Няруй «Оленёнок».  Дети танцуют.

Слайд 11.

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что ненцы украшают свою одежду, обувь, головной убор очень красивым орнаментом?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам внимательно рассмотреть несколько видов орнаментов и определить, на какую из предметных картинок похож орнамент. (Приложение 4)

(Детям, кто угадал, раздаются фишки. У кого больше фишек, тот и победил.)

Игра на воображение: «На что похож орнамент»

Цель игры: развивать наблюдательность детей, учить видеть в орнаменте природу севера, птиц, животных, чум (жилище ненцев), людей.

Воспитатель: Каждый народ предавал орнаменту свойства оберегов, роль магической защиты его владельца от различных бед и болезней.

Ребята вы внимательно рассмотрели ненецкие орнаменты?

Дети: Да.

Воспитатель: Что ненцы изображали в своих орнаментах?

Дети: Животных, птиц, чум, людей.

Воспитатель: Правильно. Всё, что окружало их. Такие рисунки, считали ненцы, не дают приблизиться злым духам к человеку и привлекают только добрых покровителей.

Ребята, а вы хотели бы сделать себе оберег?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, какой орнамент мог бы оберегать детей?

Дети: Орнамент, который называется «Дети»

Воспитатель: Правильно. Ненцы называют этот орнамент «Нашки – дети». Повторите.

Дети: Дети повторяют и запоминают название орнамента.

Слайд 12.

Воспитатель: У меня есть амулет – оберег, с изображением одного элемента орнамента «Дети – нашки». Расположен он на фоне «Северного солнышка». Амулет - оберег, предмет, который приносит счастье и уберегает от потерь. (Приложение 5)

Для того, чтобы изготовить такой амулет, вам понадобятся:

заготовки  из цветной бумаги (квадрат 7*7 см красного цвета, квадрат 4,5*4,5 см фиолетового цвета, квадрат 4*4 см желтого цвета с обратной стороны приклеена бумага в клетку), карандаш, ножницы, клей, тесьма.

Частичное объяснение аппликации: (Приложение 6.)

Слайд 13.

Напомнить правила безопасности при работе с ножницами.

Слайд 14.

Поэтапное изготовление амулета.

  1. Чтобы вырезать элемент орнамента, его надо нарисовать. Для этого возьмите желтый квадрат. Поверните его на обратную сторону, где нарисованы клетки. (Проводится графический диктант: 2 клеточки – вправо, 1 клеточка – вниз, 1 клеточка - вправо, 1 клеточка – вверх, 1 клеточка - вправо, 1 клеточка – вниз,  1 клеточка – влево, 1 клеточка – вниз, 1 клеточка - вправо, 2 клеточки – вниз, 1 клеточка - влево, 1 клеточка – вверх, 2 клеточки – влево, 2 клеточки – вверх, 1 клеточка – влево, 1 клеточка – вверх)

Слайд 15.

  1. Ребята, кто желает показать, как из заданного квадрата, вырезать круг.

(Дети показывают и рассказывают, что одна рука поворачивает бумагу, а другая обрезает только углы квадрата).

  1. Фиолетовый круг приклеим по центру красного круга
  2. В центр фиолетового круга приклеиваем наш орнамент.
  3. Возьмем ножницы и сделаем лучики солнышку.

Самостоятельная работа детей.

Звучит спокойная мелодия, дети самостоятельно выполняют аппликацию.

Итог:

Воспитатель: Что вы сегодня делали на занятии?

Дети: Оберег, амулет.

Воспитатель: Как называется ненецкий орнамент, который располагается на вашем амулете?

Дети: Нашки – дети.

Воспитатель: Всем детям понравился амулет, который они изготовили?

Дети: ответы детей.

(Приложение 7)

Рассматривание работ.

Похвалить детей за их труд!

Использованная литература:

  1.  Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2002.
  2. Вадичупова Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов. Методическое пособие для родителей и педагогов.
  3. Приходько М., Приходько О. Хомани. С-Петербург: ООО «Издательский Дом «Светлячок», 2002.
  4. «Культура народов Ямала» / авторы: Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. – Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  5. Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.
  6. Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 1994, с. 217-307.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народное искусство ненцев. Презентацию выполнила Киселева Елена Ивановна, воспитатель МАДОУ «Русалочка» г. Губкинский 2021 г.

Слайд 3

Жизнь лесных ненцев основными занятиями ненцев издавна являются охота, рыбалка, оленеводство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями.

Слайд 4

Одежда, обувь, сумки лесных ненцев

Слайд 5

Национальный костюм Мужская верхняя одежда малица – нательная меховая рубаха с пришитыми к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и одевается мехом внутрь, к телу преимущественно из шкур молодых оленей. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор народы Севера носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера.

Слайд 6

Малица непременно подпоясывается поясом – ни. Его делают из кожи. Снаружи обшивают сукном.

Слайд 7

В стужу, в пургу и при поездках на дальние расстояния поверх малицы надевают меховой совик. Его капюшон обрамляется опушкой из песцовых хвостов. Совик бывает обычно белого цвета, но иногда его делают черно-белым, в шахматную клетку. Совик называли словом «гусь», Совик был снабжен пришивным капюшоном, но не имел рукавиц.

Слайд 8

распашная шуба – паны . К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются шнурками. Русские раньше называли этот тип женской одежды – яга или ягушка . Верхнюю одежду подпоясывают длинными поясами из ткани, богато украшенными медью и кисточками. Завершить работу Женской одеждой является

Слайд 9

Женский головной убор Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно и не скрепляется с шубой.

Слайд 10

Ненецкие танцы

Слайд 11

Орнаменты лесных ненцев У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки зверей, птиц, людей, растений. Попробуйте угадать, как называется такой орнамент?

Слайд 12

Амулет - оберег, предмет, который приносит счастье и уберегает от потерь

Слайд 14

Поэтапное изготовление амулета

Слайд 15

Амулет «Нашки – дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Украшение одежды ненецким орнаментом"

Занятие  по рисованию для детей подготовительной группы....

Конспект по познанию "Ненецкие орнаменты" в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия: познание+рисование...

Конспект по аппликации «Новогодняя открытка» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект по аппликации «Новогодняя открытка» для детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: учить составлять на листе бумаги изображения предмета из нескольких готовых форм и аккур...

Конспект по аппликации «Укрась салфетку» для детей средней группы

конспект занятия по аппликации для детей средней группы детского сада....

Конспект НОД: Аппликация "Дымковская игрушка" для детей второй младшей группы

Аппликация "Дымковская игрушка" для детей второй младшей группы...

Презентация "Ненецкие орнаменты"

Презентация к мастер классу...