Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Есипко Антонина Александровна

Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»

 

 Цель: развивать детско-художественное творчество через лепку птиц; формировать умение лепить фигуры воробья и голубя, передавая их форму и пропорции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_lepke_v_starshey_gruppe_2.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.

Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»

 Цель: развивать детско-художественное творчество через лепку птиц; формировать умение лепить фигуры воробья и голубя, передавая их форму и пропорции. 

Задачи:

Обучающие:

 - учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы; различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста;                                                    

- учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв;

- продолжать учить лепить птиц крупно;

- подбирать пластилин, соответственно цвету птиц.

- использовать знакомые приемы лепки: раскатывание круговыми движениями шар, овал (туловище, голова);  прием оттягивания (шея, хвост).

Развивающие:

- развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц.                                                                                        

- развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение;

- развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображением.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года, воспитывать бережное отношение и заботу о птицах.

Предварительная работа: Наблюдения за птицами на прогулках и из окна, рассматривание их на картинках. Чтение книг, разучивание стихотворений. Беседы о весне, о прилете птиц. Пение песен о птицах на музыкальных занятиях.

Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к лепке птиц
  • Дети проявляют чувство сопереживания
  • У детей развивается творческое воображение. Дети проявляют интерес к лепке.
  • Дети умеют лепить фигуры птиц, передавая их форму и пропорции.
  • Дети умеют соединять части фигурки в процессе лепки птицы.
  • Дети умеют создавать образ путем использования разнообразных способов лепки.
  • Дети умеют выбирать цвет пластилина самостоятельно, в соответствии с темой занятия.
  • Дети умеют красиво располагать фигуру птицы на кормушке.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин коричневого, серого, жёлтого, голубого цвета,  доска для лепки, стека (на каждого ребенка), салфетки бумажные и матерчатые; «кормушки» как основа для коллективных композиций, две-три крышки от картонных коробок  (разного размера, с низкими бортиками, например, из-под обуви или кондитерских изделий) с верёвочками или тесьмой для подвески, бисер или мелкие бусинки, пуговицы, зубочистки.

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.

Картины и иллюстрации  « Кормушка для птиц зимой», «Весна», «Птицы».

Схема лепки птицы.

Методика проведения.

Поговорить с детьми о наступающей весне, ее признаках. Вспомнить, каких птиц они видели на прогулках, о каких птицах  им читали дома и в детском саду,                               о весеннем прилете птиц. Обсудить внешний вид птиц.

Определить относительную величину птиц, форму и величину частей (тела, головы, хвоста). Вспомнить способы и последовательность лепки, задавая детям вопросы.

В конце занятия всех вылепленных птиц рассмотреть с детьми, поговорить о том, какие они получились, предложить каждому ребенку назвать птицу, которую он слепил.

Ход: I часть - организационная часть.

               ( стоя в уголке природы)

Воспитатель вывешивает плакат «Весна».                                                                                                     - Сегодня в группу пришло письмо, давайте откроем. А здесь загадки, разгадаем?

Она приходит с лаской

И со своею сказкой

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

- Как вы думаете, почему загадка о весне?

Воспитатель: Перед нами картинки птиц, отгадайте про них загадки.

1. С жёлтой грудкой эта птичка,

А зовут её – синичка.

2. Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это - снегири.

3. Верещунья – белобока,

А зовут её – сорока (зимующая птица)

4.  Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам,  Красногрудый?

— Облетел я всю Сибирь.

— Как зовут тебя?  Ответ детей.

Воспитатель - Правильно, ребята, это снегирь, отгадайте ещё одну загадку:

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Воспитатель – Правильно, кормушка. Молодцы!  Напомните мне, кто такие зимующие птицы?      Ответ детей.                                  

А каких зимующих птиц вы знаете?  Ответ детей.

Что мы делали  для тех птиц, которые остаются на зиму, чтобы

они смогли перезимовать?   (ответы детей)

II часть – подготовительная часть

( сидя на стульчиках)

Воспитатель вывешивает плакат «Птицы на кормушке» и читает детям

стихотворение Е. Благининой:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте! Гуль-гуль-гуль!

Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за птицами на кормушке, и сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Затем показывает подготовленные заранее две - три кормушки  с верёвочками для подвески.

Предлагает отгадать ещё загадки, о птицах ( которые будут лепить)

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

- Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает черной, каштановой,

синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной,

вишневой, пепельной, белой и др.).

- Голубь по размеру меньше или больше воробья?

- Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).

- Могут ли голуби передавать письма?

Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить

передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место, в свою голубятню.                                            Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.

А теперь я предлагаю нам превратиться в птичек.(на ковре)

Физкультминутка «Скачет шустрый воробей»

Скачет шустрый воробей, (прыжки на месте на двух ногах)

Ему на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелся как волчок (кружимся на месте)

Вот присел он на минутку, (присели)

Почесал он клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

Полетел наш воробей! (делаем движения руками вверх-вниз.)

( сидя на ковре)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

Загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица

Воспитатель: - Правильно это воробей. Помните, как на прогулке мы с вами наблюдали за птицами на кормушке? Какие птицы прилетали в «птичью столовую»? Чем люди подкармливают птиц зимой?

(дети садятся на стульчики за столы)

Воспитатель: Дети посмотрите к нам прилетел воробушек(игрушка), он рассказал, что у него нет друзей, а ведь вы знаете, что воробушки любят летать стаями.

Давайте слепим друзей для воробушка.

Воспитатель: Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?

(Показ туловища головы хвоста и лап).

- Какой формы туловище и голова?

- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.

- Что еще есть у воробья?   Клюв, глаза и крылья.

- Когда у воробья видны крылья?   В полете.

- Какие у воробья глаза по цвету и величине?  Маленькие и черные.

- А какой клюв? Маленький, желтовато-коричневый.

- Какого цвета сам воробей? Коричневого цвета, а крылья серого цвета.

- Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?

- Как воробей летит, стоит или клюёт.

III часть – показ последовательности выполнения работы,

самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель Показывает способ лепки воробышка конструктивным способом:

- берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем их в один комок, чтобы получился цвет, похожий на окраску перьев воробышков (воспитатель вновь обращает внимание детей на изображение воробьёв);

 - делим коричнево-серый комок пополам и одну половинку ещё раз пополам, чтобы из него получилось три кусочка - один большой и два поменьше;

 - из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальчиками, чтобы получился воробьиный хвост, как  щёточка или веничек ;

 - у нас осталось два одинаковых кусочка пластилина: из одного сделаем голову и подставку для ножек, а из второго - крылышки;

- этот кусочек делим на голову и подставку для ног; катаем круглую голову, прикрепляем к туловищу (показывает место прикрепления); для ног берём спичку или зубочистку, ломаем её пополам, вставляем в нижнюю часть туловища (животик) и укрепляем на подставке-лепёшке;

-  а крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем, разрезаем стекой пополам - получаем два одинаковых крылышка, прикрепляем их по бокам туловища;

-  проверяем, будет ли наш воробышек стоять на ножках (воспитатель проверяет устойчивость поделки);

-  оформляем голову воробышка: клюв делаем из жёлтого пластилина или просто вставляем семечку - одну, если клюв закрыт, и две, если клювик открыт; блестящие круглые глазки хорошо получатся из бусин, бисера или мелких пуговиц;

- воробышек готов лететь на кормушку.

Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения лепной фигурки: приподнимает крылья и показывает, будто воробышек летит к кормушке, садится на неё (крылья опускаются) и начинает клевать зёрнышки (опускает голову вниз). Но одной птичке скучно, а давайте ей слепим много друзей и подружек.

Воспитатель выставляет иллюстрацию «Кормушка для птиц», схему лепки птиц, дети выбирают материал.

Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей                                                                            (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель: Берите себе пластилин и начинайте лепить, вы можете лепить по желанию воробья или голубя, во время лепки обращайте внимание на модель.                        И не забывайте цветным пластилином передавать особенности ваших птиц. 

Дети начинают лепить воробышков и голубей и по мере изготовления

переносят на кормушки. 

В ходе работы наблюдаю за детьми, подхожу к каждому ребенку индивидуально и оказываю помощь.

Воспитатель: - Смотрите, как много птичек у нас получилось. Посадите их на кормушку. И немножко отдохнем.

Динамическая пауза:

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Крылья сложили назад.

IV часть- анализ работы

Воспитатель:

- Какие замечательные и красивые воробьи, голуби у нас получились.

- Давайте полюбуемся на наших птичек.

- Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта голубь клюёт, а вот этот воробей стоит.

- Ребята найдите мне самого красивого воробья.

- Самого большого голубя.

- Воробья, который клюёт.

- Птиц, которые летят.

- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.

V часть – Итог

В конце занятия воспитатель читает  стихотворение    3. Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.
(З. Александрова)
 

После занятия.

Воспитатель: Посадили птичек на кормушку. Как вы думаете, они довольны?           Чего не хватает кормушке?

Воспитатель: Давайте, когда у вас появится желание, слепим нашим птичкам зернышки, маленькие, как пшено. Дети дополняют по своему желанию композицию «Птицы на кормушке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе «УКРАСИМ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»

Занятие для детей старшей логопедической группы по изобразительной деятельности. Детям предлагается украсить листики клена разными способами: рисование - способ по -мокрому, лепка- размазывание пласти...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе, лепка "Лесной ёжик"

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Лепка "Елка для лесных зверюшек"

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Лепка "Елка для лесных зверюшек"...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе - лепка из глины «Изразцы»

Представлен конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе  - лепка из глины «Изразцы»....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема: “Булочная” (лепка из теста).

Конспект  занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.Тема: “Булочная” (лепка из теста).Программное содержание:расширить знания детей о процессе выращивания хлеба;учить л...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе Лепка «Подарим мамочке грибы».

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группеЛепка «Подарим мамочке грибы».Задачи:- учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтического произведения; раз...