Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»
Цель: развивать детско-художественное творчество через лепку птиц; формировать умение лепить фигуры воробья и голубя, передавая их форму и пропорции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_lepke_v_starshey_gruppe_2.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.
Лепка «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»
Цель: развивать детско-художественное творчество через лепку птиц; формировать умение лепить фигуры воробья и голубя, передавая их форму и пропорции.
Задачи:
Обучающие:
- учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы; различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста;
- учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв;
- продолжать учить лепить птиц крупно;
- подбирать пластилин, соответственно цвету птиц.
- использовать знакомые приемы лепки: раскатывание круговыми движениями шар, овал (туловище, голова); прием оттягивания (шея, хвост).
Развивающие:
- развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение;
- развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображением.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года, воспитывать бережное отношение и заботу о птицах.
Предварительная работа: Наблюдения за птицами на прогулках и из окна, рассматривание их на картинках. Чтение книг, разучивание стихотворений. Беседы о весне, о прилете птиц. Пение песен о птицах на музыкальных занятиях.
Планируемый результат:
- Дети проявляют интерес к лепке птиц
- Дети проявляют чувство сопереживания
- У детей развивается творческое воображение. Дети проявляют интерес к лепке.
- Дети умеют лепить фигуры птиц, передавая их форму и пропорции.
- Дети умеют соединять части фигурки в процессе лепки птицы.
- Дети умеют создавать образ путем использования разнообразных способов лепки.
- Дети умеют выбирать цвет пластилина самостоятельно, в соответствии с темой занятия.
- Дети умеют красиво располагать фигуру птицы на кормушке.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин коричневого, серого, жёлтого, голубого цвета, доска для лепки, стека (на каждого ребенка), салфетки бумажные и матерчатые; «кормушки» как основа для коллективных композиций, две-три крышки от картонных коробок (разного размера, с низкими бортиками, например, из-под обуви или кондитерских изделий) с верёвочками или тесьмой для подвески, бисер или мелкие бусинки, пуговицы, зубочистки.
Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.
Картины и иллюстрации « Кормушка для птиц зимой», «Весна», «Птицы».
Схема лепки птицы.
Методика проведения.
Поговорить с детьми о наступающей весне, ее признаках. Вспомнить, каких птиц они видели на прогулках, о каких птицах им читали дома и в детском саду, о весеннем прилете птиц. Обсудить внешний вид птиц.
Определить относительную величину птиц, форму и величину частей (тела, головы, хвоста). Вспомнить способы и последовательность лепки, задавая детям вопросы.
В конце занятия всех вылепленных птиц рассмотреть с детьми, поговорить о том, какие они получились, предложить каждому ребенку назвать птицу, которую он слепил.
Ход: I часть - организационная часть.
( стоя в уголке природы)
Воспитатель вывешивает плакат «Весна». - Сегодня в группу пришло письмо, давайте откроем. А здесь загадки, разгадаем?
Она приходит с лаской
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
- Как вы думаете, почему загадка о весне?
Воспитатель: Перед нами картинки птиц, отгадайте про них загадки.
1. С жёлтой грудкой эта птичка,
А зовут её – синичка.
2. Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это - снегири.
3. Верещунья – белобока,
А зовут её – сорока (зимующая птица)
4. Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, Красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь.
— Как зовут тебя? Ответ детей.
Воспитатель - Правильно, ребята, это снегирь, отгадайте ещё одну загадку:
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Воспитатель – Правильно, кормушка. Молодцы! Напомните мне, кто такие зимующие птицы? Ответ детей.
А каких зимующих птиц вы знаете? Ответ детей.
Что мы делали для тех птиц, которые остаются на зиму, чтобы
они смогли перезимовать? (ответы детей)
II часть – подготовительная часть
( сидя на стульчиках)
Воспитатель вывешивает плакат «Птицы на кормушке» и читает детям
стихотворение Е. Благининой:
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте! Гуль-гуль-гуль!
Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за птицами на кормушке, и сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Затем показывает подготовленные заранее две - три кормушки с верёвочками для подвески.
Предлагает отгадать ещё загадки, о птицах ( которые будут лепить)
Собирает он проворно
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый… (Голубь сизый)
Дети отвечают на вопросы:
- Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает черной, каштановой,
синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной,
вишневой, пепельной, белой и др.).
- Голубь по размеру меньше или больше воробья?
- Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).
- Могут ли голуби передавать письма?
Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить
передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место, в свою голубятню. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.
А теперь я предлагаю нам превратиться в птичек.(на ковре)
Физкультминутка «Скачет шустрый воробей»
Скачет шустрый воробей, (прыжки на месте на двух ногах)
Ему на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелся как волчок (кружимся на месте)
Вот присел он на минутку, (присели)
Почесал он клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
Полетел наш воробей! (делаем движения руками вверх-вниз.)
( сидя на ковре)
Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.
Загадывает загадку:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица
Воспитатель: - Правильно это воробей. Помните, как на прогулке мы с вами наблюдали за птицами на кормушке? Какие птицы прилетали в «птичью столовую»? Чем люди подкармливают птиц зимой?
(дети садятся на стульчики за столы)
Воспитатель: Дети посмотрите к нам прилетел воробушек(игрушка), он рассказал, что у него нет друзей, а ведь вы знаете, что воробушки любят летать стаями.
Давайте слепим друзей для воробушка.
Воспитатель: Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?
(Показ туловища головы хвоста и лап).
- Какой формы туловище и голова?
- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.
- Что еще есть у воробья? Клюв, глаза и крылья.
- Когда у воробья видны крылья? В полете.
- Какие у воробья глаза по цвету и величине? Маленькие и черные.
- А какой клюв? Маленький, желтовато-коричневый.
- Какого цвета сам воробей? Коричневого цвета, а крылья серого цвета.
- Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?
- Как воробей летит, стоит или клюёт.
III часть – показ последовательности выполнения работы,
самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель Показывает способ лепки воробышка конструктивным способом:
- берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем их в один комок, чтобы получился цвет, похожий на окраску перьев воробышков (воспитатель вновь обращает внимание детей на изображение воробьёв);
- делим коричнево-серый комок пополам и одну половинку ещё раз пополам, чтобы из него получилось три кусочка - один большой и два поменьше;
- из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальчиками, чтобы получился воробьиный хвост, как щёточка или веничек ;
- у нас осталось два одинаковых кусочка пластилина: из одного сделаем голову и подставку для ножек, а из второго - крылышки;
- этот кусочек делим на голову и подставку для ног; катаем круглую голову, прикрепляем к туловищу (показывает место прикрепления); для ног берём спичку или зубочистку, ломаем её пополам, вставляем в нижнюю часть туловища (животик) и укрепляем на подставке-лепёшке;
- а крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем, разрезаем стекой пополам - получаем два одинаковых крылышка, прикрепляем их по бокам туловища;
- проверяем, будет ли наш воробышек стоять на ножках (воспитатель проверяет устойчивость поделки);
- оформляем голову воробышка: клюв делаем из жёлтого пластилина или просто вставляем семечку - одну, если клюв закрыт, и две, если клювик открыт; блестящие круглые глазки хорошо получатся из бусин, бисера или мелких пуговиц;
- воробышек готов лететь на кормушку.
Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения лепной фигурки: приподнимает крылья и показывает, будто воробышек летит к кормушке, садится на неё (крылья опускаются) и начинает клевать зёрнышки (опускает голову вниз). Но одной птичке скучно, а давайте ей слепим много друзей и подружек.
Воспитатель выставляет иллюстрацию «Кормушка для птиц», схему лепки птиц, дети выбирают материал.
Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: Берите себе пластилин и начинайте лепить, вы можете лепить по желанию воробья или голубя, во время лепки обращайте внимание на модель. И не забывайте цветным пластилином передавать особенности ваших птиц.
Дети начинают лепить воробышков и голубей и по мере изготовления
переносят на кормушки.
В ходе работы наблюдаю за детьми, подхожу к каждому ребенку индивидуально и оказываю помощь.
Воспитатель: - Смотрите, как много птичек у нас получилось. Посадите их на кормушку. И немножко отдохнем.
Динамическая пауза:
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
IV часть- анализ работы
Воспитатель:
- Какие замечательные и красивые воробьи, голуби у нас получились.
- Давайте полюбуемся на наших птичек.
- Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта голубь клюёт, а вот этот воробей стоит.
- Ребята найдите мне самого красивого воробья.
- Самого большого голубя.
- Воробья, который клюёт.
- Птиц, которые летят.
- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.
V часть – Итог
В конце занятия воспитатель читает стихотворение 3. Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.
(З. Александрова)
После занятия.
Воспитатель: Посадили птичек на кормушку. Как вы думаете, они довольны? Чего не хватает кормушке?
Воспитатель: Давайте, когда у вас появится желание, слепим нашим птичкам зернышки, маленькие, как пшено. Дети дополняют по своему желанию композицию «Птицы на кормушке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе «УКРАСИМ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»
Занятие для детей старшей логопедической группы по изобразительной деятельности. Детям предлагается украсить листики клена разными способами: рисование - способ по -мокрому, лепка- размазывание пласти...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе, лепка "Лесной ёжик"
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Лепка "Елка для лесных зверюшек"
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Лепка "Елка для лесных зверюшек"...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе - лепка из глины «Изразцы»
Представлен конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе - лепка из глины «Изразцы»....
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема: “Булочная” (лепка из теста).
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.Тема: “Булочная” (лепка из теста).Программное содержание:расширить знания детей о процессе выращивания хлеба;учить л...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе Лепка «Подарим мамочке грибы».
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группеЛепка «Подарим мамочке грибы».Задачи:- учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтического произведения; раз...