занятие "Украшение одежды ненецким орнаментом"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Карманова Клавдия Васильевна

Занятие  по рисованию для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnye_zadachi.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи: 1.Учить детей украшать орнаментом национальную одежду, уточнять и расширять знания о жизни и быте коренных жителей Севера.

2.Закреплять технические навыки: рисовать кончиком кисточки, использовать разный изобразительный материал.

3.Развивать воображение, интерес к народному творчеству.

4.Воспитывать уважение к традициям людей коренных национальностей.

Предварительная работа: чтение ненецких сказок, загадок, рассматривание ненецкой одежды, знакомство с орнаментами.

Словарная работа: паница, названия орнаментов, пимы, тобаки.

Материал: карточки с ненецкими орнаментами, силуэты детей в паницах, черная гуашь, цветные карандаши, записи ненецких песен.

Игровой приём: художественная мастерская

Ход: Вос –ль: Дети, где мы живем? (В городе Нарьян – Маре, на  Крайнем Севере).

                                    Наш край холодный и суровый.

                                       На Крайнем севере зима,

                                       Заснежены просторы.

                                       Полгода вместо солнца тьма,

                                       И тускло светят звезды.

Вос-ль: В нашем округе и городе живут и трудятся люди разных национальностей. Кто работает на нефтепромыслах, кто в торговле, кто –то трудится в сельском хозяйстве. Особенно тяжело жить тем, кто живёт и работает в тундре, пасет оленей – это оленеводы и их семьи. Как олени помогают человеку на севере?

Дети: Олени – это и транспорт, и жилье, и одежда.  

….Там всегда в метель и стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

Вос-ль: Да, на оленях ездят по тундре, олени легко везут нарты. Оленьими шкурами покрывают чум для тепла. Какую одежду, обувь носят люди, живущие в стойбищах?

Дети:  Ненецкие женщины шьют одежду из оленьих шкур, она удобная, теплая и лёгкая.

Вос-ль:  Какую одежду шьют из оленьих шкур?

Дети: Малицы, паницы, тобаки, пимы.

Вос-ль: А как вы думаете, выглядит ли эта одежда нарядной?

Дети: Да, ее украшают.

Вос-ль: Правильно, для того, чтобы одежда была нарядной, женщины – мастерицы украшают её узором – орнаментом. Эти орнаменты  

традиционны, их придумали много- много лет назад и украшают ими паницы, шапки, пимы, сумочки - тучейки.

Вос-ль: Какой материал используют мастерицы для украшения орнаментом?

Дети: Кусочки меха разного цвета, разноцветное сукно, бисер.

Вос –ль: И движением неторопливым

                Мех сшивают –

                Стежок за стежком…

                И орнамент,

                 Чтоб стал он красивым,

                  Обозначат цветным лоскутком.

                  Мастериц расцветают улыбки!

                   А иголки в умелых руках

                   В мех олений ныряют, как рыбки!...

                   Мелкий бисер горит в завитках.

 Вос-ль:  Каждому узору мастерицы дали  названия. Я вам покажу узоры, а вы  скажите, как они называются. (Воспитатель показывает).

Дети называют  след медведя, грудь песца, заячьи уши, чум и др.

Вос-ль: А вы хотите побыть такими мастерами? (ответы детей).

Тогда открываем нашу мастерскую. Посмотрите, где мы будем рисовать орнамент: на рукавах, понизу и посередине паницы сверху вниз, найдите середину паницы и отметьте ее точкой (показ и одновременно рисование). После того, как просохнет орнамент,  цветными карандашами нарисуем лицо. Выберите узор, который нравится  вам больше всего. Педагог уточняет замыслы 2-3 детей, советует начать работу с рисования узора, идущего сверху вниз посередине паницы.

 Физминутка: Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стенку посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(приседания)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

(дети садятся).

А для того, чтобы работалось веселее, женщины пели песни.

 Воспитатель  включает запись.

Самостоятельная работа детей под запись ненецких песен. Индивидуальная работа – напомнить, что сначала необходимо найти середину и отметить, помочь определиться в выборе орнамента, напомнить, как  нужно держать кисточку, чтобы линии были тонкими.

Анализ: Все работы помещаются на стенд. Мы с вами были мастерами по украшению теплой, меховой одежды. Какие замечательные паницы у нас получились, с  разным орнаментом. Предложить 2-3 детям рассказать о своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию на тему : «Украшение одежды мордовским орнаментом»

Формирование интереса у детей к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства....

Конспект по познанию "Ненецкие орнаменты" в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия: познание+рисование...

Конспект занятия по аппликации "Украшение одежды татарским орнаментом"

Конспект комплексного занятия по аппликации в подготовительной группе. Тема: "Украшение тюбетейки"...

Конспект ООД по художественной деятельности в подготовительной группе «Украшение одежды хантыйским орнаментом» (нетрадиционная техника)

Конспект ООД по художественной деятельности в подготовительной группе «Украшение одежды хантыйским орнаментом» (нетрадиционная техника)...

Конспект занятия Тема: «Аппликация. Ненецкий орнамент Нашки – дети»

Актуальность:Ямало-Ненецкий автономный округ богат не только природными ресурсами, но и интересной историей и самобытной культурой коренных народов Севера. Данное занятие  позволит расширить и об...

Презентация "Ненецкие орнаменты"

Презентация к мастер классу...