Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. “ Карельская калитка”
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. “ Карельская калитка”
Цель: Формирование у детей представления о прошлом быта карельского народа через получение практических навыков в приготовлении карельских калиток .
Задачи: Познакомить детей со способом изготовления карельских калиток из соленого теста.
Продолжать формирование умение передавать форму знакомых предметов их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.
Закреплять раннее изученные знания о прошлом быта карельского народа.
Совершенствовать умение детей поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы с соленым тестом. Воспитывать интерес к традициям карельского народа.
Воспитывать толерантность.
Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийный экран, запись карельской музыки, скалки, соленое тесто, калитки.
Активизация словаря: Горница, скалка, сканцы.
Предварительная работа: чтение карельских сказок, просмотр презентации о жизни карельского народа, прослушивание карельских песен и знакомство с карельскими народными играми.
ХОД:
(Звучит музыка «карельский народный наигрыш». Дети входят. Хозяюшка встречает детей сидя за прялкой).
Хозяйка:
Ой, вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В карельскую избу проходите.
Хозяйка: Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Я хозяйка, этой избы. Разные народы мира общаются на разных языках. И мы ,карелы , не исключение, у нас тоже есть свой язык, а называется он –карельский. «Тэрве» здравствуйте, так мы здороваемся .Давайте попробуем вместе .
Детей. (здороваются)
Хозяйка:
-А кто знает, как называли комнату в избе?
Ответ детей (горница).
Хозяйка:-Молодцы
Посмотрите, как светло и просторно в моей горнице.
Обратите внимание посреди горницы стоит печь.
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи: и хлеба, и калачи,
Каши и картошка и баранья ножка!
Хозяйка:-В деревенской избе самая главная – это печь. Это сердце дома. О ней говорили: «Без печи, и изба не изба».
Хозяйка: А для чего еще нужна печь?
Ответы детей.
Хозяйка: Правильно, чтобы готовить на ней и что бы было тепло.
-Ой, что то стало прохладно, надо подбавить дров. (Прошу несколько детей подбросить паленья).
Хозяйка: Эх, гори, гори ясно! ( Включаю светодиодный фонарик.). Хозяйка: Ребята, отгадайте загадку. «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
Дети: (ответ детей)
Хозяйка: Правильно, самовар. – Ребята, а для чего нужен самовар?
Дети: (ответ детей). Хозяйка: А как вы думаете, почему он такой большой?
Дети: (ответы детей). Хозяйка: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья более 10 человек, они пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Хозяйка. Кстати, ребята, у меня у меня тоже большая семья. Давайте, и мы с вами посчитаем, большая ли у меня семья?
Пальчиковая гимнастика "Как у нас семья большая"
Как у нас семья большая да веселая, (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются, (загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются, (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)
Хозяйка. Сколько человек получилось?
Дети. (ответ детей)
Хозяйка. Молодцы.
Хозяйка.А с чем еще можно попить чай?
Дети. (ответ детей)
Хозяйка. Моя семья очень любит калитки и я хотела сегодня их напечь, но я думаю, что одна не успею. Что же мне делать? Дети. (ответ детей) Хозяйка. Какие же вы ребята помощники, что бы я без вас делала. Я буду очень рада, если вы мне поможете (Предлагаю детям перейти за столы)
Хозяйка. Карельские женщины говорили: «Калитка просит восьмерки».
-Как вы думаете почему?
Дети. (ответ детей)
Хозяйка. А сейчас я вам расскажу. Чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов (мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка — картофель или крупа).
Хозяйка. Их пекли и пекут различной формы. - Ребята, а какой формы? (показываю две калитки круглой и овальной формы).
Дети. (ответ детей)
Хозяйка. А карельское название калитки «Калиттто».
Показ лепки калиток. С помощью скалки раскатайте кусочек теста в лепешку (в сканец). Положите начинку (картофельное пюре, тоже из соленого теста) в середину калитки и защипываем края сканца к центру. Дети испекли калитки и кладут на противень. Хозяйка: -Ребята, пока наши калитки пекутся ,я предлагаю поиграть в карельскую игру .
Игра « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра
Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.
(Пока мы играем, другой воспитатель меняет калитки из теста на настоящие калитки).
Хозяйка:-Ребята, чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.
Ребенок: Я б калиточек картофельных поел,
Что б лежали на тарелочке горочкой,
Что б румяны, что б хрустели корочкой!
Хозяйка: -Ребятки, наверно наши калитки испеклись, пойдем и посмотрим. ( подходим к печи).
Хозяйка: Посмотрите, какие калиточки румяные получились.
-Вам понравилось печь калитки?
-А вам понравилось у меня в гостях?
- А что именно?
-А что нового вы узнали?
-А кто запомнил, как по - карельски здороваются?
-А как по - карельски калитки?
Хозяйка: Я предлагаю попить чай, но с начало надо все убрать.(дети помогают убирать)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. “ Карельская калитка”
Цель: Формирование у детей представления о прошлом быта карельского народа через получение практических навыков в приготовлении карельских калиток .
Задачи: Познакомить детей со способом изготовления карельских калиток из соленого теста.
Продолжать формирование умение передавать форму знакомых предметов их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.
Закреплять раннее изученные знания о прошлом быта карельского народа.
Совершенствовать умение детей поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы с соленым тестом. Воспитывать интерес к традициям карельского народа.
Воспитывать толерантность.
Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийный экран, запись карельской музыки, скалки, соленое тесто, калитки.
Активизация словаря: Горница, скалка, сканцы.
Предварительная работа: чтение карельских сказок, просмотр презентации о жизни карельского народа, прослушивание карельских песен и знакомство с карельскими народными играми.
ХОД:
(Звучит музыка «карельский народный наигрыш». Дети входят. Хозяюшка встречает детей сидя за прялкой).
Хозяйка:
Ой, вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
В карельскую избу проходите.
Хозяйка: Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Я хозяйка, этой избы. Разные народы мира общаются на разных языках. И мы ,карелы , не исключение, у нас тоже есть свой язык, а называется он –карельский. «Тэрве» здравствуйте, так мы здороваемся .Давайте попробуем вместе .
Детей. (здороваются)
Хозяйка:
-А кто знает, как называли комнату в избе?
Ответ детей (горница).
Хозяйка:-Молодцы
Посмотрите, как светло и просторно в моей горнице.
Обратите внимание посреди горницы стоит печь.
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи: и хлеба, и калачи,
Каши и картошка и баранья ножка!
Хозяйка:-В деревенской избе самая главная – это печь. Это сердце дома. О ней говорили: «Без печи, и изба не изба».
Хозяйка: А для чего еще нужна печь?
Ответы детей.
Хозяйка: Правильно, чтобы готовить на ней и что бы было тепло.
-Ой, что то стало прохладно, надо подбавить дров. (Прошу несколько детей подбросить паленья).
Хозяйка: Эх, гори, гори ясно! ( Включаю светодиодный фонарик.). Хозяйка: Ребята, отгадайте загадку. «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
Дети: (ответ детей)
Хозяйка: Правильно, самовар. – Ребята, а для чего нужен самовар?
Дети: (ответ детей). Хозяйка: А как вы думаете, почему он такой большой?
Дети: (ответы детей). Хозяйка: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья более 10 человек, они пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Хозяйка. Кстати, ребята, у меня у меня тоже большая семья. Давайте, и мы с вами посчитаем, большая ли у меня семья?
Пальчиковая гимнастика "Как у нас семья большая"
Как у нас семья большая да веселая, (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются, (загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются, (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)
Хозяйка. Сколько человек получилось?
Дети. (ответ детей)
Хозяйка. Молодцы.
Хозяйка.А с чем еще можно попить чай?
Дети. (ответ детей)
Хозяйка. Моя семья очень любит калитки и я хотела сегодня их напечь, но я думаю, что одна не успею. Что же мне делать? Дети. (ответ детей) Хозяйка. Какие же вы ребята помощники, что бы я без вас делала. Я буду очень рада, если вы мне поможете (Предлагаю детям перейти за столы)
Хозяйка. Карельские женщины говорили: «Калитка просит восьмерки».
-Как вы думаете почему?
Дети. (ответ детей)
Хозяйка. А сейчас я вам расскажу. Чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов (мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка — картофель или крупа).
Хозяйка. Их пекли и пекут различной формы. - Ребята, а какой формы? (показываю две калитки круглой и овальной формы).
Дети. (ответ детей)
Хозяйка. А карельское название калитки «Калиттто».
Показ лепки калиток. С помощью скалки раскатайте кусочек теста в лепешку (в сканец). Положите начинку (картофельное пюре, тоже из соленого теста) в середину калитки и защипываем края сканца к центру. Дети испекли калитки и кладут на противень. Хозяйка: -Ребята, пока наши калитки пекутся ,я предлагаю поиграть в карельскую игру .
Игра « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра
Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.
(Пока мы играем, другой воспитатель меняет калитки из теста на настоящие калитки).
Хозяйка:-Ребята, чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.
Ребенок: Я б калиточек картофельных поел,
Что б лежали на тарелочке горочкой,
Что б румяны, что б хрустели корочкой!
Хозяйка: -Ребятки, наверно наши калитки испеклись, пойдем и посмотрим. ( подходим к печи).
Хозяйка: Посмотрите, какие калиточки румяные получились.
-Вам понравилось печь калитки?
-А вам понравилось у меня в гостях?
- А что именно?
-А что нового вы узнали?
-А кто запомнил, как по - карельски здороваются?
-А как по - карельски калитки?
Хозяйка: Я предлагаю попить чай, но с начало надо все убрать.(дети помогают убирать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей второй группы раннего развития. «Репка»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию(рисование) для детей второй группы раннего развития.«Репка»Цель: закреплять знание русской народной сказки «Репка»; упр...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Лепка "Улитка, улитка, отвори калитку"
Формировать представления детей о жизни улиток, их внешнем виде, месте обитания. Развивать мышление, память, мелкую моторику, связную речь, художественное творчество. Воспитывать интерес к лепке, любо...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, художественное слово, личностно – ориентированной «Как у нашего кота шубка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684433","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования - тычок. Задачи:Обучающие-...
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (аппликация) для детей второй младшей группы. Тема: «Автобус»
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (аппликация) для детей второй младшей группы.Тема: «Автобус»Программное содержание:1. Учить детей передавать характерные особенн...